***
Познавательно-творческий проект «Мифы коми народа» для детей старшего дошкольного возраста
Современные условия жизни и образование предъявляют высокие требования к социализации дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. «Одним из ключевых направлений образовательной политики Российской Федерации является создание условий для воспитания социально ответственной личности, инициативного и компетентного гражданина России, способного транслировать базовые национально-культурные ценности народов России и интегрированного посредством родной культуры в общероссийское и мировое культурное пространство». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Сегодня актуальным становится:
воспитание в детях духовно-нравственных, патриотических чувств к своему народу, Родине;
воспитание желания оказывать посильную помощь друг другу, младшим и уважение к старшим; - воспитание умения видеть и беречь красоту природы, охранять чистоту окружающей среды.
В связи с этим активизируется поиск подходов к воспитанию и развитию детей, направленных на решение этих вопросов. В «Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016 – 2021 годы» указывается на педагогический потенциал этнокультурного образования. «Этнокультурное образование – целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса». Основой которого является освоение этнической культуры Коми народа в диалоге с культурами русского и иных этносов, проживающих в Республике Коми.
Проектные технологии позволят объединить всех участников образовательных отношений (воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогов) в познании родного края, его культурного наследия.
Цель проекта: воспитание в детях духовно-нравственных, патриотических чувств к своему народу, Родине, средствами ознакомления с мифами коми народа.
Задачи проекта:
Развивать познавательный интерес детей к культуре родного края в совместной практической деятельности со сверстниками и взрослыми.
Дать детям элементарные представления о мифах как литературном жанре.
Познакомить с творчеством Павла Микушева, как одним из художников-этнофутуристов Республики Коми.
Обучать передаче в рисунках особенностей национальной культуры посредством традиционных узоров коми народа.
Сроки реализации проекта: 2 недели.
Для включения детей в познавательный проект по этнокультурному образованию в группе была создана этнокультурная образовательная среда (групповое пространство организовано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор занятия).
− Коми-уголок.
− Изо-уголок: выставка репродукций работ художника Павла Микушева, иллюстрации богатырей, раскраски богатырей «Азбука коми орнаментов и эмблем», силуэты животных – героев коми мифологии. − Книжный уголок: выставка книг «Коми народные сказки».
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап. Разработка календарно-тематического планирования по реализации проекта (определение содержания, постановка целей и задач, мероприятия по работе с детьми и родителями (законными представителями) воспитанников.
Знакомство детей с репродукциями картин Павла Микушева: «Мировое дерево», «Йиркап», «Особенности рыбалки», «Дерево жизни», «Знак птицы», «Скоро весна», «Рыбы», «Свадьба рыбы и медведя», «Игры героев». Знакомство с необычными художественными образами, с непривычной манерой их изображения, с непохожестью на картины других художников.
Беседа по картинам (знакомство с творчеством художника, с выбором художника образов животных, знакомство с авторской техникой изображения).
Знакомство с мифами коми народа, с основными героями мифов, изображенные в работах художника Павла Микушева.
Ознакомление родителей (законных представителей) с творчеством коми художника Павла Микушева.
Поиск родителями (законными представителями) материалов о мифах коми народа.
Организация творческой выставки детских работ.
2. Основной этап. Реализация мероприятий по содержанию проекта.
Знакомство с репродукциями работ коми художника этнофутуриста Павла Микушева, особенностями его изобразительной техники.
Формирование у детей представлений о мифах как литературном жанре.
Знакомство детей с основными сюжетными линиями, образами.
Беседы с детьми, посещение библиотеки для подбора необходимой литературы.
Создание выставки книг «Мифы, легенды и сказки коми народа».
Организованная непосредственная образовательная деятельность: «Образы медведя в мифах народа коми», «Образы дерева в мифах коми народа», «Богатыри земли Коми».
Экскурсия в литературно-театральный музей имени Н.М. Дьяконова на выставку «Герои коми легенд и сказок «Пера-богатырь».
Разучивание народных подвижных игр в режиме дня (приложение 2).
Дидактические игры «Узнай героя по описанию» (приложение 3).
Чтение коми народных сказок.
Рассматривание энциклопедий, продуктивной деятельности.
Выставка творческих работ по темам: «Богатыри», «Образ медведя в коми мифах», «Коми богатыри» в фойе детского сада.
3. Заключительный этап. План реализации проекта:
Времен ной отрезок дня | Совместная деятельность воспитателя с детьми и самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Развивающая предметнопространственная среда |
Первая неделя. Понедельник | |
Утро | 1.Рассматривание репродукций работ Павла Микушева (создание условий для воспитания ценностного отношения к искусству). 2.Беседа. Постановка проблемы, мотивация детей на проект «Мифы коми народа» (создание условий для развития инициативы дошкольников). 3. Хороводная игра: «Рукоятка жернова. Молчанка (Изкикарнан)» (развитие игрового взаимодействия со сверстниками). 4.Игры на развитие памяти «Волшебные слова». | Консультация по разработке проекта «Мифы коми народа» (планирование, ожидаемые результаты, предполагаемый итог проекта) | Выставка репродукций картин коми художника Павла Микушева. |
НОД | 1.Речевое развитие детей по теме: «Мифы Коми народа» (формирование элементарных представлений о жанре – мифах, отличительные особенности мифов от сказок, знакомство с основными сюжетами коми мифологии). |
Прогулка | 1.Наблюдение - за сезонными изменениями в природе (знакомство с характерными признаками осени на участке детского сада). 2. Труд: уборка листьев на прогулочной площадке 3. Подвижные игры «Стой, олень!» (Сувт, кӧр!). |
Вечер | 1.Дидактическая игра «Узнай, из какой сказки предмет или герой». 2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в прошлое на машине времени» (побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу). 3.Чтение коми народной сказки «Перабогатырь». 4.Игры на развитие внимания и логики «Что лишнее?» | | |
Вторник |
Утро | Рассматривание энциклопедий о жизни людей в давние времена. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» (развитие понимания простых причинно-следственных отношений). Пальчиковые игры. Игры по речевому развитию детей: «Один – много». | Продолжать информировать о ходе реализации проекта. | Детские энциклопедии. |
НОД | 1.Интегрированная деятельность: «Образ медведя в коми мифах» (продолжать формировать элементарное представление о жанре – мифы; создавать условия для осмысления образа медведя в мифах коминарода; познакомить дошкольников с творчеством коми художника Павла Микушева; инициировать творческие проявления детей при создании своего образа медведя изобразительными средствами) (приложение №1) |
Прогулка | 1.Наблюдение за птицами во время кормления (прививать желание заботится о птицах). 2.Труд. Уборка клумб на участке. 3. Подвижная игра «Ловля оленей» (Кӧръясӧс куталӧм). |
Вечер | Дидактическая игра «Узнай кто я?» (да- нет-ка) (учить задавать вопросы сверстникам, активизировать в речи названия различных животных). Разучивание скороговорок, пословиц: «Жук жужжит над абажуром, жужжит жужелица, жужжит, кружится». 4. Чтение коми народной сказки «Как Перабогатырь на войну ходил». 5.Упражнения на формирование словаря «Верно ли это». |
Среда (логика) |
Утро | 1.Беседа. «Как жили древние люди» (обогащать и укреплять интерес к окружающей жизни, учить детей высказывать свои суждения). 2. Дидактическая игра «Что не дорисовал художник» (развитие целостного восприятия, внимания, закреплять представление о предметах старины). | Рекомендовать для совместного домашнего чтения коми народные сказки. Предложить пополнить выставку книг | Пополнить книжный уголок книгами с коми народными сказками и иллюстрациями из сказок, организовать выставку. |
Прогулка | 1.Наблюдение за облаками (закрепить знания детей о различных состояниях воды в окружающей среде). 2.Труд.Уборка листьев на участке. Воспитание желания трудиться. 3.Подвижные игры: «Слепой горань» (Синтӧм горань), «Жмурки». | коми народных сказок в группе. | |
Вечер | 1.Рисование (знакомство с элементами традиционных коми узоров, формирование представлений о смысловом значении этих узоров). 2.Сюжетно ролевые игры (создание условий для игр «Путешествие в прошлое на машине времени» - побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу). 3.Чтение коми народной сказки «Лесной человек Яг-морт». |
Четверг (познавательное развитие) |
Утро | 1. Дидактическая игра – лото «Коми орнамент». 2.Рассматривание репродукций из альбома «Легенды и сказания народа коми» графических работ В.Г. Игнатова. Пальчиковые игры. Игры на развитие грамматического строя речи «Подбери рифму». | Индивидуальное консультирование по запросам. | Пополнение коми-уголка в группе репродукциями из альбома «Легенды и сказания народа коми» графических работ В.Г. Игнатова. |
НОД | Интегрированная деятельность: познавательное+рисование «Образ дерева в мифах народа коми» (продолжать формировать элементарное представление о жанре – мифы; создавать условия для осмысления образа дерева в мифах коми- народа; продолжать знакомить дошкольников с творчеством коми художника Павла Микушева). |
Прогулка | 1.Наблюдение за листопадом (закреплять признаки осени, развивать наблюдательность). 2.Труд.Уборка листьев на участке. 3.Подвижные игры Медведь-бабушка (Ошкӧ-бабӧ) |
Вечер | 1.Чтение коми народной сказки «Про бедняка Мӧмӧта и богатого барина» 2.Дидактические игры по познавательному развитию. 3.Краеведческое лото (закреплять представление о республике). |
Пятница (эстетическое развитие) |
Утро | Рассматривание репродукций (знакомство с творчеством коми художника Павла Микушева). Самостоятельная художественная деятельность (предложить силуэты животных леса и предложить украсить их элементами традиционных коми узоров). | Индивидуальное консультирование по запросам. | Выставка книг в книжном уголке «Коми народные сказки». |
НОД | 1.Чтение коми народной сказки «Перабогатырь» (поддерживать заинтересованное отношение к чтению коми народных сказок; развивать предпосылки к смысловому чтению, учить осмысленно, отвечать на вопросы по содержанию текста; учить участвовать в коллективном пересказе, обозначать каждый значимый эпизод сказки картинкой-символом). | | | |
Прогулка | 1.Наблюдение за сезонными изменениями в неживой природе – небо, ветер, осадки (развивать наблюдательность). 2.Труд. Подметание дорожек. |
Вечер | 1.Вечер коми загадок (продолжать формировать интерес к традициям национальной культуры, знакомить с народным творчеством, развивать мышление). 2.Просмотр и обсуждение мультфильма «Сказ о Пере-богатыре» (развивать представление о личностных и речевых характеристиках героев). 3.Чтение коми народной сказки «Царская милость». |
Вторая неделя. Понедельник | |
Утро | 1.Хороводные игры «Воробей (Пышкай)» (развивать игровое взаимодействие со сверстниками). 2.Экскурсия в литературно-театральный музей имени Н.М. Дьяконова на выставку «Герой коми легенд и сказок «Перабогатырь» (продолжать формировать представление о традиционных образах мифологии коми народа). | Помощь организации экскурсии литературнотеатральный музей Дьяконова. | в в им. | Дополнить коми уголок фигурками Перыбогатыря. Пополнить изо-уголок раскрасками богатырей. |
НОД | 1.Познавательное «Богатыри земли Коми» (формировать представление о героическом прошлом коми народа; о героях коми сказок: Пера-богатырь, Йиркап, Корт-Айка, КудымОш; вызвать интерес к мифам коми народа о богатырях). 2.Игры на развитие воображения: «Дорисуйка» (создавать условия для развития творческой инициативы). |
Прогулка | 1.Наблюдение за осенним лесом за территорией детского сада. 2.Труд. Подметать дорожки на прогулочной площадке. 3.Подвижные игры «Стой, олень!» (Сувт, кӧр!) |
Вечер | 1.Чтение коми народной сказки «Несговорчивый Петра». 2.Беседа. Обмен впечатлениями об экскурсии в музее, речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. 3. Рисование «Богатыри» (продолжать учить передавать в рисунке свои впечатления об образе богатыря, характерных внешних |
| признаков; создавать условия для развития творчества). | | |
Вторник (речевое развитие) |
Утро | Беседа. «Как жили в прошлом люди в коми крае» (расширять элементарные представления детей об истории родного края, речевое взаимодействие). Дидактическая игра «Краеведческое лото» (продолжать формировать целостное представление о Республике Коми). Игры по развитию речи «Какой, какая, какое?» расширение активного словаря. | Дополнение выставки детскими энциклопедиями для самостоятельного рассматривания | - |
НОД | 1.Развитие речи «Коми пословицы и поговорки» (приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок; учить детей рассуждать над смыслом пословиц, делать выводы, исходя из жизненного опыта). 2. Лепка. «Богатыри земли Коми» (учить детей лепить богатыря, придавать узнаваемые черты, создавать характерные элементы костюма; учить самостоятельно, определять способы и приемы лепки; воспитывать художественный вкус, самостоятельность, инициативность). |
Прогулка | 1.Наблюдение за тополем (формировать представления детей о тополе осенью, о том, как видоизменяются деревья). 2.Подвижные игры: «Ловля оленей» (Кӧръясӧс куталӧм). |
Вечер | 1.Чтение повесть-сказки Клейна А. «Волшебный камень и книга белой совы». 2.Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах активности (учить детей самостоятельно находить занятие по душе, доброжелательное взаимоотношение со сверстниками). 3.Игры на формирование словаря «Подбери слово» (учить подбирать местоимения к словам, обозначающим предметы (он, она, оно, они). |
Среда (логика) |
Утро | 1.Беседа «В какие игры играли наши бабушки и дедушки». (Формировать представление детей о том, в какие игры играли их люди старшего поколения. Воспитывать уважение и интерес к народным традициям). 2.Настольно-печатные игры – пазлы, сюжетные картинки из сказок (развитие пространственного мышления, мелкой моторики). 3. Дидактическая игра: «Сколько?». | Пополнить в изо-уголке раскраски по сюжетам коми сказок | - |
Прогулка | 1.Наблюдение за работой дворника (продолжать наблюдение за работой дворника, формировать стремление к порядку и чистоте). |
| 2.Труд. Помощь дворнику при уборке территории около своего участка. 3.Подвижные игры «Слепой горань» (Синтӧм горань), «Жмурки». | | |
Вечер | 1.Чтение художественной литературы Клейн А. Повесть-сказка «Волшебный камень и книга белой совы. 2. Работа в книжном уголке: рассматривание с детьми иллюстраций книг коми сказок воспитывать интерес к книге как предмету эстетического искусства. 3.Самостоятельная деятельность детей в центрах активности: учить детей самостоятельно находить занятие по душе. |
Четверг |
Утро | 1.Дидактические игры о живой и неживой природе: «Не только в гости ждет тебя природа» (систематизировать и обобщать представления детей о растительном и животном мире леса. Расширять представления детей об охране природы). 2. Рассматривание иллюстраций книг с коми народными сказкам (создавать условия для приобщения детей к национальной культуре). Игры на развитие речи. Дидактическая игра: «Телефон» (развивать речевой диалог, используя знания содержания коми сказки; развивать интонационную выразительность). | Индивидуальное Пополнение коми уголка консультирование предметами коми быта (туес, солонка, вязанные носочки и варежки и т.д.) |
НОД | Познавательное. Географическое путешествие: «Моя малая родина». (расширять представления детей о родном крае; знакомить с городами Коми республики, учить называть их; воспитывать любовь к своей малой родине). |
Прогулка | 1.Наблюдение за елью (закреплять представление о ели и ее красоте в природе). 2. Подвижная игра «Медведь-бабушка» (Ошкӧ-бабе). |
Вечер | 1.Чтение сказки Клейна А. «Волшебный камень и книга белой совы». 2.Просмотр и обсуждение мультфильма «Сказание о Кудым-Ошӧ». 3. Дидактические игры по познавательному развитию: «Собери карту Коми Республики». |
Пятница |
Утро | 1.Организация выставки детских творческих работ (поддерживать интерес к самостоятельному творчеству). 2.Беседа. Подведение итогов проекта (что узнали нового, что было особенно интересно). 3. Изобразительная деятельность. Рисование на выбор (продолжать развивать у детей | Подведение итогов реализации проекта. | Выставка творческих работ воспитанников. |
| эстетическое восприятие, чувство цвета при работе с акварельными красками). | | |
НОД | 1.Чтение коми народной сказки: «Перабогатырь» (поддерживать заинтересованное отношение к чтению коми народных сказок; развивать предпосылки к смысловому чтению, учить осмысленно, отвечать на вопросы по содержанию текста). |
Прогулка | 1.Наблюдение за сезонными изменениями в неживой природе – небо, ветер, осадки. 2.Труд. Подметание дорожек. Воспитывать трудовые навыки. 3.Подвижные игры. «Борьба на палке». |
Вечер | 1.Чтение коми народной сказки «Царская милость». Вечер коми загадок (продолжать формировать интерес к традициям национальной культуры, знакомить с народным творчеством, развивать мышление). Хороводная игра «Белый шаман» (развитие слухового внимания). Просмотр и обсуждение мультфильма «Сказ о Пере-богатыре» (развивать представление о личностных и речевых характеристиках героев). |
Ожидаемые результаты:
Для детей:
сформированы позитивные установки к культуре родного края;
умеют различать мифы, легенды и сказки коми народа;
имеют представление о творчестве коми художника Павла Микушева;
освоены базовые техники изображения традиционных коми орнаментов;
обогатился опыт изображения объектов реального мира на основе традиционных национальных
узоров;
обогатился опыт использования разнообразных художественных материалов в самостоятельной творческой деятельности; Для родителей:
приняли непосредственное участие в образовательном процессе ДОО;
расширили возможность сотрудничества со своими детьми;
обогатился опыт работы в ознакомлении детей с национальным творчеством; Для педагогов:
обогатился педагогический опыт в организации проектного метода, как метода организации насыщенной детской деятельности;
пополнился методический материал по этнокультурному воспитанию дошкольников; - возможность участвовать в профессиональных конкурсах различного уровня; - повышение рейтинга группы в ДОО.
Продукты проектной деятельности:
пополнился дидактическими материалами коми-уголок в группе («Азбука коми орнаментов и эмблем»);
творческая выставка детских работ.
Таким образом, в ходе реализации проекта мы отметили интерес воспитанников к литературе коми народа, творчеству художника Павла Микушева. В перспективе планируется продолжить знакомство детей и родителей (законных представителей) с коми литературой (народной, авторской), и с другими художниками республики Коми, продолжить работу по оснащению развивающей предметнопространственной среды в рамках реализации национально-регионального компонента, в соответствии с возрастными особенностями детей, привлекая к участию родителей воспитанников.
Список использованных источников:
Клейн, А. Волшебный камень и книга белой совы / А.Клейн. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1986.
Лесной человек Яг-морт и другие сказки. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2007.
Плесовский, Ф.В. Коми пословицы и поговорки / Ф.В. Плесовский. - Изд. 2 Сыктывкар: Коми кн.
изд-во.1983.
Парамонова, Л.А. Истоки: Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования / Л.А. Парамонова. – 5-е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2015.
10