Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 301 г. Челябинска»
________________________________________________________________________
454085, г. Челябинск, ул. Марченко, 29-а тел. 737-67-36, эл. адрес: [email protected]
Познавательно – исследовательский проект
для детей дошкольного возраста
«Луковая радость»
Воспитатель 11 группы:
Федосеева С.Н.
2024
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Возраст детей: подготовительный дошкольный возраст.
Актуальность: Глобальное изменение климата на Земле - это процессы, на которые человечество на сегодняшний день не в состоянии повлиять, поэтому нельзя недооценивать их последствия, возможные риски и трудности для людей в связи с грядущими событиями на Земле, к этим событиям нужно готовиться. Поэтому, мы решили запустить познавательно – исследовательский проект о выращивание лука в различной среде.
Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука в различных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать этапами проведения опыта. Определить более благоприятную среду для выращивания лука. Развивать мышление детей, творческое воображение и любознательность в процессе экспериментальной и исследовательской деятельности по выращиванию лука. Эта работа поможет развить интерес детей к растительному миру: создать условия для исследовательно-экспериментального развития детей в процессе реализации проекта, выявить наиболее благоприятные условия для выращивания зелёного лука.
Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!
Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.
Наше наблюдение совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фото-фиксации каждого этапа наблюдения. Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в разные условия.
Задачи:
Формировать основы исследовательской деятельности у младших и старших дошкольников в процессе посадки лука. Формировать у детей правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки);
Уточнить представления детей о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Познакомить детей с внешними особенностями луковицы (круглая, гладкая, покрыта шелухой);
Закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете;
Дать элементарные понятия об овощах, их полезных качествах, как источники природных витаминах для здоровья человека
Расширять представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
Учить бережно относиться к природе;
Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц;
Посадить лук и провести наблюдение за ростом лука в разных условиях:
10.Оформить результаты наблюдения.
11.Приобщение детей к коллективному труду (полив и уход за растениями).
Объект исследования и материалы: лук репчатый, лук-севок, контейнеры для посадки, пластиковые упаковки для создания парникового эффекта.
Предварительный этап проекта: разработка реализации проекта, подбор материала, составить план основного этапа.
Ожидаемый результат: приобретение знаний о луке, что его можно прорастить в любых условиях, осознание детьми значимости природы.
Заключительный этап проекта: фото-отчёт о том, что получилось, выводы о наиболее быстром и качественном способе выращивания лука.
Этапы | Содержание | Участники |
Подготовительный | 1.Знакомство с овощными культурами (лук). 2.Подборка художественной литературы (стихи, пословицы, загадки), дидактические игры, физкультминутки, иллюстрации по теме. 3.Просмотр презентации по теме: «Волшебный лук» 4. Посадка лука. 5.Привлечение родителей к проектной деятельности. | Воспитатели, дети, родители. |
Основной | 1.Наблюдение за луком, фото-отчет. 2.Употребление в пищу результата познавательно – исследовательской работы. | Воспитатели, дети. |
Заключительный | 1.Подведение итогов (выводы). 2.Предложили родителям закрепить в домашних условиях приобретенные знания и навыки по выращиванию лука. | Воспитатели, дети, родители. |
Причиной нашей познавательно – исследовательской деятельности стала проблема изменений климатических условий в нашем городе, в бурных обсуждениях климатических изменений природы с детьми и родителями, стал вопрос о роста урожая в стране. Так возникла идея выращивания одного из самых полезных овощей, а именно лука в различных условиях.
Разнообразие лука
Всего в мире около 30 родов и 650 видов лука.
Больше всего известны такие виды луков.
Лук репчатый Лук белый
Лук красный Лук севок
Лук – порей Лук – батун
Многоярусный лук Лук – резанец (шнитт-лук)
Лук зелёный Лук алтайский (горный)
Лук душистый Лук – шало
Проводимые опыты по выращиванию лука в разных условиях
Продолжительность: май 2024 года.
Для проведения опытно-экспериментальной работы по выращиванию лука в разных условиях были использованы материалы:
одноразовые прозрачные стаканчики,
ящички для посадки растений,
земля,
дистиллированная вода, лук, лук севок.
Для опыта использовали 2 одноразовых стаканчика:
- налили воду,
- поставили лук.
В ящички с землей посадили лук-севок.
На 3-тий день наблюдения у лука, погруженного в воду, появились корешки.
На 6 день в стаканчиках с водой появились первые ростки зеленых перышек.
Наблюдая, каждый день, за ростом лука, через 10 дней в стаканчиках с водой появились перья, а в земле только начал появляться росток.
Перья в лотке с землей появились только на 14 день.
Выводы:
Лук может прорасти и давать обильную зелень и находясь погруженный в воду, и посаженный в землю.
Но для быстрого появления урожая лучше погружать луковицу в воду.
Чтобы вода в сосуде испарялась меньше, то в воду лучше добавлять несколько капель растительного масла.
Каждый день наблюдаем за ростом лука, осуществляем ежедневный полив. Через 10 дней срезаем стрелки лука.
Некоторым детям суп с зелёным луком и чесноком очень нравится.
Мы сделали вывод, что лук может прорасти как в почве, так и без почвы. В стакане с водой.
В результате у нас вырос лук
Наш лучок подрос, мы его срезали и с удовольствием кушаем на обед в салате и в супе.
Выводы:
Для роста растения необходимы: тепло, солнечный свет и вода. В холодной почве растения растут медленно, плохо и могут погибнуть.