МДОУ д/с №7 «Родничок» г.Суоярви
«ВОЛШЕБНАЯ СНЕЖИНКА»
Познавательно – исследовательский проект
в 1 –ой младшей группе
Воспитатели:
Попова Оксана Валериановна
Матюшева Ирина Юрьевна
Музыкальный руководитель:
Каштальянова Ольга Владимировна
г. Суоярви , 2020 г.
Актуальность проекта:
Ребенок с самого рождения пытается исследовать мир, который его окружает, являясь своего рода первооткрывателем, ведь для него все происходит впервые. Возникает множество вопросов, на которые необходимо найти ответ: почему идет дождь, что такое снег, как растут деревья и многое другое. В 2-3 года ребенок лучше воспринимает информацию, если у него есть возможность увидеть, потрогать предмет, попробовать его на вкус, поиграть с ним. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет как в условиях организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных процессов расширить, обогатить и систематизировать знания детей о снеге, будет способствовать развитию интереса к экспериментированию со снегом, водой и льдом.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.
Вид проекта: групповой.
Длительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.
Объект исследования: снег
Обоснование темы проекта (проблема): Дети не имеют представления о том , что снежинки могут иметь разную форму, мало знают о свойствах снега.
Цель проекта:
Развитие познавательных и творческих способностей у дошкольников младшего возраста в исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
Развивать у детей познавательную активность.
Уточнить и обогатить представления о времени года – зиме, о зимних явлениях.
Формировать предпосылки поисковой деятельности.
Развивать творческие способности , воображение, речь.
Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово и музыку.
Гипотеза: Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста . Если знакомить детей со свойствами снега, экспериментировать со снегом, рисовать и разукрашивать снежинки , беседовать о зимних явлениях, читать художественную литературу, играть подвижные и дидактические игры, то у детей появиться интерес к этому виду деятельности, они овладеют знаниями о свойствах снега, возрастет речевая активность детей, что повлияет на самостоятельную игровую деятельность. Привлечь к проекту родителей.
Во время проекта дети изучили свойства снега, закрепили знания о свойствах и качествах снега, посмотрели, как снег превращается в воду, а вода в лёд. В течение недели на прогулке дети наблюдали за снегом, изучали строение снежинки , играли со снегом. Познакомились с художественной литературой, описывающей зиму, снег, метель и заучили стихотворение «Снежинка». Читали слушали сказки «Заюшкина избушка», «Рукавичка».
А так же слушали дополнительные сказки : «Дед Мороз и Снежинка», «Как Медведь и Ёжик искали снег».
Ход проекта:
Этап 1 :
Привлечь внимание детей к падающему снегу:
«Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он всё падает и падает. Это снегопад!» дети повторяют: «Снегопад».
Медленно кружатся в воздухе снежинки. А на нас садятся? Дети внимательно осматривают себя.
«Смотрите, как звёздочка!» - говорит педагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадёт на варежку большая снежинка – подуть на неё. «Летит? Пусть летит дальше! Снежинка лёгкая пушистая, красивая!»
Прочесть стихотворение Агнии Барто:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Дети повторяют: «Снежинка лёгкая, пушистая, красивая, как звёздочка» .
«Куда еще падает снег?» Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?
Затем снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что произойдёт со снежинкой. Объясняет : «Села снежинка на руку и растаяла. Была, и вот её уже нет ! Вот такая звёздочка-малютка !»
Дети очень удивились , что снежинка растаяла.
Воспитатель: « А давайте соберём все снежинки вместе и слепим снеговика !» . Дети совместно с воспитателем лепят снеговика.
Я, ребята, Снеговик.
К снегу, холоду привык.
Вы слепили меня ловко:
Вместо носа – тут морковка.
Этап 2:
Воспитатель: «А давайте, дети, мы с вами сделаем свои снежинки».
Воспитатель показывает какие бывают снежинки.
Коллективная работа: дети мастерят волшебные снежинки из различного материала (пластилина, ваты, бумаги)
Этап 3:
Принести в группу снег. Предложить потрогать рукой. Снег холодный или тёплый? Оставить на несколько минут, снег становится мягким и начинает таять (превращается в воду). Сделать вывод о том, что снег в тепле превращается в воду.
Этап 4:
Совместно с музыкальным работником подвижная игра «Волшебный платок»
Этап 5:
Совместная работа с родителями. Выставка «Волшебная снежинка»
Вывод:
Дети овладели знаниями о свойствах снега, что снег белый, холодный, мягкий, пушистый, состоит из маленьких снежинок, тает в теплых ладошках и теплом помещении; при таянии снег превращается в воду. Возросла речевая активность детей, что повлияло на самостоятельную игровую деятельность. Узнали, что снежинки бывают разные и что нет одинаковых снежинок. Снеговик – это постройка из снега, научились называть части снеговика.
Приложение 1
«Заюшкина избушка»
Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
Стала лиса зайца просить:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
Пошел петух к избушке:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
Рукавичка»
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка. А ты кто?
- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
- Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
- Тебе и не влезть!
- Как-нибудь влезу, пустите!
- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
- Да как-нибудь!
- Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
«Как Медведь и Ёжик искали снег»
Пришла зима. Медведь и Ёжик приготовились спать. А снега всё нет и нет. И укрыться нечем. Вот решили друзья пойти и найти тучку со снегом.
Долго они шли. Повстречалась им на пути звёздочка. Спросили у они у неё:
- Звёздочка, ты не знаешь, где живёт тучка со снежинками?
- А зачем она вам?
- Нам нужно спать, а домики нам сделать не из чего, снега то нет. Заспалась видно тучка и забыла про нас.
- Да, дело – то нужное. Ведь снег нужен не только вам, но и зайчику с белочкой: им легче прятаться от врагов. Травке, кустам и деревьям – укрыться от холода и стужи. Пойдёмте скорее. Я вам дорогу покажу.
Пришли они к тучке. И верно – спит тучка крепким сном. Закричали все хором:
- Просыпайся, Тучка!
Не слышит тучка. Зато проснулась одна маленькая снежинка и начала будить своих подруг. Подруги – снежинки зазвенели своими лучиками и разбудили тучку. Тучка очнулась ото сна, встряхнулась и полетели снежинки на землю: одна, две, сотни и тысячи.
Поторопились друзья домой. Так они ни сделали доброе дело.
«Дед Мороз и снежинка»
Ранним зимним утром шёл Дед Мороз по лесу. Ему было очень скучно: не с кем поговорить, некому рассказать сказки. Все лесные жители готовились к Новому году. Взмахнул Дедушка Мороз своим посохом и заискрились серебром девочки – снежинки. Ахнул лесной волшебник от такой удивительной красоты.
Но была одна крохотная и нерешительная снежинка. Она боялась ветра, солнышка; боялась, что не понравится лесным жителям. Наша робкая принцесса спряталась в дальнем уголке. Но Дед Мороз увидел её, подошёл и сказал: - Посмотри, какая ты красивая: пушистое платье с иголочками, тончайшие кружева! Неужели ты не хочешь стать частью настоящего чуда?
Тут вышла маленькая снежинка из своего укрытия и начала медленно кружиться в воздухе со своими сестричками. Вышли все лесные жители из своих домиков и радовались такой красоте. А маленький крольчонок закричал: - Посмотрите, какое чудо! Это настоящее чудо! Наша маленькая робкая героиня улыбнулась и ещё больше засияла, заискрилась на солнышке.