Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Ярцева Смоленской области
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДА ДОШКОЛЬНИКА»
СОСТАВИЛ: воспитатель
ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА
2016 г.
Введение.
В последнее время мини — музей как элемент образовательного пространства в дошкольном учреждении получил широкое распространение. Участие детей в создании мини — музеев, подготовка и поиск экспонатов способствуют развитию у них познавательного интереса, связной речи, усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру.
В мини-музеях содержатся экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и, конечно, с ними можно играть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А так как у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети и их родители приняли непосредственное участие в его создании.
Основные направления работы:
• Сохранение и укрепление здоровья детей.
• Развитие психических свойств и качеств личности ребенка для обеспечения оптимального уровня зрелости.
• Осуществление социальной адаптации детей к жизни посредством музейной педагогики.
• Повышение качества и эффективности образовательного процесса МБДОУ.
Предполагаемые результаты:
• Развитие свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми.
• Развитие активной речи детей в различных видах деятельности и практическое овладение нормами русского языка.
Проблема и актуальность:
Развитие метода музейной педагогики и наличие в МБДОУ мини – музеев вызвали необходимость подготовки юных экскурсоводов. Это формирование у детей навыка культуры поведения в музеях, общение с аудиторией, развитие литературной, логической речи, находчивости, умения оперативно отвечать на вопросы и грамотно ставить их перед слушателями.
Паспорт проекта:
Место реализации: мини - музеи МБДОУ.
Участники проекта: подгруппа детей подготовительной группы, Масштабность: долгосрочный, 1 год.
Цель проекта:
• Обучить подгруппу детей подготовительной группы основам профессии экскурсовода для участия в совместной с педагогами работе в мини- музеях ДОУ.
• Воспитывать у детей культуру поведения в музеях.
Задачи:
• Развивать социальное поведение, навыки правильного общения с людьми разных возрастов, правила поведения в общественных местах.
• Расширять и активизировать словарь детей, пополнять его специальными терминами, обучать правильному произношению.
• Развивать у детей связную логическую, литературную, выразительную речь.
• Учить детей ориентироваться в пространстве здания, мини-музеев ДОУ, используя диалогическую и монологическую речь.
Принципы проекта:
• Принцип развивающего и воспитывающего характера.
• Доступность.
• Наглядность.
• Связь с жизнью.
Методы:
• Наглядные.
• Словесные.
• Опыты.
Предполагаемый результат:
Повышение культуры поведения старших дошкольников в общественных местах.
Повышение интереса детей к мини – музеям ДОУ, к профессии экскурсовода, расширение знаний детей о людях, работающих в музеях.
Самостоятельное проведение экскурсий детьми – экскурсоводами, воспитанниками подготовительной к школе группы, по темам проекта.
Факторы риска:
Выбывание некоторых детей в течение учебного года из ДОУ по семейным обстоятельствам.
Перспектива проекта:
• Создание и обучение подгруппы детей – экскурсоводов для совместной работы с взрослыми в мини – музеях ДОУ.
• Создание банка экскурсий.
Основные этапы проекта.
I. Подготовительный этап.
1. Воспитание культуры поведения детей в общественных местах:
• Рассматривание картин о правилах поведения в общественных местах.
• Беседы, чтение и обсуждение произведений детских писателей.
• Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по группе».
• Наблюдения детей-экскурсоводов за поведением дошкольников в мини-музеях ДОУ.
2. Знакомство с профессией экскурсовода:
• Рассматривание картины, беседа о профессии экскурсовода.
• Посещение детьми городского музея. Беседа о работе экскурсовода по следам экскурсии.
• Уточнение этапов проведения экскурсии экскурсоводов после посещения выставочного зала.
• Экскурсия в мини – музей ДОУ. Анализ экскурсии педагогом.
II. Основной этап. Подготовка детей - экскурсоводов.
• Рассматривание экспонатов. Накопление словаря, в том числе терминов, обучение правильному произношению слов.
• Составление плана экскурсии. Выбор стихов, загадок.
• Практическое усвоение хода экскурсии, работа над выразительностью,
темпом речи.
III. Заключительный этап. Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини – музеях ДОУ.
• Экскурсии с опорой на помощь воспитателя.
• Самостоятельные экскурсии детских экскурсоводов для детей
разных возрастных групп.
• Самостоятельные экскурсии для родителей, сотрудников ДОУ,
гостей детского сада.
Приложение № 1.
Перспективный план проведения экскурсий детьми-экскурсоводами
в мини - музеях МБДОУ детский сад №7 г. Ярцева Смоленской области
№ | Мини-музей | Тема | Фамилия, ребенка имя | Дата проведения |
1. | «Тик-так» | История часов | Потапова Александра | Апрель 2016г. |
В мир часов | Алексеева Арина | Май 2016г. |
Знаменитые часы | Потапова Александра | Май 2016г. |
Путешествие в прошлое часов | Алексеева Арина | Май 2016 |
2. | «Ложки» | Знакомство с музеем | Сысоева Катя | Апрель 2016г. |
Знакомьтесь - ложка | Сысоева Катя | Май 2016г. |
3. | «Домашние животные» | Кто в теремочке живет | Прудниченкова Лера | Апрель 2016г. |
Домашние птицы | Прудниченкова Лера | Май 2016г. |
Приложение№3
ОТЧЕТ О РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ЭКСКУРСОВОДАМИ
Одним из основных направлений работы являются:
• Осуществление социальной адаптации детей посредством музейной педагогики.
• Повышение качества и эффективности образовательного процесса ДОУ.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития навыков речевого общения детей. Речь помогает выражать им свои мысли, чувства, впечатления, потребности в общении, желание поделиться своими знаниями с другими детьми, а так же взрослыми. Актуальность создания мини - музеев в ДОУ обусловлена его отдаленностью от культурных учреждений (в городе всего один музей). Привлечение детей к совместной деятельности с взрослыми в мини - музеях способствует развитию уровня коммуникативной деятельности детей.
Участниками проекта являюсь я, как автор проекта, и подгруппа детей подготовительной группы. Проект долгосрочный и реализуется через экскурсии детей в имеющихся мини- музеях ДОУ.
Цель проекта: привлечь детей к совместной с педагогом деятельности, совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, пополнять словарь некоторыми терминами, помочь преодолеть замкнутость, стеснительность, учить детей уверенно держаться, вступать в беседу с незнакомыми детьми и взрослыми.
Методы проекта доступны их пониманию и могут использоваться при проведении экскурсий.
Вся работа по подготовке детей проводится в три этапа.
На первом этапе все дети знакомятся с профессией экскурсовода, особенностями работы. Этот этап включает в себя и знакомство с правилами поведения в общественных местах, в музеях, проигрывание различных ситуаций.
На втором, основном этапе, у детей выясняется интерес к участию в работе мини - музеев, желание сотрудничать, а так же последовательную работу с ребенком по подготовке экскурсии.
Третий этап заключительный – самый ответственный. Необходимо помочь ребенку достичь поставленную им цель, преодолеть страх перед аудиторией слушателей, поверить в свои возможности, утвердиться в новой роли.
Для участия в реализации проекта в октябре 2015г. по желанию детей были взяты девочки подготовительной группы с разным темпераментом, разными характерами. Чтобы сравнить успешность подготовки- детей экскурсоводов, в реализацию проекта была взята Потапова Александра – общительная, легко вступающая в контакт девочка с чистой речью высокого уровня, которой досталась роль по ознакомлению с мини-музеем «Тик-так».
Алексеева Арина - Экскурсовод мини- музея «Тик-так». Умница, но на групповых занятиях самостоятельно активности сама никогда не проявляла. В реализацию проекта вступила настороженно, с сомнениями. Очень хорошо, эмоционально раскрылась при проведении экскурсий, стала уверенной, коммуникабельной.
Сысоева Катя. Экскурсовод мини- музея «Ложки». Очень тихая, застенчивая, замкнутая в общении девочка. Настойчивая и ответственная. Одна из всех, кто сказал после первой экскурсии честно: «Мне было страшно». На предложение больше не проводить экскурсии ответила: «Нет, я буду».
Прудниченкова Лера. Экскурсовод мини - музея «Домашние животные». Ярко выраженный лидер, но с проблемами взаимодействия с некоторыми детьми группы. Настойчиво просила взять ее экскурсоводом. В конце проекта желание участвовать уменьшилось, но выйти из проекта отказалась. Участие в проекте помогло сблизиться с девочками, увидеть свои недостатки в общении, стать добрее.
В апреле - мае 2016 года девочки - экскурсоводы провели: по 2 индивидуальных экскурсий с подгруппами детей средней, старшей и подготовительной группы (в связи с ограниченной площадью мини-музеев); 2 экскурсии для сотрудников ДОУ (воспитателей ).
Считаю, что, несмотря на то, что это направление в работе мини-музеев в МБДОУ детский сад №7 новое, проект частично успешно реализован.
Дети с поставленной задачей справились. Они научились последовательно излагать свои мысли, выразительно использовать в речи стихи, загадки, употреблять некоторые термины. Девочки стали уверенными, научились вступать в диалог со знакомыми и незнакомыми им детьми и взрослыми, расширили свои знания об окружающем их мире, поделились ими, стали дружнее и сплоченнее.
В 2016 - 2017 учебном году эту работу продолжат ребята средней группы, которые перейдут в старшую группу.