Познавательно-творческий проект:
«Весна, весна - текут ручьи. Весна, весна - летят грачи.
Весна, весна - цветут цветы. Пришла весна - как рады мы!»
Вид проекта: краткосрочный.
Продолжительность проекта: март – май.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Возраст детей: младший возраст (3-4 г)
Актуальность.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Проблема:
У детей не сформированы знания о весенних изменениях в природе, младшие дошкольники не умеют сравнивать различные периоды весны и устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением насекомых, птиц, состоянием растительности. Дети не имеют представления о первых цветах весны, о перелетных птицах и насекомых, об их жизни в весенний период, не воспитано бережное, заботливое отношение к пробуждающейся природе. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал.
Думаю, что причиной является недостаточно материалов по данной теме, а также не удаляется по данной теме достаточного внимания дома со стороны родителей.
Цель проекта.
расширить представления детей о времени года «весна», о весенних изменениях в природе;
воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.
Задачи проекта:
Воспитательные:
воспитывать любознательность, эстетические чувства;
воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.
Развивающие:
развивать познавательную активность о перелетных птицах;
развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения;
расширять представления о правилах безопасного поведения на природе;
развивать творческое воображение;
развивать умения делать выводы, устанавливая связи между объектами природы.
Обучающие:
учить замечать приметы весны, отображать полученные знания в художественно-творческой деятельности;
формировать элементарные экологические представления;
формировать умение вести наблюдения за неживой природой.
Ожидаемый результат:
расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях;
дети смогут использовать полученные знания в художественно-эстетическом творчестве;
расширятся знания детей о весне, ее признаках;
пополниться словарный запас;
у детей сформируется бережное отношения к природе, важность ее охраны;
речь детей активизируется, они отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях, развивается умение использовать все части речи, строить простые нераспространенные предложения;
развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность.
воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
Работа с родителями
План проектной деятельности
Подготовительный этап.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта.
Разучивание стихотворений о весне.
Практический этап.
Развитие речи:
пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна»;
рассматривание иллюстраций о весне, составление описательных рассказов.
Художественная литература:
1. В. Степанов
«По опушке шла весна»;
«Приметы весны».
2. Успенский отрывки из рассказа
3. Рассказы М. Горького «Воробьишко».
4. Н. Романова «Котька и птичка».
5. В. Бианки «Воробей».
6. Сказка: «Лиса и заяц».
7. Стихи: Б. Заходер (заучивание) «Ласточка»
8. А. Пушкин «Улыбкой лесною природа…».
Физическое развитие
Ф.Н.П. о здоровом образе жизни:
Физкультминутки:
Пальчиковая гимнастика:
Подвижные игры:
«Матушка весна», «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Веснянка».
Познавательное развитие
Ознакомление с миром природы:
«Пернатые друзья», «В гости к хозяйке луга»
Формирование целостной картины мира:
«К нам весна шагает быстрыми шагами»
ФЭМП:
«Прогулка в лес», «Весенняя сказка», «Весна пришла».
Беседы:
«Растения и свет»;
«Что произойдет, если наступит весна?»;
«Перелетные птицы»;
«Первые цветы».
Экспериментирование:
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность:
«Весеннее небо», «Мое любимое солнышко», «Весенние цветы», «Весенний дождь».
Лепка:
«Ах, эта весёлая капель», «Плачут сосульки на крыше нашего сада».
Аппликация:
«Воробушки в луже», «Пушистая вербушка».
Музыка
Слушание:
П. Чайковский «Времена года. Весна»;
М. Глинка «Жаворонок».
украинская народная песня «Веснянка».
Конструктивно-модельная деятельность:
«Журавлик» - оригами, «Домик для птиц».
Социально-коммуникативное развитие
Трудовое воспитание:
«Уборка сухих веток и травы на клумбе»;
«Дежурство по столовой»;
«Уборка на участке»;
«Уборка в группе»;
«Дежурство в центре природы».
Формирование основ безопасности:
Ситуация:
«Каждому предмету свое место».
Беседы:
«Какие опасности таятся весной на улице?»
Развитие игровой деятельности
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин полезных продуктов»;
«Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу»;
«В деревне у бабушки»;
«Путешествие в весенний лес»;
«Магазин семян»;
«На лесной полянке»;
«Весенний бал».
Дидактические игры:
«Когда это бывает?», «Чьи детки?», «Какое небо?», «Птицы», «Кто, где живет?», «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Кого разбудило солнышко?»
«Хорошо-плохо», «Кто больше назовет действий», «Кто летает?», «Какого цвета солнце».
Словесные игры:
«Весенняя поляна»;
«Здравствуйте, я Петрушка».
Музыкальные игры:
«Мы на луг ходили», «Цыплята и лисята».
Театрализованные игры:
«Веселый хоровод», по сказке «Заюшкина избушка».
Заключительный этап.
проведение выставки детских рисунков «Свети, свети ясное солнышко»,
«Весенняя дружная капель»;
лепка «Солнышко лучистое»;
проведение праздника «Весна»;
оформление альбома «Весна».
Результат проектной деятельности.
дети знают и называют: основные весенние цветы (первоцветы), перелетные птицы, весенние приметы и явления;
выучили стихи о весне;
прошла выставка рисунков по теме весна;
проведён праздник «Весна».
родители познакомились с информацией как рассказать детям о весне, а так же помогли организовать выставку книг о весне.