«Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Еманжелинский детский сад «Солнышко»
« Познавательно-речевое развитие через обогащение развивающей предметно-пространственной среды объектами народной культуры (из опыта работы)»
Подготовила:
воспитатель: Соловьева Е.Г.,
2019г
Актуальность темы
Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать знакомства с разнообразными видами народного творчества и привлекать к этому родителей.
Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Для реализации поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на занятиях.
2. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
3. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В своей работе я использую дидактический материл Россия –Родина моя «Народы России», «Животные Челябинской области» А. Алёхин «Матрешки», «Народная игрушка», который подходит к Образовательной Программе детского сада.
Чтобы максимально приблизить детей к русской культуре ходили на экскурсию в музей « Русская изба»
Каждому предмету отведено своё традиционное место: у стены размещается русская печь, у печки чугунок ,ухват, люлька.На полочке расположились деревянные ложки, скалка, глиняные кувшины, горшочки, утюги. На столе занял своё место самовар. Ждёт своих рукодельниц прялка, сундук для различных вещей. Украшена наша светёлка старинными рушниками, платками. В избе провожу обыгрывание колыбельных песен, заучивание потешек.
Провожу с детьми Д/игры: «Сложи целое», «Собери картинку», «Найди 10 отличий», лабиринты, ХТД «Волшебная Гжель», чтение художественной литературы Бажова П.П. «Малахитовая шкатулка», П/игры «Гори-гори ясно», «Золотые ворота».
Провожу беседы и занятия на которых знакомлю детей с народной декоративной росписью.
«Русский народный костюм», «Голубая гжель», «Золотая хохлома», «Русская матрёшка», «Русские народные игры».
Разбегаются глаза от такова дива. Посмотрите на платочки, как они красивы. Разноцветные платки, набивные шали, скольких женщин на Руси в праздник украшали.
П/игры: «Карусели», «Золотые ворота», «Гори-гори ясно»
На музыкальных занятиях обучаются игре на народных музыкальных инструментах: ложках, трещётках, погремушках.
Б ольшое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора проводим совместные праздники: «Осенины», «Масленица».
Взаимодействие с родителей в жизнь детского сада: организуем совместные выставки поделок, праздники, консультации для родителей.
спасибо за внимание