СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная программа "Земля - матушка, а хлеб - батюшка",

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся дворца творчества узнали о ценности хлеба, о том, как выращивается хлеб, каким трудным путем попадает он на стол, как к хлебу относились во время Великой Отечественной войны и как нужно относиться к нему. Дети читали стихи о хлебе, называли профессии людей, связанные с производством хлеба, отгадывали загадки о хлебобулочных изделиях, название сказок, вспоминали пословицы и поговорки о хлебе, пели песни. Учащиеся объединения "Игрушка своими руками" показали сценку "Святой хлеб". В завершении мероприятия дети составляли "Правила бережного обращения с хлебом".

Просмотр содержимого документа
«Познавательная программа "Земля - матушка, а хлеб - батюшка",»

Звучит музыка, на сцену выходят ведущие праздника в народных сарафанах.

Ведущая 1: - Здравствуйте, красны девицы!

Ведущая 2: - И добры молодцы!

Ведущая 1: - Гостям в нашей горнице всегда рады.

Ведущая 2: - В давние времена осенью собирался народ после летних трудов не для безделья, а для рукоделья.

Ведущая 1: - Вечерами шили-вышивали, да за прялками сиживали, песни напевали да сказки сказывали.

Ведущая 2: - И мы пригласили вас кое-что рассказать, своими знаниями поделиться, на вас посмотреть, да узнать, кто к нам в гости пожаловал.

Ведущая 1: - Отгадайте загадку.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый,

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет! (Хлеб)

Ведущая 2: - Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о хлебе.

Ведущая 1: - С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости.

Звучит музыка, на сцену выходят дети.

И. Коньков
1 реб.: - Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:

2 реб.: - Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.

3 реб.: - Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.

4 реб.: - Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.

5 реб.: - Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.

6 реб.: - Или пряники, печенье -
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!


Ведущая 2: - Ребята, а знаете ли вы о том, сколько лет хлебу, как он появился? Об этом и других интересных фактах о хлебе нам сейчас расскажут уч – ся объединения «Английский шаг за шагом» пед. А.В. Шереметьева.

Звучит музыка, на сцену выходят уч – ся объединения «Английский шаг за шагом»

Реб.1: - Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полям и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.

Реб. 2: - В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

Реб. 3: - Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Реб. 4: - А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Реб. 1: - С древнейших времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. Недаром у многих народов древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом-солью встречали  самых дорогих гостей.

Реб. 2: - Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга.

Реб. 3: - Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что детям, подросткам нужно съедать в день 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

Реб. 4: - 29 августа православные люди отмечают праздник хлеба – Хлебный спас. В этот день пекут хлеб из муки нового урожая и освещают его в храме.

Ведущая 1: - Спасибо вам, ребята, за столь интересный рассказ!

Ведущая 1: - Хлеб в старину называли «жито», от слова «жить». С незапамятных времен хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.

Ведущая 2: - Хлеб – один из тех продуктов, к которому еще с древности люди имели особое отношение. Они считали его настоящим Божьим даром, а потому проявляли к нему истинное уважение.

Ведущая 1: - Хлеб ранее считался самым главным угощением радушных хозяев, принимающих в своем доме гостей.

Ведущая 2: - С хлебом связано немало примет – они накапливались и дополнялись, передаваясь из поколения в поколение:

Нельзя сметать крошки рукой со стола – в доме нужда будет.

Ведущая 1: - После того, как Солнце заходит за горизонт, категорически запрещено начинать новую хлебную буханку. Согласно примете, это ведет к безденежью и нужде.

Ведущая 2: - Не рекомендуется оставлять в хлебе острый режущий предмет, поскольку так можно обречь всех домочадцев на постоянные неудачи.

Ведущая 1: - Пшеничный хлеб, согласно одной старой примете, больше всего предпочитают люди, отличающиеся тонкой, чувственной и ранимой натурой. А вот ржаной хлеб больше всего любят те, кто имеет силу духа, волевой характер и твердую решительность.

Ведущая 2: - Нельзя после трапезы оставлять недоеденные кусочки хлеба – так можно лишиться удачи и достатка. Если кто-то доедает такой кусочек – забирает счастье и везение себе.

Ведущая 1: - Если падает хлеб – значит, в доме скоро будут гости.

Ведущая 2: - Никакой хлеб нельзя выкидывать, даже если он зачерствел или вовсе заплесневел. Вместе с этим продуктом можно «выбросить» всю свою удачу, счастье, денежки и здоровье.

Ведущая 1: - Ни в коем случае нельзя отрезать хлеб, держа его на весу. По старой примете, это сулит болезни, беды и безденежье.

Ведущая 2: - Те люди, которые очень любят краюшки хлеба, считаются счастливыми, со счастливой и безбедной судьбой.

Ведущая 1: - Во время принятия пищи нужно пользоваться только одним режущим предметом для хлеба. В противном случае семью ждут разногласия, недопонимание и разлады.

Ведущая 2: - Если кто-то из домочадцев собирался в дорогу – ему обязательно заворачивали с собой непочатую хлебную буханку. По древним обычаям считалось, что этот продукт сохраняет в себе теплую, положительную энергетику дома, которая способна оберегать путника.

Ведущая 1: - Перед приемом пищи обязательно нужно было вначале съесть кусочек хлебушка, посыпанный солью. Это же нужно было сделать и после завершения трапезы.

Ведущая 2: - Если кто-то просит хлеб – ему обязательно нужно дать, причем, даже если в доме остался последний кусочек. По обычаю, считается, что отданный нуждающемуся хлеб, обязательно вернется в виде достатка и изобилия.

Ведущая 1: - Смеяться над хлебом считалось большим грехом, а небрежное отношение даже с крошками могло привести к нехватке денег и голоду. Оставить надкусанным кусок хлеба грозило потерей счастья и силы, запрещалось отламывать новый ломоть не доев первого. Никогда буханку не клали на голый стол без скатерти, а тем более коркой вниз, это считалось святотатством. С хлебом провожали на фронт и встречали с войны. Поминки также не обходились без хлеба, которым поминали умершего.

Ведущая 2: - Ребята, а вы знаете, от какого слова произошло название «каравай»? (ответы детей) От слова «корова», что в славянских диалектах означает «невеста». А суффикс «ай» в слове выступает символом быка, то есть мужчины. Таким образом, каравай олицетворял собой плодовитость, единство женского и мужского начала.

Ведущая 1: - Свадебный каравай – это символ. С ним родители встречают молодоженов, желая им благополучия и достатка. К караваю на бракосочетании всегда относились с особым почтением. Считается, что выпекать его должна только женщина, счастливая в браке, – тогда своим счастьем она поделится с новобрачными. Ни в коем случае нельзя было печь каравай в плохом настроении или с недомоганием – это могло испортить жизнь тем, кто будет его есть. Да и сам хлеб получится невкусным.

Ведущая 2: - Перед началом замешивания теста для каравая, а также во время его приготовления читались особые молитвы. Значение имели даже узоры, украшавшие свадебный каравай. Например, традиционная веточка калины символизирует любовь, пшеничный колос – достаток, листья дуба – здоровье. Если каравай подгорел или немного треснул, это считалось недобрым предзнаменованием: семья будет не очень дружной, возможны скандалы и недопонимание.

Ведущая 1: - По старинному русскому обычаю родители встречали молодоженов с хлебом солью и приглашали всех гостей к праздничному столу. Молодожены обязательно откусывали от каравая, выясняя, кто из них будет "первым" (главным) в семье. И эта традиция сохранилась и в наше время.

Ведущая 2: - Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости.

Преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра. Если пришедший гость в избу отказывался от угощения - это расценивалось как оскорбление.

Ведущая 1: - «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» – гласит народная мудрость.

Ведущая 2: - А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного, трудового хлеба?..

Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное – работой пахнет хлеб.

Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжкая работа.

Ведущая 2: - А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде булочки, батона или пышного, румяного, вкусного каравая? Давайте с вами посмотрим небольшое видео «От зернышка до хлебушка». Внимание на экран.

(Видео «От зернышка до хлебушка»)

Ведущая 1: - Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы или ржи, пока попадет на наш стол в виде хлеба. А теперь, давайте с вами поиграем.

Конкурс «Калейдоскоп профессий».

Дети делятся на две команды.

Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь, водитель, продавец)

Ведущая 2: - А сейчас мы вам предлагаем немного отдохнуть и подвигаться. Превратимся с вами в зёрнышки. Привстаньте со своих мест и повторяйте все движения за нами.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало».

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.

Ведущая 1: - А теперь послушайте замечательную песню «Хлеб да соль» в исполнении И. Терениной уч – ся объединения «Сольные голоса» пед. С.В. Панина

Ведущая 2: - С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. В XVI в. пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги и пряники.

Ведущая 1: - На Руси издревле людей обычных специальностей (сапожников или конюхов) кликали Ваньками да Васьками, но пекарей всегда уважительно величали полными именами: Иван или Василий.

Пекарей часто называли  «басманниками», от слова "басман" - хлеб для царя.

Ведущая 2: - Хлебопеки передавали секреты своего мастерства из поколения в поколение, постепенно создавались целые династии. В России, например, в XVII – XVIII веке очень известной была династия Филипповых. В их булочных всегда нужно было выстоять очередь, чтобы купить черный хлеб, баранки или пирожки, продукцию также отправляли обозами из Москвы за сотни километров в другие города. Царь Александр III даже назначил Ивана Филиппова «Поставщиком дворца его Императорского Величества», а это было чрезвычайно почетное звание!

Ведущая 1: - Кроме пекарей хлеб готовили в каждом доме и выполняли эту работу обычно женщины. До XIX в. хлебопечение было тяжелым ручным трудом. И лишь во второй половине прошлого столетия были изобретены механизированные тестомесильные машины, тесто делители и конвейерные печи.

Ведущая 2: - А сейчас, ребята, предлагаем вам отгадать загадки.

У хлеба есть сестренки и братья,
Предлагаю их скорее отгадать я!
Все родственники эти из муки,
Замеси скорее тесто и пеки!

«Отгадай загадки»

  1. Каждый, каждый с ним знаком, -

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается ...(Пирог)

  1. Белый хлебец, на баранку похожий,
    Толстый, весь в маке и стоит дороже.
    В чашечку кинь рафинада ты кубик,
    Ешь не спеша с чаем толстенький … .(Бублик)

  2. Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)

  1. В нём прослойка – сладкий джем,

Сверху лёгкий белый крем.

И мука в нём – высший сорт,

Получился вкусным ... (торт)!

  1. Из муки рассыпчатой,

Сладкое печатное

Формою узорчатой,

Да в печи печёное

Всяк ест с наслаждением

Вкусное ...(Печенье)

Ведущая 2: - Ребята, скажите, а как все эти продукты можно назвать вместе одним словом?

(Дети: Хлебобулочные изделия.)

Ведущая 1:-  Правильно. Ребята, сейчас мы проверим, кто из вас самый сообразительный и внимательный. Мы будем читать вам стихотворение, если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки - топайте. Готовы? Начинаем!

Малоподвижная игра «Слушай внимательно»

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка

Называйте, не стесняйтесь.

Выбирайте, угощайтесь!

Ведущая 2: - А сейчас, послушайте песню «Булочка с творогом» в исполнении уч – ся студии «Маленькие звезды» пед. И.И. Чегринец



Ведущая 1: - Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ведущая 2: - Пословиц и поговорок о хлебе очень много. Я знаю вот такую: «Если хлеб на столе, то и стол – престол! А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!». А вы, ребята, знаете пословицы о хлебе?, давайте их вспомним. Мы называем первую часть пословицы, а вы вторую.

  • Хлеб – батюшка, земля – ….матушка.

  • Кто трудиться рад, тот хлебом …богат.

  • Плох обед, когда …хлеба нет.

  • Хлеба ни куска, так и в горнице …тоска.

  • Захочешь есть - о хлебе …вспомнишь.

  • Горька работа, да потом хлеб …сладок.

  • Без соли не вкусно, без хлеба — …не сытно.

  • Без хлеба и мёдом сыт …не будешь.

  • Покуда есть хлеб да вода, все …не беда.

Ведущая 1: - Молодцы, ребята, все пословицы назвали. О хлебе написано множество стихов, рассказов, книг. А вы знаете, что хлеб упоминается и в сказках. Мы предлагаем вам отгадать сказочные загадки.

Ведущая 2: - Отгадайте, из какой это сказки?

  1. Ей царевна говорит, —
    На ж, лови!» — и хлеб летит.
    Старушонка хлеб поймала;
    «Благодарствую, — сказала.—
    Бог тебя благослови;I

Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки,
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед», —
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

2. В какой сказке:

«Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать?..»

(Сивка-Бурка)

3. Однажды хозяин ему сказал: «Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей оброк мне полный?»

(Сказка о попе и его работнике Балде)

4. А как подал хлеб царю, царь сказал :

  • Вот этот хлеб, только в праздник есть.

  • Кто испек этот хлеб?

(Василиса Премудрая – Царевна лягушка)

5. «И подумал он про себя: «Все хорошо, да есть нечего» - и вырос перед ним стол, убранный – разубранный. Встал он из-за стола, а поклониться некому и сказать за хлеб-соль «спасибо» некому».

(С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»)

6. …Тут Иван с печи слезает,

Малахой свой надевает,

Хлеб за пазуху кладет,

Караул держать идет…

(П. Ершов «Конек-горбунок»)


7. Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? («Колобок»)

8. В чем сказочный медведь нес Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе)

9. Какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской народной сказке «Мужик и медведь»? (Рожь)


10. «…Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу…

Там пшеницу продавали…

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить?».

(П. Ершов «Конек-горбунок»)

Ведущая 2: - Очень хорошо! Все сказки отгадали!

Ведущая 1: - В каждом кусочке хлеба - душа народа, кусочек твоей родной земли, родины, судьбы многих людей, их неустанный честный труд. Судьба хлеба зависит от каждого из нас. И вот пример единства горькой судьбы хлеба и всех людей нашей страны… (Приглушённо звучит мелодия “Священная война!”)

Ведущая 2: - В годы Великой Отечественной Войны город Ленинград (сейчас Санкт-Петербург) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду в 900 дней и ночей. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть, и самой большой ценностью был хлеб, выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

Ведущая 1: - 125 граммов – это с трудом можно назвать хлебом – в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. 125 граммов... Как мал был этот кусочек жизни, но именно он вселял надежду жителям блокадного Ленинграда. Помните это и бережно относитесь к хлебу. Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Ведущая 2: - Новый мир мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб всей жизни голова!»

Сценка «Святой хлеб».

(входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает)

Внучка: - Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка:- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен».

Внучка: -  А Пашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю.

Бабушка: - Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба.

Хлеб – святой!

Внучка: -  Говорила бабушка, мама говорила:

Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!

Но мальчишки в школе с этим не считаются

И в столовой корками хлебными бросаются.

А я хлеба корку никогда не брошу,

Потому что хлеб наш вкусный и хороший.

Потому что много стоило труда,

Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!


Звучит музыка, на сцену выходит В.Евтеева, читает стих.

Реб.: - : - Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».

Ведущая 1: - Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

Помните, ребята, такие правила:

  • Не покупай лишнего хлеба.

  • Никогда не бери хлеб грязными руками.

  • Ставь хлеб на стол первым, положив его чистую салфетку или на тарелку.

  • За столом бери столько хлеба, сколько съешь.

  • Во время еды не допускай шалостей с хлебом.

  • Чтобы хлеб лучше сохранялся, храни его в емкости с крышкой или в хлебнице.

  • Научись использовать черствый хлеб.

  • Никогда не выбрасывай хлеб!

  • Всегда и везде уважительно относись к хлебу!



Ведущая 2: - Вот пример сказки, который говорит о ценности хлеба. Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок. Обрадовался и понёс к ювелиру: «Сколько стоит мой самородок?». «1000 рублей» - ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому ювелиру. И правильно сделал, потому, что самородок был оценён в 5 тысяч рублей. Но его снова взяло сомнение. Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что оно стоит 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

«Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле» - сказал он старому мудрецу – но не могу установить истинную цену самородка». Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому что ты ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле... Попробуй неделю не поесть – за кусок хлеба и самородок отдашь. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни».

Звучит музыка, на сцену выходят уч – ся объединения «……» пед. Н.И. Чемоданова

«Хлеб» - Ольга Стратонович
1 реб.: - Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.

2 реб.: - Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.

3 реб.: - Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.

4 реб.: - Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.

1 реб.: - И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!

Ведущая 1: - Ребята, мы сегодня прикоснулись к одному из таинств нашей вселенной, к великой силе хлеба. Узнали, как выращивается хлеб, и каким трудным путем он попадает к нам на стол. И в заключение нашего праздника хочется сказать такие слова:
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.

Ведущая 2: - Вы вспомните мои слова,
Проснувшись утром на рассвете.
Ведь ничего дороже в жизни нет,
Чем свежий хлеб на этом белом свете.

Ведущая 1: - И, если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб.
Ведущая 2: - Ведь прав был пекарь – мудрый человек -
Вместе: - Дороже хлеба в жизни нет!

Спасибо всем за участие и внимание!

есть только члены королевской семьи. Хлеб вчерашний предназначался для

окружения короля (высшего общества). Хлебные изделия, выпеченные два дня

назад, ели помещики и дворяне. Хлеб трехдневной давности служил пищей для

монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились

крестьяне и мелкие ремесленники.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли

хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари

подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников,

блинников.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-

батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех,

кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда

не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными

именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей,

которые растят и убирают хлеб.

В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.

В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли,

есть только члены королевской семьи. Хлеб вчерашний предназначался для

окружения короля (высшего общества). Хлебные изделия, выпеченные два дня

назад, ели помещики и дворяне. Хлеб трехдневной давности служил пищей для

монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились

крестьяне и мелкие ремесленники.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли

хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари

подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников,

блинников.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-

батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех,

кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда

не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными

именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей,

которые растят и убирают хлеб.

13