1 мальчик:
Месяц март, словно школьник, вприпрыжку
К нам примчался, такой озорной.
Доставайте букеты, мальчишки,
Одноклассниц поздравьте весной!
2 мальчик:
Где цветы, там отступят морозы,
Чтоб ручьям зазвенеть возле школ.
Положить не забудьте мимозы
Поутру на учительский стол.
3 мальчик:
Обнажили деревья макушки,
Позабыв свои зимние сны
Заискрились задорно веснушки
На лице хохотушки- весны.
1мальчик:
Зайчик солнечный скачет по партам,
Птичий щебет плывёт с высоты,
От улыбок весёлого марта
Появляются всюду цветы.
2мальчик:
Телеграммы, открытки, приветы-
Март свой день приближает восьмой
Не забудьте, мальчишки, букеты,
Одноклассниц поздравить с весной!
Хором: С праздником, поздравляем вас!
3мальчик:
С днём 8 Марта!
С праздником весенним,
С радостным волненьем
В этот светлый час!
1 мальчик:
Дорогие наши,
Добрые, хорошие,
С Днём 8 Марта.
Хором: Поздравляем вас!
Познавательно - развлекательная программа
«Казачки Дона».
Цель: Воспитание любови к родной земле – своей малой Родине через представление детей об образе казачьей жизни и освоения казачьих традиций, связанных с жизнью и бытом донских казаков.
Задачи:
1 Образовательные:
- формировать представление детей об истории и культуре своей малой Родины
(познакомить детей с казачьим бытом, женским и мужским костюмом, играми, пословицами и поговорками, песнями и плясками донских казаков)
- формировать интерес к познанию культуры предков – казаков
2 Развивающие:
- развивать способность понимать ценность народных традиций
- уважать культурное, историческое прошлое предков
- обогащать словарный запас детей
- развивать художественный вкус
3 Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оформление: пол застлан самодельными половиками, на стульях самодельные кружки. Стол в центре, на нем казачья утварь, прялка, лавка.
Ход мероприятия:
Звучит казачья мелодияВходят Казак и Казачка )
Казачка:
Пришла весна и на донскую сторонушку. А, как известно, в это время года все вокруг преображается, становится ещё красивее: и люди, и животные, и земля наша, которая славится красотою да плодородием, славится людьми сильными, работящими, душой да телом красивыми.
Казак: Здорово дневали, казаки донские, да казачки расписные!
Все: Здравствуйте!
Казак : Нет! Кто ж так здоровается?!
Казачка: Нужно было ответить: Слава богу!
Казак: Попробуем еще раз! Здорово дневали, казачки донские, да казачки расписные!?
Все : Слава Богу!
Казак: Теперь другое дело
Казачка: Степь родимая! От Воронежских степей, до берегов Азовского моря простиралась необъятная, седая степь ковыльная. Вот сюда и бежали от неволи люди. Здесь они становились казаками.
Казак:
Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон-батюшка – не сосчитать. И пусть их потомки, т.е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие казаков. Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ - казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью. А рядом с казаками всегда были их верные жены – казачки, которые прославились своей красотой, умом и хозяйственность.
Казачка:
Заветы старины в семье казачьей
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых
Прославил Край родных отцов.
Казак:
Казачек все любили, уважали,
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!
Казачка: Сегодня мы решили провести праздник "Казачки Дона", на котором девочки постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.
Казак:
Солнце красное на небе поднимается,
А в нашем зале казачки собираются.
Самых смелых мы встречаем
И на сцену приглашаем!
Под казачью мелодию входят участницы конкурса.
Казачка:
Как у нас на Дону зорьки ясные,
Как у нас на Дону ветры – ястребы.
Как у нас на Дону люди сильные
Как у нас на Дону дали синие.
Вместе: А казачки то у нас – все красивые!
Везде хорошие есть люди.
Их много, что ни говори.
На этот раз судить вас будет
Сверхобъективное жюри. Представляет жюри ------------------------------------
Казак:А зрителям мы желаем, чтобы наш праздник принёс много радости и весёлых минут. И, как вы понимаете, без вашей поддержки нам никак не обойтись!
Казачка:
Вы ладоней не жалейте,
Пусть овации в школе гремят!
Вы за наших участников болейте –
И улыбки жюри убедят!
Казак:
Девчата все как на подбор-
Красивые, умные, весёлые, да шумные
Певуньи, мастерицы, прекрасные девицы
Как же нам выбрать одну, ту самую лучшую казачку?
Казачка: Устроим мы для них различные конкурсы-испытания.
Казак: Любо вам, казачата, такие испытания для наших красавиц – девчат?
Дети: Любо!
Казак:И так, 1-ый конкурс: «Я казачка и этим горжусь». - визитка. Каждая участница представляет себя.
Казак: следующий конкурс - «Посидим рядком, да поговорим ладком».
Казачка: А давайте-ка, сядем, казачки в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Как говорится на Дону: «Посидим рядком, да поговорим ладком» - о родной стороне, о жизни казачьей. Казаки - народ исконно русских корней - за долгие века своего существования создали уникальную культуру и самобытный язык. Особенно колоритен говор донских казаков.
Сейчас я буду каждой участнице говорить слово понятным всем языком, а они должны назвать его на казачьем говоре.
Н-р: тюльпан – лазорик, жабы - кваки,
дом - курень, ласточка - касатка, лодка - каюк, звать - кликать, щенок – кутенок, тыква – колун, дорим (дарим) песню, играем (поем), раззявил (раскрыл), хворать ( болеть),цибарка (ведро), чувяки (тапочки), кочет (петух),гутарить (говорить), вечерять (ужинать),завеска (фартук), малахай (шапка), чирики (тапочки), гребло (лопата), банить (мыть), горожа (забор), надысь (недавно), чувал (мешок), гляделки (глаза), гойдать (играть)
Казак:
Праздник не кончается,
Конкурс продолжается!«Казачка-рукодельница».
Казачка:
Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке своих детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней...
Казак:
Вам необходимо пришить пуговицу. Кто пришьет первой и чья работа будет самой аккуратной, та и победила.
Конкурс для зрителей «Самый меткий».
Казачка:
Казак – казачок, казак миленький дружок,
Выходи скорей гулять, булаву свою метать.
У нас вместо булавы будут мешочки с песком, которые нужно забросить в корзину. У кого больше попаданий, тот и самый меткий
Конкурс: «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»
Казак: вопросы на тему казачества.
1. Что означает слово "казак"? (Удалой, вольный человек.)
2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (Дон)
3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях "Дон Иванович"?
(Потому что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)
4.Как донские казаки называют тюльпаны? (Лазорики)
5. Назовите самого крупного хищного зверя, который водится в Ростовской области. (Волк)
6. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области могут использоваться как топливо? (Уголь)
7. Как называется на Дону небольшой промежуток сухой, по-летнему тёплой погоды в середине октября, когда всё бывает переплетено серебристыми нитями паучков-кочевников, на которых крошки-паучки совершают свои недалёкие перелёты? (Бабье лето)
8. Какая казачка считалась на Дону хорошей хозяйкой? (Хорошей хозяйкой на Дону считалась казачка, у которой всегда в порядке была печь, блестел чистый пол, была наготовлена еда.)
9. Назовите казачьи символы. ( Герб Всевеликого Войска Донского, флаг Всевеликого Войска Донского, бунчук, булава, насека, печать)
10. В какое море впадает река Дон? (В Азовское море)
11. Как называлось собрание казаков на Майдане? (Круг)
12. Где казаки в XVI – XVII веках заключали брак и разводились? (В кругу на Майдане)
Казак:
Порадовали вы нас, девоньки своим знаниями.
Огромное спасибо, думаю, что жюри нелегко будет оценивать и всё же …
Казачка:
Нет без песни народа,
Такова уж природа,
Звучит песня донская…
И душа молодая
Как по зову проснётся
И на волю сорвётся.
А у нас казачки есть,
Что не можно глаз отвесть,
А как песню запоют,
Сразу ноги в пляс идут.
Наиболее популярным видом народного творчества на Дону были и остаются песни. Казачки любили петь, и были очень певучи.
Внимание: конкурс «Где песня ведётся, там счастливо живётся!». (напеть казачью песню).
Казачка:
Над куренем дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Казак:
Конкурс «Бери жену с Дона – не будет урона».
Каждая девочка должна убедить жюри, что ее соперница самая-самая лучшая. Сложность заключается в том, что нужно не просто подобрать лестные слова, но и аргументировать.
Казачка:
Конкурс «Коротко да ясно, оттого и прекрасно».
Каждая девочка должна прочитать детское стихотворение с определенной интонацией:
радостная,
грустная,
голосом ребенка,
пренебрежительно
удивленно
Участницам может быть предложено любое детское стихотворение, например:
«Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший».
Казак:
Конкурс «Эти ароматные специи»
За каждую перечисленную приправу участницы приносят команде по 1 баллу.
Казачка:
Донская казачка – это не только красавица, труженица, хозяйка хлебосольная, но прекрасная мать, поэтому следующий конкурс – запеленай ребенка.
Казак:
Вот пришла пора узнать
Кому какое званье дать!
Вы все прекрасны, я скажу без размышленья,
Ну, а жюри объявит нам своё решенье!
Объявление результатов конкурса.
А мы пока подготовим поздравление девочкам.
Игра «Поздравление девочкам».
Ведущий просит называть 14 прилагательных, любой тематики, а затем получается шуточное поздравление.
Наши _________________________ девочки! Сегодня, в этот ____________день весны, мы даем вам ______________клятву: впредь ежедневно угощать вас _____________шоколадками и _____________конфетами; проявлять к вам _____________________внимание и________________ заботу; делать вам ____________________комплименты; помогать носить ваши _____________________ портфели; не доставлять вам __________________огорчений; навсегда быть вашими _____________________ друзьями. С ______________праздником вас, ________________девчонки! Ваши _____________мальчишки. |
Казачка: Наши юные казачки доказали сегодня, что традиции донского казачества не умирают, а передаются из поколения в поколение.И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли. Спасибо большое участникам праздника и зрителям.
Любимый край степной...
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя!
Спасибо за праздник, казачкам, спасибо.
Играли все честно, играли красиво.
И есть чем гордиться казачьему роду.
Вы есть продолженье донского народа!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района
Мигулинская средняя общеобразовательная школа
Познавательно - развлекательная
программа
«Казачки Дона».
Учитель: Любухина О.О.
2020 год