СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-исследовательский проект на тему: «От семечка до семечка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательно-исследовательский  проект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «От семечка до семечка»  

 

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект на тему: «От семечка до семечка»»

Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «От семечка до семечка»

Введение

Любовь к природе - одна из главных истин, составляющая устои нашей жизни. Воспитать это качество одними беседами и призывами невозможно. Необходимо увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на вопросы, интересующие дошкольников, используя различные приемы, методы и средства. В процессе наблюдений надо учить детей видеть красоту и очарование природы своего родного края, чтобы аромат цветов, детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь.

Актуальность проекта:

Воспитатель формирует у детей первые представления о взаимосвязях в природе, акцентирует внимание детей на то, как красив и многообразен окружающий мир природы. В течение года проводит наблюдения с детьми за изменениями, происходящими в природе: появлением первой травы, первоцветов, распусканием почек на деревьях и кустарниках, цветением растений, появлением плодов, увяданием. Но не обращает внимание детей на то, как природа возрождается, человек тоже играет большую роль в обновлении природы: сажая деревья, огороды, создавая цветники. Поэтому основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку стать не только наблюдателем, но и активными созидателем природы.

Вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира, поможет удовлетворить детское любопытство, познать взаимосвязь между явлениями в природе.

Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: среднесрочный (3месяца)
Срок реализации проекта: с марта - по июнь

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы компенсирующей направленности 13 человек, родители.

Цель:  Создание условий для ознакомления детей с разными способами размножения растений, условиями жизни культурных растений.

Задачи:

- формировать у детей интерес к посадке растений, к познавательно-исследовательской деятельности;

- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;

- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

- активизировать речь и обогащать словарь детей;

- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

- учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения ;

- творчески оформить мини - огород на подоконнике;

- расширить знания детей об истории развития земледелия в России

- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, заботливое отношение к природе.


Предполагаемый результат:

1. Повысится экологическая компетентность детей:

- дети смогут различать некоторые виды растений,

- узнают особенности строения растения,

- научаться правильно, ухаживать за ними,

- дети узнают много интересного из жизни растений,

- исследуют опытным путем условия необходимые для их роста,

- дети сумеют самостоятельно выполнять работу по размножению растений, посеву и выращиванию семян, уходу за растениями,

- научатся составлять календарь наблюдения за развитием растений, наслаждаться и пользоваться результатами своего труда

2. Повысится педагогическая компетентность родителей

- родители станут более заинтересованы в познавательном досуге своего ребенка,

- появятся новые общие интересы детей и родителей.


Этапы работы по реализации проекта

I этап – Подготовительный

- Постановка цели проекта;

- Изучение методической и детской литературы;

- Разработка перспективно-тематического плана познавательно-исследовательской деятельности;

- Разработка календаря наблюдений за посадками;

- Подборка дидактических игр.

Работа с родителями

- Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»;

- Изготовление персонажей – Чучелка;

- С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек;

- Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки;

- Подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне; 

II этап – Исследовательский

- Проведение мероприятий перспективного плана проекта, НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы; беседы, игровые

обучающие ситуации, игры драматизации; ситуативные разговоры; образовательные ситуации; рассматривание репродукций, презентаций; составление рассказов, пересказы текстов; разные виды игр с детьми). 

- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Наблюдение за всходами семян, за ростом растений, фиксирование результатов.

III этап - заключительный

Посадка рассады на клумбы вокруг участка

Цель: вызвать желание детей украсить свой участок, помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своего труда


Реализация проекта

План мероприятий по реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 3 месяца и будет состоять из двух частей:

«Огород на окне» с 1.03. по 20.05.

Высадка рассады с 20.05.по 05.06.


Перспективный план мероприятий

Познание

- Наблюдение «Посадка лука в землю и в воду»

Цель: способствовать усвоению детьми знаний о разных способах выращивания лука

- Беседа - исследование. «Узнаем, какая земля».

Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.

- Подготовка к посадке и наблюдение за развитием семян кабачка, огурца

Цель: добиться уточнения знаний детей о развитии растений

- Посадка семян петунии в торфяные таблетки

Цель: расширить знания детей о способе посади семян обеспечить самостоятельную деятельность детей по посадке растений

- Посадка мелких семян и наблюдение за их развитием в разных условиях проращивания

Цель: развитие умения сеять мелкие семена при помощи снега, наблюдение за прорастанием семян в горшочке и в мини-тепличке

- Пикировка проросшей рассады

Цель: познакомить детей с правилами пикирования растений

-Ведение календаря наблюдений за ростом и развитием растений

Цель: обеспечить развитие умения детей анализировать и фиксировать свои наблюдения

- Наблюдения: «Как растут наши растения?»

Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

- Дидактическая игра «Путаница»

Цель: уточнить знания детей о частях растений.

-Беседа «Семечко, вот оно какое»

Цель: расширять знания детей об особенностях строения и роста растений; воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

-Беседы: « Для чего нужен «Огород на окне»»

Цель: познакомить детей с понятием «огород на окне»;

- Наблюдение « Первые ростки».

Цель: развивать у детей наблюдательность

- Наблюдение за конденсатом в парнике

Цель: дать детям понятие о процессе испарения влаги (понаблюдать капельки воды, образовавшиеся под парником).

- Рассматривание « Зелёные малыши».

Цель: воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними; отражать рост растений с помощью зарисовок.

- Ситуативный разговор «Зелёная аптека на грядке»

- Наблюдение «Сначала цветок, а потом – плод»

Цель: обратить внимание детей на завязи перца и помидора (мелкие и более крупные), вызвать желание наблюдать за растением.

- Ситуативный разговор «Что любит росток»

Цель: продолжить знакомить детей с элементарными правилами ухода за растениями.

- Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плод)

- Д/и «Что сначала, что потом?»

Цель: упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи

- Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Цель: формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию игровых действий; учить детей строить взаимодействие со сверстниками, играть дружно, принимать во внимание желания товарищей.

- Театрализованная игра «Репка».

Цель: учить детей изображать характерные особенности героев; развивать творческие способности, воспитывать интерес к театрализованной игре.

-Интерактивное упражнение «Какие инструменты нужны гному для работы на огороде»

Цель: закрепить знания детей о садовых инструментах, знать их название и назначение, различать их по внешнему виду.

- Ситуативный разговор «Что можно приготовить из овощей»

Цель: расширить знания о блюдах, приготовленных из овощей; учить детей проявлять гостеприимство; принимать участие в элементарных трудовых процессах.

- Интерактивная игра «Кто скорее соберет»

Цель. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать выдержку, дисциплинированность.

- Рассматривание «Выращивание лука на перо».

-Цель: предложить детям рассмотреть луковицы, рассказать, как сажают лук, ухаживают за ним, какие изменения произошли со времени прошлого наблюдения.

- Составление книжки-малышки «Мои любимые овощи»

Цель: развивать навыки составления рассказа из опыта детей; активизировать названия овощей, закрепить обобщающее понятие «овощи»

- Чтение художественной литературы: «Вершки и корешки», «Пых», «Колосок», Э. Хогарт «Мавин и его знаменитый кабачок», Я. Тайц «Послушный дождик», В. Сутеев «Яблоко», стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» пер. шотл. И. Токмаковой.

Цель: формировать интерес и потребность в чтении; воспитывать умения слушать произведение.

- Раскрашивание «Садовые инструменты»

Цель: упражнять в штриховке в одном направлении.

- Рисование «Первые всходы»

Цель: учить рисовать с натуры первые всходы, передавая особенности строения, окраски и размещения в пространстве.

- зарисовка «Мы садили огород… »

Цель: продолжать учить детей рисовать фигуру человека в движении, развивать у детей чувство цвета, ритма (при рисовании листьев гороха); воспитывать аккуратность при работе с красками, желание рисовать.

- Сюжетная лепка по мотивам сказки "Пых" на тему: «Во саду ли, во огороде..»

Цель: учить лепить передавая форму и характерные особенности овощей; показать, что разные овощи (репу и свеклу) можно лепить одним способом, так как они похожи по форме.

- Аппликация из заготовленных частей предмета «Лучок»

Цель: учить детей составлять целое из частей; закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой.


Самостоятельная и совместная деятельность

Настольные, дидактические, строительные игры, театрализованные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, игры драматизации.


Итог проекта

В ходе проекта воспитанники:

- познакомились с разными способами размножения растений;

- научились самостоятельно выращивать растения из мелких и крупных семян, клубней, луковиц, наблюдать за их ростом и развитием, делать выводы на основе своих наблюдений;

- получили эмоциональное наслаждение от результатов своего труда.