Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад "Солнышко" c. Боровиха
Познавательно-творческий проект
«К нам пришла зима»
в средней группе «Фантазеры»
Воспитатели:
Жигулина А. А.
2023 г.
Тип проекта – познавательно-творческий.
Участники проекта – воспитатели, дети 4-5 лет, родители.
Продолжительность проекта – 2 недели.
Проект по образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».
Актуальность проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их.
Цель проекта:
Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период.
Продолжать знакомить детей с традициями празднования Нового года в нашей стране.
Повышение речевой активности детей, совершенствования связной речи, развитие словаря.
Задачи проекта.
Расширять и обогащать знания и представления детей о зимнем времени года.
Формировать представления о тесной взаимозависимости живой и неживой природы.
Воспитывать бережное отношение к природе, уметь видеть её красоту.
Продолжать знакомить с явлениям неживой природы: снег, вьюга, метели, морозы, сильные ветра; свойствами снега: белый, пушистый, холодный.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Познакомить с традициями празднования Нового года.
Учить самостоятельно создавать выразительные образы в продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Формировать умение правильно вести себя в природе.
Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
Содействовать тесному сотрудничеству детско-родительских отношений.
Расширять представления детей о зимних играх и забавах.
Ожидаемый результат. По окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе, бережно относится к природе. Познакомятся с зимними видами спорта, зимними играми и забавами. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Родители станут участниками образовательного процесса.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
Разработка и накопление методических материалов по теме проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Создание развивающей среды.
Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.
Разработка мероприятий.
2 этап – основной (практический):
Образовательная область | Планируемые мероприятия |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций с зимующими птицами. Рассматривание новогодних игрушек и открыток. Рассматривание картинок с зимними играми и забавами на улице. Украшение новогодней елки. Познавательное развитие Беседы «Красота зимнего города», «Приметы зимы» «Человек-часть природы» Экологическое воспитание Беседа «Покормите птиц зимой» Прогулки «Наблюдение за погодой» «Наблюдение за солнцем» «Наблюдение за поведение птиц у кормушки» «Наблюдение за синицами» «Наблюдение за снегом и льдом» «Наблюдение за деревьями в снегу» Трудовая деятельность «Очищение дорожек от снега», «Насыпать в корм в кормушки», «Лепим снежную бабу» Беседы «Зима пришла», «Что мы знаем о зиме?» «Каково лесным жителям зимой?», «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются» «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)» «Что за праздник Новый год», «Без чего не может быть Нового года?», «Чем украшают ёлку?», «Что вы ждёте от праздника Новый год?», «Что такое маскарад?», «Зачем нужны новогодние открытки?», «Как вы будете встречать Новый год дома?» «Что можно делать со снегом? Что можно лепить из снега?», «Кто такая Снегурочка? Из чего она сделана?» «Беседа о поведении Новогоднего утренника в детском саду» «Наша зимняя одежда» «О зимующих птицах», «Чем питаются птицы зимой?», «Как люди заботятся о птицах зимой?» «Какие зимние забавы вы знаете?» «В какие игры вы играете зимой?», «Без чего не бывает зимы?» |
Речевое развитие | Речевое развитие Чтение стихотворений о зиме. Загадки о зиме. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Рассматривание и рассказывание по картинам «Зима», «Зимние забавы». Рассматривание картин Шишкина и Левитана «Зима в лесу». Чтение художественной литературы Р.н.с. «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка», С.Есенин «Поёт зима, аукает», Н.Некрасов «Снежок», К. Бальмонт «Снежинка», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….», И. Суриков «Зима», Ф.Тютчев «Зима недаром злится», Я.Аким «Первый снег», И. Токмакова «Под Новый год», А.Барто «Синица», Е.Русаков «Зима», И. Бурсов «Снежинки», Ф.Одоевский «Мороз Иванович», Г.Скребицкий «Кто как зимует?» |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры «Какое время года», «Кто больше вспомнит?» «Так бывает или нет?» «Кто во что одет» «Что это за птица?» «Какой, какая, какое» «Найди лишнее» «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?» «Когда это бывает?» «Найдите, что опишу». Упражнения «Как на горке снег, снег», «Берегись, заморожу», «Лепим снежки», «Назови свойства снега», «Дорисуй», «Холодно-тепло» Сюжетно ролевые игры «Семья» «Встреча гостей», «Готовим ужин», «Встреча Нового года», «Едем в зимний лес» Просмотр презентаций, развивающих карточек, альбомов «День рождения Снеговика», «Зимние игры и забавы», «Дед Мороз и дети», «Зимушка – зима», «Зимующие птицы», «Зимние виды спорта», «Труд людей зимой», «Льдинка», «Как звери готовятся к зиме». Просмотр мультфильмов о зиме «Когда зажигаются ёлки», «12 месяцев», «Варежка», «Зима в Простоквашино», «Умка», «Снеговик почтовик», «Снегурочка». Письмо Деду Морозу Написание совместного письма Деду Мороз и отправка его на прогулке в специальный ящик |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Праздничная елка», «Новогодняя открытка», раскраска «Зимние виды спорта» Лепка «Елочная игрушка», «Мороженное» Аппликация «Снеговик» (из ватных дисков), «Имбирный пряник», «Елка новогодняя» Художественное конструирование «Дом Деда Мороза», «Новогодняя гирлянда», стенгазета «Наша елочка» Музыкальное воспитание Разучивание новогодних песен, разучивание танцев к утреннику. Прослушивание песен о зиме, празднике Новый год. |
Физическое развитие | Беседа «Осторожно - гололёд!». Физкультминутки «Ванька-Встанька», «Под ёлочкой», «Часы», «Зарядка», «Белки», «Разминка», «Будем прыгать, и скакать!» Подвижные игры «Кот и мыши», «Охотники и зайцы», «Лохматый пёс», «Мы, весёлые ребята» «Кто выше подбросит снежок», «Замри», «Карусели». Дыхательная гимнастика «Часики», «Петушок», «Воздушный шарик», «Снеговик веселится», «Подуем на свечку». Пальчиковая гимнастика «Зима», «Ветер северный подул», «Весёлые человечки», «Дружные пальчики», «Снежок», «Зайка белый» |
Взаимодействие с семьями воспитанников | Папка передвижка «Зима», «Осторожно - хлопушки!», «Покормите птиц зимой», «Новогодние приметы и традиции» Памятка «Безопасность в Новый год», «Осторожно - гололёд!», «Как воспитать хорошего человека», «Учим ребёнка правилам безопасности», Как уберечь ребенка от гриппа и ОРВИ" (профилактика простудных заболеваний) Индивидуальные беседы, работа с родителями «Снежинки для украшения группы» |
3 этап - заключительный:
Обработка результатов по реализации проекта.
Групповая выставка рисунков, поделок, аппликаций.
Фото-выставка «Наши будни».
Создание стенгазеты «Наша елочка».
Письмо Деду Морозу.
Аппликация «Имбирный пряник»
Аппликация «Елка новогодняя»
«Новогодняя гирлянда»
Стенгазета «Наша елочка»
Украшение праздничной елки
Работа с родителями «Снежинки для украшения группы»
Письмо Деду Морозу
Приложение 1
Загадки
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима)
Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. (Снег)
И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней)
Белый дед, Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму Никто не поднимет. Весна придёт Он сам уйдёт. (Сугроб)
Он всегда На что-то злится И всегда, когда сердит, Детворе румянит лица, А всех старых молодит. (Мороз)
Что за звёздочка такая На пальто и на платке — Вся сквозная, вырезная, А возьмёшь — вода в руке? (Снежинка)
Текло, текло И легло под стекло. (Река подо льдом)
Зима на крыши серые Бросает семена Растит морковки белые Под крышами она. (Сосулька)
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка, За верёвочку держа. (Санки)
По сугробам возле речки Едут длинные дощечки, Катят всадника шутя, Кверху загнуты носа. (Лыжи)
Вокруг шеи свернулся калачиком, От мороза детишек спрячет он. (Шарф)
Зимой греет, Весной тлеет, Летом пропадает, Осенью оживает. (Снег)
Посмотри-ка: это кто На морозе без пальто? Нос оранжевый замёрз, А ему смешно до слёз! (Снеговик)
Два стальных блестящих братца По ледку кругами мчатся, Оставляя за собой След из крошки ледяной. (Коньки)
Детки сели на карниз И растут головкой вниз. (Сосульки)
Едва повеяло зимой, Они всегда уже с тобой, Лежат в твоих карманчиках, Помогут согреть пальчики. (Варежки)
Только выпали снежинки, Побежал я по тропинке, А они за мной бегут, Весь маршрут мой выдают. (Следы на снегу)
Кто зимой метёт и злится, Дует, воет и кружится, Стелет белую постель, Завывает словно зверь? (Метель)
Приложение 2
Скороговорки и чистоговорки
Белый снег, белый мел, Белый заяц - тоже бел, А вот белка не бела, Белой даже не была.
***
Везет Сеня Сaню с Соней нa сaнкaх. Сaнки скок! Сеню - с ног, Сaню - в бок, Соню - в лоб. Все в сугpоб - хлоп!
***
У Саньки новенькие санки.
***
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
***
Маша шила для мартышки Шубу, шапку и штанишки.
***
Зимним утром от мороза На заре звенят березы.
***
В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод.
***
Подарили Вареньке маленькие валенки.
***
Зимой поле белое, Промерзло-заледенелое.
***
То одна зима идёт, то другая, И метели за окном завывают.
***
Нисколько не скользко, Не скользко нисколько.
***
Я по камешкам пошёл, Шубу шёлкову нашёл.
***
Зимою шубка не шутка.