Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «От семечка до семечка»
Введение
Любовь к природе - одна из главных истин, составляющая устои нашей жизни. Воспитать это качество одними беседами и призывами невозможно. Необходимо увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на вопросы, интересующие дошкольников, используя различные приемы, методы и средства. В процессе наблюдений надо учить детей видеть красоту и очарование природы своего родного края, чтобы аромат цветов, детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь.
Актуальность проекта:
Воспитатель формирует у детей первые представления о взаимосвязях в природе, акцентирует внимание детей на то, как красив и многообразен окружающий мир природы. В течение года проводит наблюдения с детьми за изменениями, происходящими в природе: появлением первой травы, первоцветов, распусканием почек на деревьях и кустарниках, цветением растений, появлением плодов, увяданием. Но не обращает внимание детей на то, как природа возрождается, человек тоже играет большую роль в обновлении природы: сажая деревья, огороды, создавая цветники. Поэтому основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку стать не только наблюдателем, но и активными созидателем природы.
Вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира, поможет удовлетворить детское любопытство, познать взаимосвязь между явлениями в природе.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: среднесрочный (3месяца)
Срок реализации проекта: с марта - по июнь
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы компенсирующей направленности 13 человек, родители.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с разными способами размножения растений, условиями жизни культурных растений.
Задачи:
- формировать у детей интерес к посадке растений, к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
- учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения ;
- творчески оформить мини - огород на подоконнике;
- расширить знания детей об истории развития земледелия в России
- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, заботливое отношение к природе.
Предполагаемый результат:
1. Повысится экологическая компетентность детей:
- дети смогут различать некоторые виды растений,
- узнают особенности строения растения,
- научаться правильно, ухаживать за ними,
- дети узнают много интересного из жизни растений,
- исследуют опытным путем условия необходимые для их роста,
- дети сумеют самостоятельно выполнять работу по размножению растений, посеву и выращиванию семян, уходу за растениями,
- научатся составлять календарь наблюдения за развитием растений, наслаждаться и пользоваться результатами своего труда
2. Повысится педагогическая компетентность родителей
- родители станут более заинтересованы в познавательном досуге своего ребенка,
- появятся новые общие интересы детей и родителей.
Этапы работы по реализации проекта
I этап – Подготовительный
- Постановка цели проекта;
- Изучение методической и детской литературы;
- Разработка перспективно-тематического плана познавательно-исследовательской деятельности;
- Разработка календаря наблюдений за посадками;
- Подборка дидактических игр.
Работа с родителями
- Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»;
- Изготовление персонажей – Чучелка;
- С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек;
- Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки;
- Подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне;
II этап – Исследовательский
- Проведение мероприятий перспективного плана проекта, НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы; беседы, игровые
обучающие ситуации, игры драматизации; ситуативные разговоры; образовательные ситуации; рассматривание репродукций, презентаций; составление рассказов, пересказы текстов; разные виды игр с детьми).
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Наблюдение за всходами семян, за ростом растений, фиксирование результатов.
III этап - заключительный
Посадка рассады на клумбы вокруг участка
Цель: вызвать желание детей украсить свой участок, помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своего труда
Реализация проекта
План мероприятий по реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца и будет состоять из двух частей:
«Огород на окне» с 1.03. по 20.05.
Высадка рассады с 20.05.по 05.06.
Перспективный план мероприятий
Познание
- Наблюдение «Посадка лука в землю и в воду»
Цель: способствовать усвоению детьми знаний о разных способах выращивания лука
- Беседа - исследование. «Узнаем, какая земля».
Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.
- Подготовка к посадке и наблюдение за развитием семян кабачка, огурца
Цель: добиться уточнения знаний детей о развитии растений
- Посадка семян петунии в торфяные таблетки
Цель: расширить знания детей о способе посади семян обеспечить самостоятельную деятельность детей по посадке растений
- Посадка мелких семян и наблюдение за их развитием в разных условиях проращивания
Цель: развитие умения сеять мелкие семена при помощи снега, наблюдение за прорастанием семян в горшочке и в мини-тепличке
- Пикировка проросшей рассады
Цель: познакомить детей с правилами пикирования растений
-Ведение календаря наблюдений за ростом и развитием растений
Цель: обеспечить развитие умения детей анализировать и фиксировать свои наблюдения
- Наблюдения: «Как растут наши растения?»
Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
- Дидактическая игра «Путаница»
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
-Беседа «Семечко, вот оно какое»
Цель: расширять знания детей об особенностях строения и роста растений; воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
-Беседы: « Для чего нужен «Огород на окне»»
Цель: познакомить детей с понятием «огород на окне»;
- Наблюдение « Первые ростки».
Цель: развивать у детей наблюдательность
- Наблюдение за конденсатом в парнике
Цель: дать детям понятие о процессе испарения влаги (понаблюдать капельки воды, образовавшиеся под парником).
- Рассматривание « Зелёные малыши».
Цель: воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними; отражать рост растений с помощью зарисовок.
- Ситуативный разговор «Зелёная аптека на грядке»
- Наблюдение «Сначала цветок, а потом – плод»
Цель: обратить внимание детей на завязи перца и помидора (мелкие и более крупные), вызвать желание наблюдать за растением.
- Ситуативный разговор «Что любит росток»
Цель: продолжить знакомить детей с элементарными правилами ухода за растениями.
- Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плод)
- Д/и «Что сначала, что потом?»
Цель: упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи
- Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию игровых действий; учить детей строить взаимодействие со сверстниками, играть дружно, принимать во внимание желания товарищей.
- Театрализованная игра «Репка».
Цель: учить детей изображать характерные особенности героев; развивать творческие способности, воспитывать интерес к театрализованной игре.
-Интерактивное упражнение «Какие инструменты нужны гному для работы на огороде»
Цель: закрепить знания детей о садовых инструментах, знать их название и назначение, различать их по внешнему виду.
- Ситуативный разговор «Что можно приготовить из овощей»
Цель: расширить знания о блюдах, приготовленных из овощей; учить детей проявлять гостеприимство; принимать участие в элементарных трудовых процессах.
- Интерактивная игра «Кто скорее соберет»
Цель. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать выдержку, дисциплинированность.
- Рассматривание «Выращивание лука на перо».
-Цель: предложить детям рассмотреть луковицы, рассказать, как сажают лук, ухаживают за ним, какие изменения произошли со времени прошлого наблюдения.
- Составление книжки-малышки «Мои любимые овощи»
Цель: развивать навыки составления рассказа из опыта детей; активизировать названия овощей, закрепить обобщающее понятие «овощи»
- Чтение художественной литературы: «Вершки и корешки», «Пых», «Колосок», Э. Хогарт «Мавин и его знаменитый кабачок», Я. Тайц «Послушный дождик», В. Сутеев «Яблоко», стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» пер. шотл. И. Токмаковой.
Цель: формировать интерес и потребность в чтении; воспитывать умения слушать произведение.
- Раскрашивание «Садовые инструменты»
Цель: упражнять в штриховке в одном направлении.
- Рисование «Первые всходы»
Цель: учить рисовать с натуры первые всходы, передавая особенности строения, окраски и размещения в пространстве.
- зарисовка «Мы садили огород… »
Цель: продолжать учить детей рисовать фигуру человека в движении, развивать у детей чувство цвета, ритма (при рисовании листьев гороха); воспитывать аккуратность при работе с красками, желание рисовать.
- Сюжетная лепка по мотивам сказки "Пых" на тему: «Во саду ли, во огороде..»
Цель: учить лепить передавая форму и характерные особенности овощей; показать, что разные овощи (репу и свеклу) можно лепить одним способом, так как они похожи по форме.
- Аппликация из заготовленных частей предмета «Лучок»
Цель: учить детей составлять целое из частей; закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой.
Самостоятельная и совместная деятельность
Настольные, дидактические, строительные игры, театрализованные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, игры драматизации.
Итог проекта
В ходе проекта воспитанники:
- познакомились с разными способами размножения растений;
- научились самостоятельно выращивать растения из мелких и крупных семян, клубней, луковиц, наблюдать за их ростом и развитием, делать выводы на основе своих наблюдений;
- получили эмоциональное наслаждение от результатов своего труда.