СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-творческий проект «Мифы коми народа» для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные условия жизни и образование предъявляют высокие требования к социализации дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. «Одним из ключевых направлений образовательной политики Российской Федерации является создание условий для воспитания социально ответственной личности, инициативного и компетентного гражданина России, способного транслировать базовые национально-культурные ценности народов России и интегрированного посредством родной культуры в общероссийское и мировое культурное пространство». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. 

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-творческий проект «Мифы коми народа» для детей старшего дошкольного возраста»

***

Познавательно-творческий проект «Мифы коми народа» для детей старшего дошкольного возраста



Современные условия жизни и образование предъявляют высокие требования к социализации дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. «Одним из ключевых направлений образовательной политики Российской Федерации является создание условий для воспитания социально ответственной личности, инициативного и компетентного гражданина России, способного транслировать базовые национально-культурные ценности народов России и интегрированного посредством родной культуры в общероссийское и мировое культурное пространство». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Сегодня актуальным становится:

  • воспитание в детях духовно-нравственных, патриотических чувств к своему народу, Родине;

  • воспитание желания оказывать посильную помощь друг другу, младшим и уважение к старшим; - воспитание умения видеть и беречь красоту природы, охранять чистоту окружающей среды.

В связи с этим активизируется поиск подходов к воспитанию и развитию детей, направленных на решение этих вопросов. В «Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016 – 2021 годы» указывается на педагогический потенциал этнокультурного образования. «Этнокультурное образование – целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса». Основой которого является освоение этнической культуры Коми народа в диалоге с культурами русского и иных этносов, проживающих в Республике Коми.

Проектные технологии позволят объединить всех участников образовательных отношений (воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогов) в познании родного края, его культурного наследия.

Цель проекта: воспитание в детях духовно-нравственных, патриотических чувств к своему народу, Родине, средствами ознакомления с мифами коми народа.

Задачи проекта:

  1. Развивать познавательный интерес детей к культуре родного края в совместной практической деятельности со сверстниками и взрослыми.

  2. Дать детям элементарные представления о мифах как литературном жанре.

  3. Познакомить с творчеством Павла Микушева, как одним из художников-этнофутуристов Республики Коми.

  4. Обучать передаче в рисунках особенностей национальной культуры посредством традиционных узоров коми народа.

Сроки реализации проекта: 2 недели.

Для включения детей в познавательный проект по этнокультурному образованию в группе была создана этнокультурная образовательная среда (групповое пространство организовано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор занятия).

− Коми-уголок.

− Изо-уголок: выставка репродукций работ художника Павла Микушева, иллюстрации богатырей, раскраски богатырей «Азбука коми орнаментов и эмблем», силуэты животных – героев коми мифологии. − Книжный уголок: выставка книг «Коми народные сказки».

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап. Разработка календарно-тематического планирования по реализации проекта (определение содержания, постановка целей и задач, мероприятия по работе с детьми и родителями (законными представителями) воспитанников.

  • Знакомство детей с репродукциями картин Павла Микушева: «Мировое дерево», «Йиркап», «Особенности рыбалки», «Дерево жизни», «Знак птицы», «Скоро весна», «Рыбы», «Свадьба рыбы и медведя», «Игры героев». Знакомство с необычными художественными образами, с непривычной манерой их изображения, с непохожестью на картины других художников.

  • Беседа по картинам (знакомство с творчеством художника, с выбором художника образов животных, знакомство с авторской техникой изображения).

  • Знакомство с мифами коми народа, с основными героями мифов, изображенные в работах художника Павла Микушева.

  • Ознакомление родителей (законных представителей) с творчеством коми художника Павла Микушева.

  • Поиск родителями (законными представителями) материалов о мифах коми народа.

  • Организация творческой выставки детских работ.

2. Основной этап. Реализация мероприятий по содержанию проекта.

  • Знакомство с репродукциями работ коми художника этнофутуриста Павла Микушева, особенностями его изобразительной техники.

  • Формирование у детей представлений о мифах как литературном жанре.

  • Знакомство детей с основными сюжетными линиями, образами.

  • Беседы с детьми, посещение библиотеки для подбора необходимой литературы.

  • Создание выставки книг «Мифы, легенды и сказки коми народа».

  • Организованная непосредственная образовательная деятельность: «Образы медведя в мифах народа коми», «Образы дерева в мифах коми народа», «Богатыри земли Коми».

  • Экскурсия в литературно-театральный музей имени Н.М. Дьяконова на выставку «Герои коми легенд и сказок «Пера-богатырь».

  • Разучивание народных подвижных игр в режиме дня (приложение 2).

  • Дидактические игры «Узнай героя по описанию» (приложение 3).

  • Чтение коми народных сказок.

  • Рассматривание энциклопедий, продуктивной деятельности.

  • Выставка творческих работ по темам: «Богатыри», «Образ медведя в коми мифах», «Коми богатыри» в фойе детского сада.

3. Заключительный этап. План реализации проекта:

Времен ной

отрезок дня

Совместная деятельность воспитателя с детьми и самостоятельная деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

Развивающая предметнопространственная среда

Первая неделя. Понедельник


Утро

1.Рассматривание репродукций работ Павла

Микушева (создание условий для воспитания ценностного отношения к искусству).

2.Беседа. Постановка проблемы, мотивация детей на проект «Мифы коми народа» (создание условий для развития инициативы дошкольников).

3. Хороводная игра: «Рукоятка жернова. Молчанка (Изкикарнан)» (развитие игрового взаимодействия со сверстниками).

4.Игры на развитие памяти «Волшебные слова».

Консультация по разработке

проекта «Мифы коми народа»

(планирование, ожидаемые результаты, предполагаемый итог проекта)

Выставка репродукций картин коми художника Павла Микушева.

НОД

1.Речевое развитие детей по теме: «Мифы Коми народа» (формирование элементарных представлений о жанре – мифах, отличительные особенности мифов от сказок, знакомство с основными сюжетами коми мифологии).

Прогулка

1.Наблюдение - за сезонными изменениями в природе (знакомство с характерными признаками осени на участке детского сада). 2. Труд: уборка листьев на прогулочной площадке

3. Подвижные игры «Стой, олень!» (Сувт, кӧр!).


Вечер

1.Дидактическая игра «Узнай, из какой сказки предмет или герой».

2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в прошлое на машине времени» (побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу).

3.Чтение коми народной сказки «Перабогатырь».

4.Игры на развитие внимания и логики «Что лишнее?»



Вторник

Утро

  1. Рассматривание энциклопедий о жизни людей в давние времена.

  2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» (развитие понимания простых причинно-следственных отношений).

  3. Пальчиковые игры.

  4. Игры по речевому развитию детей: «Один – много».

Продолжать информировать о ходе реализации проекта.

Детские энциклопедии.

НОД

1.Интегрированная деятельность: «Образ медведя в коми мифах» (продолжать формировать элементарное представление о жанре – мифы; создавать условия для осмысления образа медведя в мифах коминарода; познакомить дошкольников с творчеством коми художника Павла Микушева; инициировать творческие проявления детей при создании своего образа медведя изобразительными

средствами) (приложение №1)

Прогулка

1.Наблюдение за птицами во время кормления (прививать желание заботится о птицах).

2.Труд. Уборка клумб на участке.

3. Подвижная игра «Ловля оленей»

(Кӧръясӧс куталӧм).

Вечер

  1. Дидактическая игра «Узнай кто я?» (да-

нет-ка) (учить задавать вопросы сверстникам, активизировать в речи названия различных животных).

  1. Разучивание скороговорок, пословиц: «Жук жужжит над абажуром, жужжит жужелица, жужжит, кружится».

4. Чтение коми народной сказки «Как Перабогатырь на войну ходил».

5.Упражнения на формирование словаря «Верно ли это».

Среда (логика)

Утро

1.Беседа. «Как жили древние люди» (обогащать и укреплять интерес к окружающей жизни, учить детей высказывать свои суждения).

2. Дидактическая игра «Что не дорисовал художник» (развитие целостного восприятия, внимания, закреплять представление о предметах старины).

Рекомендовать для совместного домашнего чтения коми народные сказки. Предложить пополнить выставку книг

Пополнить книжный уголок книгами с коми народными сказками и иллюстрациями из сказок, организовать выставку.


Прогулка

1.Наблюдение за облаками (закрепить знания детей о различных состояниях воды в окружающей среде).

2.Труд.Уборка листьев на участке. Воспитание желания трудиться.

3.Подвижные игры: «Слепой горань» (Синтӧм горань), «Жмурки».

коми народных сказок в группе.


Вечер

1.Рисование (знакомство с элементами традиционных коми узоров, формирование представлений о смысловом значении этих узоров).

2.Сюжетно ролевые игры (создание условий для игр «Путешествие в прошлое на машине времени» - побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу).

3.Чтение коми народной сказки «Лесной человек Яг-морт».

Четверг (познавательное развитие)

Утро

1. Дидактическая игра – лото «Коми орнамент».

2.Рассматривание репродукций из альбома «Легенды и сказания народа коми» графических работ В.Г. Игнатова.

  1. Пальчиковые игры.

  2. Игры на развитие грамматического строя речи «Подбери рифму».

Индивидуальное консультирование по запросам.

Пополнение коми-уголка в группе репродукциями из альбома «Легенды и сказания народа коми» графических работ В.Г.

Игнатова.

НОД

Интегрированная деятельность: познавательное+рисование «Образ дерева в мифах народа коми» (продолжать формировать элементарное представление о жанре – мифы; создавать условия для осмысления образа дерева в мифах коми-

народа; продолжать знакомить дошкольников с творчеством коми художника Павла Микушева).

Прогулка

1.Наблюдение за листопадом (закреплять признаки осени, развивать наблюдательность).

2.Труд.Уборка листьев на участке.

3.Подвижные игры Медведь-бабушка (Ошкӧ-бабӧ)

Вечер

1.Чтение коми народной сказки «Про бедняка Мӧмӧта и богатого барина»

2.Дидактические игры по познавательному развитию.

3.Краеведческое лото (закреплять представление о республике).

Пятница (эстетическое развитие)

Утро

  1. Рассматривание репродукций (знакомство с творчеством коми художника Павла Микушева).

  2. Самостоятельная художественная деятельность (предложить силуэты животных леса и предложить украсить их элементами традиционных коми узоров).

Индивидуальное консультирование по запросам.

Выставка книг в книжном уголке «Коми народные сказки».


НОД

1.Чтение коми народной сказки «Перабогатырь» (поддерживать заинтересованное отношение к чтению коми народных сказок; развивать предпосылки к смысловому чтению, учить осмысленно, отвечать на вопросы по содержанию текста; учить участвовать в коллективном пересказе, обозначать каждый значимый эпизод сказки картинкой-символом).




Прогулка

1.Наблюдение за сезонными изменениями в неживой природе – небо, ветер, осадки (развивать наблюдательность).

2.Труд. Подметание дорожек.

Вечер

1.Вечер коми загадок (продолжать формировать интерес к традициям национальной культуры, знакомить с народным творчеством, развивать мышление).

2.Просмотр и обсуждение мультфильма «Сказ о Пере-богатыре» (развивать представление о личностных и речевых характеристиках героев).

3.Чтение коми народной сказки «Царская милость».

Вторая неделя. Понедельник


Утро

1.Хороводные игры «Воробей (Пышкай)» (развивать игровое взаимодействие со сверстниками).

2.Экскурсия в литературно-театральный музей имени Н.М. Дьяконова на выставку «Герой коми легенд и сказок «Перабогатырь» (продолжать формировать представление о традиционных образах мифологии коми народа).

Помощь организации экскурсии литературнотеатральный музей

Дьяконова.

в в

им.

Дополнить коми уголок фигурками Перыбогатыря. Пополнить

изо-уголок раскрасками богатырей.

НОД

1.Познавательное «Богатыри земли Коми» (формировать представление о героическом прошлом коми народа; о героях коми сказок: Пера-богатырь, Йиркап, Корт-Айка, КудымОш; вызвать интерес к мифам коми народа о богатырях).

2.Игры на развитие воображения: «Дорисуйка» (создавать условия для развития творческой инициативы).

Прогулка

1.Наблюдение за осенним лесом за территорией детского сада.

2.Труд. Подметать дорожки на прогулочной площадке.

3.Подвижные игры «Стой, олень!» (Сувт,

кӧр!)

Вечер

1.Чтение коми народной сказки

«Несговорчивый Петра».

2.Беседа. Обмен впечатлениями об экскурсии в музее, речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

3. Рисование «Богатыри» (продолжать учить передавать в рисунке свои впечатления об образе богатыря, характерных внешних



признаков; создавать условия для развития творчества).



Вторник (речевое развитие)

Утро

  1. Беседа. «Как жили в прошлом люди в коми крае» (расширять элементарные представления детей об истории родного края, речевое взаимодействие).

  2. Дидактическая игра «Краеведческое лото» (продолжать формировать целостное представление о Республике Коми).

  3. Игры по развитию речи «Какой, какая, какое?» расширение активного словаря.

Дополнение выставки детскими энциклопедиями для самостоятельного рассматривания

-

НОД

1.Развитие речи «Коми пословицы и поговорки» (приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок; учить детей рассуждать над смыслом пословиц, делать выводы, исходя из жизненного опыта).

2. Лепка. «Богатыри земли Коми» (учить детей лепить богатыря, придавать узнаваемые черты, создавать характерные элементы костюма; учить самостоятельно, определять способы и приемы лепки; воспитывать художественный вкус, самостоятельность, инициативность).

Прогулка

1.Наблюдение за тополем (формировать представления детей о тополе осенью, о том, как видоизменяются деревья).

2.Подвижные игры: «Ловля оленей»

(Кӧръясӧс куталӧм).

Вечер

1.Чтение повесть-сказки Клейна А. «Волшебный камень и книга белой совы».

2.Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах активности (учить детей самостоятельно находить занятие по душе, доброжелательное взаимоотношение со сверстниками).

3.Игры на формирование словаря «Подбери слово» (учить подбирать местоимения к словам, обозначающим предметы (он, она, оно, они).

Среда (логика)

Утро

1.Беседа «В какие игры играли наши бабушки и дедушки». (Формировать представление детей о том, в какие игры играли их люди старшего поколения. Воспитывать уважение и интерес к народным традициям).

2.Настольно-печатные игры – пазлы, сюжетные картинки из сказок (развитие пространственного мышления, мелкой моторики).

3. Дидактическая игра: «Сколько?».

Пополнить в изо-уголке

раскраски по сюжетам коми

сказок

-

Прогулка

1.Наблюдение за работой дворника (продолжать наблюдение за работой дворника, формировать стремление к порядку и чистоте).



2.Труд. Помощь дворнику при уборке территории около своего участка.

3.Подвижные игры «Слепой горань»

(Синтӧм горань), «Жмурки».



Вечер

1.Чтение художественной литературы

Клейн А. Повесть-сказка

«Волшебный камень и книга белой совы.

2. Работа в книжном уголке: рассматривание с детьми иллюстраций книг коми сказок воспитывать интерес к книге как предмету эстетического искусства.

3.Самостоятельная деятельность детей в центрах активности: учить детей самостоятельно находить занятие по душе.

Четверг

Утро

1.Дидактические игры о живой и неживой природе: «Не только в гости ждет тебя природа» (систематизировать и обобщать представления детей о растительном и животном мире леса. Расширять представления детей об охране природы).

2. Рассматривание иллюстраций книг с коми народными сказкам (создавать условия для приобщения детей к национальной культуре).

  1. Игры на развитие речи.

  2. Дидактическая игра: «Телефон» (развивать речевой диалог, используя знания содержания коми сказки; развивать интонационную выразительность).

Индивидуальное Пополнение коми уголка консультирование предметами коми быта (туес, солонка, вязанные носочки и варежки и т.д.)

НОД

Познавательное. Географическое путешествие: «Моя малая родина». (расширять представления детей о родном крае; знакомить с городами Коми республики, учить называть их; воспитывать любовь к своей малой родине).

Прогулка

1.Наблюдение за елью (закреплять представление о ели и ее красоте в природе). 2. Подвижная игра «Медведь-бабушка» (Ошкӧ-бабе).

Вечер

1.Чтение сказки Клейна А. «Волшебный камень и книга белой совы».

2.Просмотр и обсуждение мультфильма «Сказание о Кудым-Ошӧ».

3. Дидактические игры по познавательному развитию: «Собери карту Коми

Республики».

Пятница

Утро

1.Организация выставки детских творческих работ (поддерживать интерес к самостоятельному творчеству).

2.Беседа. Подведение итогов проекта (что узнали нового, что было особенно интересно).

3. Изобразительная деятельность. Рисование на выбор (продолжать развивать у детей

Подведение итогов реализации проекта.

Выставка творческих работ воспитанников.


эстетическое восприятие, чувство цвета при работе с акварельными красками).



НОД

1.Чтение коми народной сказки: «Перабогатырь» (поддерживать заинтересованное отношение к чтению коми народных сказок; развивать предпосылки к смысловому чтению, учить осмысленно, отвечать на вопросы по содержанию текста).

Прогулка

1.Наблюдение за сезонными изменениями в неживой природе – небо, ветер, осадки.

2.Труд. Подметание дорожек. Воспитывать трудовые навыки.

3.Подвижные игры. «Борьба на палке».

Вечер

1.Чтение коми народной сказки «Царская милость».

  1. Вечер коми загадок (продолжать формировать интерес к традициям национальной культуры, знакомить с народным творчеством, развивать мышление).

  2. Хороводная игра «Белый шаман»

(развитие слухового внимания).

  1. Просмотр и обсуждение мультфильма «Сказ о Пере-богатыре» (развивать представление о личностных и речевых характеристиках героев).

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • сформированы позитивные установки к культуре родного края;

  • умеют различать мифы, легенды и сказки коми народа;

  • имеют представление о творчестве коми художника Павла Микушева;

  • освоены базовые техники изображения традиционных коми орнаментов;

  • обогатился опыт изображения объектов реального мира на основе традиционных национальных

узоров;

  • обогатился опыт использования разнообразных художественных материалов в самостоятельной творческой деятельности; Для родителей:

  • приняли непосредственное участие в образовательном процессе ДОО;

  • расширили возможность сотрудничества со своими детьми;

  • обогатился опыт работы в ознакомлении детей с национальным творчеством; Для педагогов:

  • обогатился педагогический опыт в организации проектного метода, как метода организации насыщенной детской деятельности;

  • пополнился методический материал по этнокультурному воспитанию дошкольников; - возможность участвовать в профессиональных конкурсах различного уровня; - повышение рейтинга группы в ДОО.

Продукты проектной деятельности:

  • пополнился дидактическими материалами коми-уголок в группе («Азбука коми орнаментов и эмблем»);

  • творческая выставка детских работ.

Таким образом, в ходе реализации проекта мы отметили интерес воспитанников к литературе коми народа, творчеству художника Павла Микушева. В перспективе планируется продолжить знакомство детей и родителей (законных представителей) с коми литературой (народной, авторской), и с другими художниками республики Коми, продолжить работу по оснащению развивающей предметнопространственной среды в рамках реализации национально-регионального компонента, в соответствии с возрастными особенностями детей, привлекая к участию родителей воспитанников.

Список использованных источников:

  1. Клейн, А. Волшебный камень и книга белой совы / А.Клейн. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1986.

  2. Лесной человек Яг-морт и другие сказки. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2007.

  3. Плесовский, Ф.В. Коми пословицы и поговорки / Ф.В. Плесовский. - Изд. 2 Сыктывкар: Коми кн.

изд-во.1983.

  1. Парамонова, Л.А. Истоки: Примерная основная образовательная программа дошкольного

образования / Л.А. Парамонова. – 5-е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2015.



























































































10