Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 28 «Колосок»
357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Партизанская, д. 5 «а», тел. (87934)7-30-70, Е-mail: [email protected].
Познавательно-творческий проект
«Матрешка - игрушка,
символ России»
Воспитатель: Крисько С.В.
2022го
Участники проекта: дети средней группы; родители и другие члены семьи воспитанников детского сада; воспитатели средней группы
Тип проекта: Краткосрочный.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Проект ориентирован на духовно – нравственное, эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Актуальность:
В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Цели:
Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки;
приобщить детей к прекрасному;
формировать у детей чувство патриотизма.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла.
Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, художественное и музыкальное творчество)
Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки, музыкально-творческих способностей.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к народному творчеству и искусству.
Ожидаемый результат:
Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор). Получить представление о разнообразии матрешек, научить различать особенности разных матрешек.
Расширение и активизация словарного запаса слов
Обогащение музыкальных впечатлений, знакомство с народными песнями, хороводами, играми.
Для родителей:
- вызывать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
2 этап. Основной
Беседы с детьми на темы: «Русская игрушка - матрешка»,«О цветовой гамме матрешек»,«Из чего сделана матрешка», «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)»,«История русской матрёшки».
Чтение художественной литературы: Л. Некрасов «Мы веселы матрешки», В. Приходько «Матрешка на окошке», С. Маршака «О матрешках», В. Берестова «Матрешкины потешки», В. Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетян, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Клешовой, С. Иванова.
Рассматривание изображений разных матрешек.
Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
Речевая игра с движением «Матрёшка, где ты?»
Заучивание считалки «Шли подружки по дорожке».
СРИ «Прячем матрёшку».
Дидактические игры:«Собери матрешку»,«Построй ряд с закрытыми глазами»,«Эти удивительные узоры», «Сколько?».
Продуктивная деятельность:
Лепка «Хоровод матрешек»,
Рисование «Украсим сарафаны матрёшкам».
3 этап. Заключительный
Оформление мини-музея: «Матрешка»
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. В этой игрушке отразились народный представления о семье, мире, добре, красоте.
Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делают по – своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек. Также поиграли с матрешкой, прочитали стихи про матрешек, спели песни, потанцевали.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу
Реализация проекта: