СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «День космонавтики - звезды и ракеты» (вторая младшая группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.

Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. Имя Юрия Гагарина стало широко известно в мире, а сам первый космонавт досрочно получил звание майора и звание Героя Советского Союза и навсегда вписал и свое имя, и этот полет в мировую историю.

Просмотр содержимого документа
«ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «День космонавтики - звезды и ракеты» (вторая младшая группа)»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2»

















ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ: «День космонавтики - звезды и ракеты»

(вторая младшая группа)







Подготовили и провели воспитатели:

Гвоздкова Ирина Станиславовна

Михайлова Светлана Васильевна







Краснотурьинск, 2022


Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Время реализации проекта: 2 неделя апреля 2022 г.

Проблема: Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о первом полёте Юрия Алексеевича Гагарина в космос.

Обоснование проблемы:

  • Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.

  • У детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Актуальность проекта: Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.


Цель: формировать у дошкольников первичные представления о космосе, звёздах, планетах; способствовать элементарному пониманию значения «космос», «космонавт».

Задачи:

  • Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе. Обучать активности, коллективизму.

  • Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности .

  • Воспитывать у детей любознательность, умение слушать взрослых. Прививать любовь и чувство гордости к своей стране.

  • Активизировать словарь: планета, космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.


Этапы реализации проекта


1 этап - подготовительный:

  • Определить цели и задачи проекта;

  • Составить план реализации проекта;

  • Донести до участников проекта важность данной темы;

  • Создать предметно-развивающую среду: подобрать игрушки, атрибуты для игровой деятельности, иллюстрированный и информационный материал, художественную литературу по теме;

  • Подготовить материал для творческой деятельности с детьми;

  • Подготовить презентационный материал для проведения занятий;

  • Разработать конспекты НОД и утреннюю гимнастику по теме проекта.

2 этап - основной:

  • Виды деятельности по образовательным областям, через которые прошел познавательно-творческий проект.

  • Взаимодействие с родителями.

3 этап - заключительный:

  • Творческая выставка работ детей, сделанных совместно с родителями «Этот загадочный мир - космос».

  • Выставка коллективной работы с детьми «Космическое путешествие»;

  • Творческая выставка детских работ по теме проекта.


Формы и методы реализации проекта:

  • система НОД (по тематике проекта);

  • чтение художественной литературы;

  • просмотр презентаций;

  • беседы;

  • утренняя гимнастика;

  • подвижные, дидактические, пальчиковые игры;

  • физкультминутки.


Ресурсное обеспечение:

  • методическая литература и художественная литература по теме проекта;

  • материалы для практической работы (белая и цветная бумага, клей, картон, гуашь, кисти, пластилин, мелки, цветные карандаши);

  • наглядный материал (презентации, картинки, фотографии).


Предполагаемый результат проекта:

Для детей:

  • формирование первоначального представления о космосе и космонавтах;

  • заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, с удовольствием рисуют, лепят, играют по теме проекта.

Для родителей:

  • установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах развития и образования детей;

  • сближение с детьми.

Для педагогов:

  • систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;

  • повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).





Реализация проекта


I. Подготовительный этап:

  • подобрать информацию о космосе, соответствующую младшему дошкольному возрасту;

  • подобрать детскую художественную и методическую литературу;

  • подобрать книги, иллюстрации, презентационный материал по теме проекта;

  • подобрать пальчиковые, подвижные и дидактические игры, физкультминутки;

  • разработать конспекты НОД, утреннюю гимнастику по теме проекта;

  • познакомить родителей с темой и содержанием проекта, обговорить их участие в проекте.


II. Основной этап:

  • Виды деятельности с детьми

Образовательная область

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Физическое развитие

Утренняя гимнастика

«Мы - космонавты!».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики».

Физкультминутка: «Ракета».

Развлечение «День космонавтики»

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие

Познавательное развитие

НОД на тему «Космос для малышей».

Просмотр мультфильмов «Белка

и Стрелка», «Лунтик».

Рассматривание книг и иллюстраций по теме «Космос».

Наблюдения на прогулке за солнцем, небом и облаками.

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Физическая культура

Речевое развитие

НОД на тему «Детям о космосе».

Чтение художественной литературы: Албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили».

Стихи и загадки о космосе.

Дидактическая игра «Устрани пробоину».

Дидактическое упражнение «Найди свою планету (звезду)».

Пальчиковые игры: «Тучки», «Солнышко светит», «Космонавт».

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Физическая культура

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно–ролевая игра «Полёт в космос».

Беседа «Какое бывает небо?»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

НОД Рисование на тему: «Космос глазами детей»

НОД Аппликация «Космическое путешествие».

НОД Пластилинография с элементами аппликации  «Космический корабль».

Раскрашивание картинок о космосе.

Прослушивание песен: «Разукрасим все планеты» (Барбарики), «Облака белокрылые лошадки»

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Физическая культура


  • Взаимодействие с родителями.

  • Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом»;

  • Наблюдение с детьми за звездным небом;

  • Совместное рисование и изготовление поделок детей и родителей по теме «Этот загадочный мир - космос».

III. Заключительный этап

  • Организация творческой выставки работ детей, сделанных совместно с родителями «Этот загадочный мир - космос».

  • Оформление выставки коллективной работы детей «Космическое путешествие» и творческой выставки детских работ по теме проекта.

  • Фотоотчет по проекту.


За время реализации проекта:

  • дети получили элементарные знания о космосе и космонавтах;

  • обогатился словарный запас;

  • широко проявились инициативность и творчество.


Список использованных источников:

  • Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей труппе детского сада. —М.; Мозаика-Синтез, 2010.

  • Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» Игры, упражнения, конспекты занятий. 2005г

  • Кнушевицкая Н. А, Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». Развитие речи и логического мышления у детей //Издательство: Гном: 2016 г. - 40 с.- (Серия: «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»).

  • Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.

  • Первушин А., Первушина Е., Я открываю космос! Первое путешествие по Солнечной системе// Издательство: Качели, 2016 г., - 32 с., (Серия: Почемучкина книжка).

  • Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)


Приложение 1


Беседа «Какое бывает небо?»


Задачи. Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.

Ход беседы:

Воспитатель: Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на…(ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей).

А теперь послушайте стихотворение:

Черное, алое, синее, красное

Небо бывает разнообразное.

Утро как вечер красным подсвечен,

Черное ночью, когда гаснут свечи,

Лампы, фонарики и фонари,

Звезды с луною ты видишь. Смотри.

Утро. И солнышко лучики шлет,

Снова синеет наш небосвод. 

Воспитатель: Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей).

Воспитатель: Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т.д.) Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь (Почему небо бывает черное, хмурое? Что есть на небе? На что похожи облака?) Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем). Закончить беседу можно чтением стихотворения или загадыванием загадки:

Ничего нет неба выше,
Там гуляют облака.
Небо дуновеньем дышит,
В небе звёзды с далека
Словно бусинки мерцают
Украшая небосклон,
А под утро исчезают,
Растворяясь будто сон.
В небе вольно веют птицы,
Крылья только им даны,
Но бывает людям снится:
Над землёй летят они.
Справа небо, слева небо,
Ну, а ты летишь, летишь:
Толи быль, а толи небыль,
Сразу и не различишь!
Как цветочки незабудки -
Нежно - голубое.
Иногда, как васильки,
А порой, как море!
Но бывают дни, когда,
Злится и темнеет,
Вот тогда меняет цвет -
Хмурится, чернеет.
Ночью - в ярких звездочках,
Днем - с лучистым солнышком!
С облаками, цвета снега...
Что же это? Это ж... ( Небо.)



























Приложение 2


Стихи и загадки на тему «Космос»

Земля.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Яков Аким

Солнечная система
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, Харон, девятые в системе,
Во тьме дуэтом коротают время

Свети нам, солнышко, свети…
Яков Аким
- Свети нам, солнышко, свети, 
Легко с тобой живётся! 
И даже песенка в пути 
Сама собой поётся. 
От нас за тучи-облака 
Не уходи, не надо! 
И лес, и поле, и река 
Теплу и солнцу рады. 
- Свети нам, солнышко, свети, 
Не уходи за тучки! 
На ярком солнце у ежей 
Быстрей растут колючки. 
-Напрасно пущена молва, 
Что солнце нас тревожит. 
Лягушка изредка - ква-ква, 
Погреться любит тоже! 
- Свети нам, солнышко, свети, 
Проснувшись утром рано. 
Пока ты здесь - не улетим 
На юг, в чужие страны.

Путешествие по Луне
Джанни Родари
-У лунного моря 
Особый секрет, - 
На море оно не похоже. 
Воды в этом море 
Ни капельки нет, 
И рыбы не водятся тоже. 
В волны его 
Невозможно нырнуть, 
Нельзя в нём плескаться, 
Нельзя утонуть. 
Купаться в том море 
Удобно лишь тем, 
Кто плавать 
Ещё не умеет совсем!

ЮРИЙ ГАГАРИН 
Спросил я у папы однажды: 
"А кто такой Юрий Гагарин? 
Наверное, он очень важный, 
А я про него мало знаю..." 
И папа тогда мне ответил: 
"Я рад, что об этом меня ты спросил, 
Он летчик отважный и смелый, 
Прославил страну на весь мир. 
Гагарин был первым на свете, 
Кто в космос однажды полет совершил. 
Мальчишкам на нашей планете 
Мечту космонавтами стать подарил". 
Теперь я горжусь тем, что знаю, 
Кем же был Юрий Гагарин. 
Спросите меня, отвечу вам гордо: 
Он - космонавт, первым вышедший к звездам
Стать космонавтом я хочу, 
Гагарин мне пример. 
Он первый в космос полетел 
Тогда в СССР. 
С волненьем слушал целый мир- 
Не чудо ли для всех?!- 
Впервые в космос полетел 
Советский человек! 
С тех пор прошло немало лет. 
Привыкли мы к тому, 
Что побывать случилось там 
Уже не одному. 
День космонавтики у нас. 
Я тоже так хочу- 
Мне надо только подрасти- 
И в космос полечу!!! 
Автор – Татьяна Шапиро

Звёзды
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда


Загадки

Есть специальная труба, 
В ней Вселенная видна, 
Видят звезд Калейдоскоп 
Астрономы в... (телескоп) 


Специальный космический есть аппарат, 
Сигналы на Землю он шлет всем подряд. 
Как одинокий таинственный путник, 
Летит по орбите искусственный ...(спутник) 

Ни начала, ни конца, 
Ни затылка, ни лица. 
Знают все: и млад, и стар, 
Что она – большущий шар. (Земля)


Кто в году четыре раза переодевается? (Земля) 
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце) 

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит. (Солнце)


У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут. (Месяц)


Сверкая огромным хвостом в темноте, 
Несется среди ярких звезд в пустоте 
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - ...(комета)


Освещает ночью путь, 
Звездам не дает заснуть. 
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам ...(Луна)




























Приложение 3


Подвижные игры


«Солнышко и дождик»


Цель: Развивать умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал. 

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Когда воспитатель говорит солнышко –

все гуляют, играют, дождик – быстро убегают на места.

Дождик, дождик, веселей-

Капай, капли не жалей, 

Только нас не замочи, 

Зря в окошко не стучи!

«Солнечные зайчики»


Цель: Учить выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материал: зеркальце.

Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окошко, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям…Предложите дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика.

Солнечные зайчики

Скачут по стене,

Солнечные зайчики, 

Скачут в тишине.

Яркий лучик солнышка

Зайчиков пустил.

Девочек и мальчиков

Лучик разбудил.

















Приложение 4

Пальчиковая гимнастика


«Солнышко светит»


Цель: Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить расстегивать и застегивать прищепки.

Материалы: Круг желтого цвета(двусторонний), из плотного картона диаметром 15 см, прищепки.

Ход игры. Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики». Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами. Затем предложите детям «снять» лучики. («Теперь солнышко светит не ярко»).


«Тучки»

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
(Упражнения выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше).



«Космонавт»


В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной. (Ладони над головой «крышей»).













Приложение 5

Физкультминутка «Ракета»

Раз-два, стоит ракета. 

(ребенок поднимает руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. 

(разводит руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца 

(круг руками)

Космонавтам нужен год. 

(берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно 

(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет 

(сгибает руки в локтях) 

Пролетая над землею 

(разводит руки в стороны)

Ей передадим привет . 

(поднимает руки вверх и машем)






























Приложение 6

Аппликация «Космическое путешествие»


Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Космическое путешествие». Учить детей составлять изображение ракеты из готовых форм (квадрата, треугольника, кружков разных размеров). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность, уверенность.

Предварительная работа:

Беседа о космосе (открытки, фотографии, дидактические пособия). Подвижные игры «Солнышко и дождик». Выкладывание ракеты из разных предметов (карандашей, счетных палочек, шнурков).

Материалы, инструменты, оборудование.

Ватман голубого (серого, фиолетового) цвета, бумажные формы – квадраты, треугольники, кружочки, клей. Материал для рассматривания.


Пальчиковая гимнастика «Космонавт» .

В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).

Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение «Ракета»:
Пилот в космической ракете
на Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты. 
Воспитатель составляет на фланелеграфе или магнитной доске изображение ракеты из геометрических форм (корпус – квадраты, нос-треугольник и т.д.). Обращает внимание детей на детали, подготовленные для работы. Дети составляют аппликации.
Динамическая пауза «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети, 
(Встают на носки, поднимают) 
Улетаем на ракете. 
(Вверх и тянутся как можно выше )
На носки поднимитесь, 
А потом руки вниз. 
( Плавно опускают руки вниз).
Раз, два, три! Потянись. 
( Тянутся вверх).
Вот летит ракета ввысь! 
( Бегут на месте легким бегом). 
После занятия.
Оформление выставки «Космическое путешествие». Чтение стихотворения:
Г. Сапгир 
Раскинув свой огнистый хвост, 
Комета мчится между звёзд. 
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли. 
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!



























Приложение 7

Консультация для родителей
«Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?»


            Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение.

Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире.

Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чём он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь», - частый ответ.

Но от этого космос не становится для детей менее интересным! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.

Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней.
Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом. 

Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более, что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!
Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?

Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца.
Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах.

Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.
           Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.

Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.

Для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?», мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребенком детские книги о космосе.
Сейчас, в информационный век, несложно найти любую интересующую Вас информацию. В данном случае: книги, стихи и рассказы о космосе, написанные понятным для детей языком. Для этого лишь стоит заглянуть на соответствующие родительские сайты.

Строение Солнечной системы, карта звёздного неба, первый полёт в космос, виды галактик и строение Вселенной - множество интересной информации встретите там Вы и Ваш ребёнок.

Вместе вы сможете познакомиться с такими терминами, как планета, звезда, квазар, пульсар, галактика, метеорит, астероид, чёрные дыры и многими другими.

Что лукавить, думаем, эта информация пригодится и для нас, взрослых.
Вы удивитесь, узнав, насколько интересная наука АСТРОНОМИЯ! Не зря Солнце, звёзды, Луна - притягивали человека с древних времён и становились героями легенд, мифов и сказок. Кроме того, здесь Вы узнаете много интересной информации о том, как рассказать детям о космосе, научитесь играть в весёлые «космические» игры, прочтёте смешные «космические» стихи и загадки!

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, в спомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.














Приложение 8


Конспект НОД в рамках образовательной области «Познавательное развитие»,

на тему: «Космос для малышей»

Цель: формирование представления о космосе.

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • расширить знания детей о профессии космонавта;

  • формировать интерес к изучению космоса;

  • учить образовывать словосочетания ;

  • активизировать словарь дошкольников: космос, планеты, спутник, вселенная, солнечная система, космическая станция, тюбик, др.

Развивающие задачи:

Развивать:

  • коммуникативные навыки;

  • умения мыслить, рассуждать, отвечать полными ответами;

  • зрительную память, логическое мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать:

  • любовь и бережное отношение к нашему общему дому – Земле;

  • дружеские взаимоотношения;

  • воспитывать интерес и любознательность,

  • творческую активность и фантазию.

Предварительная работа: Знакомство с космосом, планетами, глобусом.

Чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций. Загадывание загадок.

Материал: презентация «Космос».

Ожидаемый результат:

  • интерес к теме «Космос», активизация и обогащение словарного запаса.

  • бережное отношение к природе.

Ход:

Загадка

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики.

(Звезды) (Слайд 2)

-Посмотреть сколько звезд на небе, поможет телескоп. (Слайд 3)

Можно их сосчитать? Почему?

– А самая большая звезда – это Солнце (Слайд 4)

Оно очень большое и всех согревает - там постоянно происходят взрывы и поэтому от них тепло.

– Вокруг Солнца вращаются еще планеты. (Слайд 5)

Стих

По порядку все планеты назовет любой из нас :

Раз- Меркурий, Пять- Юпитер,

Два- Венера, Шесть- Сатурн,

Три- Земля, Семь- Уран,

Четыре- Марс,

За ним – Нептун, он восьмой идет по счету,

А за ним уже, потом и девятая планета под названием Плутон

– А все это называется - Солнечная система.

– Как же называется наша планета? (Земля) (Слайд 6) Ее еще называют –Голубой планетой, почему? Во всей Солнечной системе на нашей только планете живут люди, есть жизнь. На что она похожа? (на шар).

- Рядом с нашей планетой всегда находится луна, она спутник нашей земли. (Слайд 7)

– Место, где находятся не только планеты, но и кометы называется космос. (Слайд 8).

- Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе? А на чём мы полетим, на каком транспорте? (Ракета)(Слайд 9)

-Построим ракету из стульчиков

Игра «Полетим в космос»

Задача: развить ловкость, скорость реакции, двигательные навыки детей.

Все играющие встают в круг, берутся за руки и идут, проговаривая текст:

Ждут нас быстрые ракеты -

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.

Произнеся последние слова, дети опускают руки и бегут к ракетам.

– Скоро в апреле будет праздник - день космонавтики. Много лет назад впервые наш человек побывал в космосе.

Его звали - Ю. А. Гагарин (Слайд 10)

А самым первым, кто побывал в космосе, были собаки Белка и Стрелка. (Слайд 11)

– Еще в космосе находится космическая станция. (Слайд 12) Где возможно проводить эксперименты, изучать жизнь в космосе.

- В космосе нет воздуха, и космонавты там не ходят, а летают. (Слайд 13)

В космосе космонавты тоже делают разминку, вот и мы сейчас проведём физкультурную минутку,

вместе с космонавтом Ю. А. Гагариным. (Слайд 14)

На разминку

На разминку – становись!

Вправо – влево покрутись,

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать – Раз, два, три, четыре, пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой, раз-два. (Ходьба на месте.)

- Теперь можно и подкрепиться, но что едят в космосе? Там специальная еда для космонавтов, а поместили её в тюбики (Слайд 15, что бы она не могла летать по кораблю, потому что в космосе невесомость (Слайд 16,17)

- Ещё раз посмотрим на нашу планету из космоса. Какая она у нас красивая!(Слайд 18)

Есть одна планета- сад.

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая,перелетных.

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут,

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей нету!

- Но нам пора возвращаться домой. А как же мы полетим домой? Есть специальные капсулы для возвращения. (Слайд 19,20,21)

- Ну вот мы и дома! (Слайд 22,23,24)

- Интересное у нас получилось путешествие? А кто из вас хотел бы стать космонавтом, почему? Чтобы вы делали в космосе? А хотелось бы полететь на другую планету, чтобы вы там делали?

- Если бы встретили жителей другой планеты, чтобы вы сказали?

Итог:

-Как нужно относиться к нашей планете? Что нужно делать, чтобы она была еще красивее?

В свободное время можно предложить детям нарисовать космос или планеты.















Приложение 9

Конспект утренней гимнастики

«Мы - космонавты!»


Задачи:

1. Укреплять организм ребенка.

2. Развивать и совершенствовать основные движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах).

3. Вырабатывать правильную осанку.

4. Укреплять мышцы конечностей и брюшного пресса.

5. Учить ориентироваться в пространстве.

6. Развивать слуховое внимание, чувство ритма.

7. Повысить двигательную активность.


Дети: Мамочка, мамочка, гляди,

Вон ракета - впереди,

На ракете - я лечу,

Космонавтом стать хочу!

1. Ходьба в колонне по одному за воспитателем, высоко поднимая колени под музыку «Марш юных космонавтов» Филиппенко – «Космонавты - на параде».

2. Легкий бег друг за другом – «Ракета летит на луну».

3. «Разминка космонавтов перед выходом в открытый космос» - ходьба с заданиями: на носках, руки - вытянуты вверх; на пятках, руки - на поясе. Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения с малыми обручами (диаметр - 30 см) в кругу.

1. «Наденем скафандры».

Исходное положение - основная стойка, руки с обручем - вверху. Согнуть руки в локтях, опустить руки с обручем до плеч, вернуться в исходное положение. (4-6 раз).

2. «Посмотрим в иллюминаторы».

Исходное положение - основная стойка, руки с обручем вытянуты перед грудью. Повороты вправо и влево. (по 3 раза в каждую сторону).

3. «Под ногами - лунные камни, рассмотрим их».

Исходное положение - основная стойка, руки с обручем прижаты к груди. Наклоны, не сгибая колен, руки с обручем опустить вниз (4-6 раз).

4. «Ракета – взлетает».

Исходное положение - лежа на животе. Руки с обручем, согнуты перед грудью, голова - опущена. Приподнять голову и плечи от пола, руки с обручем вытянуть вперед, (зафиксироваться на 10-12 секунд, вернуться в исходное положение (3-4 раза).

5. «Тренировка космонавтов».

Исходное положение - стать прямо, обруч лежит на полу, прыжки вокруг обруча (6-8 раз) в чередовании с ходьбой на месте (2 серии).

6. «Возвращаемся на землю».

Легкий бег с обручами в руках с постепенным переходом бега на ходьбу: «Ракета летит быстро, медленнее, остановка – приземлились» - присели на корточки.

7. «Дышим земным воздухом» - дыхательное упражнение (3-4 раза).

Под «Марш юных космонавтов» Филиппенко дети выходят из зала.


Приложение 10


Конспект НОД в рамках образовательной области «Речевое развитие»

на тему «Детям о космосе»


Цели:

  • формировать представление детей о космосе, профессии «космонавт», и о первом космонавте Ю. А. Гагарине;

  • пополнять словарный запас воспитанников (космос, космонавт, скафандр, ракета, планета);

  • развивать память, внимание, речь детей, интерес к космонавтике;

воспитывать желание вести здоровый образ жизни, быть сильными, смелыми.

Предварительная работа:

  • наблюдение за небом (солнце, луна);

  • просмотр серии мультфильма про Лунтика «Космические путешественники»;

  • работа с родителями – понаблюдать с детьми за звездным небом.

Материалы к занятию: презентация «Детям о космосе», проектор, ноутбук, воздушный шарик (гелий) с изображением на нем ракеты.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическая культура».

Ход занятия

1. Организационный момент. Слайд 1.

- Ребята, посмотрите, кто сегодня пришел к нам на занятие. Кто же это, вы знаете этого странного зверька? (Лунтик) Слайд 2.

2. Беседа о космосе.

- Правильно – это Лунтик. А знаете ли вы откуда он взялся? (прилетел с Луны)

- А что такое Луна? Где же она находится? (спутник планеты Земля, находится на небе, а точнее в космосе) Слайд 3.

- Вот сегодня мы с вами поговорим именно о космосе и обо всем, что с ним связано.

- Ребята, мы сказали, что Луна находится в космосе, а кроме Луны, что там еще есть? (спутники, планеты, звезды, кометы, солнце)

- Верно! Молодцы! Ребята, Лунтик живет на Луне, а где мы с вами живем? Как называется наша планета? (Земля) Слайд 4.

- Посмотрите как выглядит наша планета Земля. Расскажите, какая она? (круглая, красочная, видна вода и суша)

- А знаете ли вы, что кроме планеты Земля и ее спутницы Луны, существует еще много планет, а также других небесных тел в космосе? Посмотрите на экран. Слайд 5. Что вы видите?

- Верно. Самое большое небесное тело – Солнце! А вокруг него вращаются 9 планет – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Покажите, какая планета самая большая? Она называется Юпитер. А какая самая маленькая? А она называется Плутон. У нашей планеты есть естественный спутник – Луна. Кроме того мы видим звезды, кометы, астероиды.

3.Физминутка «Космическая». Слайд 6.

Раз, два, три, четыре –

В космос мы лететь решили! (маршируют)

Чтобы в космос полететь (руки вверх)

Нужно многое уметь. (круговое движение руками)

Влево, вправо наклонись

И нисколько не ленись! (погрозить пальчиком)

Руки вверх, вперед и вниз,

Космонавтом становись! (руки на пояс)

4. Рассказ о первом космонавте – Ю. А. Гагарине.

- Ребята, я хочу загадать вам загадку. Дам подсказку – она имеет отношение к космосу.

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд.

(Ответ: Ракета) Слайд 7.

- Как вы думаете, для чего людям нужны ракеты? (чтобы лететь в космос)

- Верно! Именно на ракетах люди могут долететь до звезд! И когда-то давно – много лет назад - 12 апреля, в космос полетел человек, которого звали Юрий Алексеевич Гагарин. Слайд 8.

- Ребята, как называют человека, который летает в космос? (космонавт)

- Правильно. Профессия космонавт очень сложная. И чтобы стать космонавтом, нужно быть умным, очень сильным, и выносливым. Именно таким был Гагарин!

- Знаете ли вы, как называется одежда космонавта? (скафандр)

- Молодцы! А сейчас я хочу предложить вам выучить стихотворение про Ю. А. Гагарина.

5. Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.

- Прежде чем будем учить послушайте его внимательно:

Юрий Гагарин

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

В. Степанов

- Ребята, давайте разберем это стихотворение по строчкам и найдем ключевые слова для каждой из них. (работа с мнемотаблицей) Слайд 9.

- Теперь еще раз послушайте. А сейчас давайте вместе повторим.

- Может кто-то уже может сам рассказать стихотворение наизусть? (прослушивание 1-2 желающих)

6. Заключительная часть.

- Молодцы! Лунтику очень понравилось, как вы занимались. Он поздравляет вас с праздником – Днем космонавтики (12 апреля) и передал подарок – вот этот воздушный шар. Но это не простой шар – это РАКЕТА. Давайте, ребята, во время прогулки запустим ракету от Лунтика в космос как настоящие космонавты! Слайд 10.

Приложение 11


Албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»


Однажды Луна получила от Солнца, царя света, приглашение прийти к нему в гости. Она долго думала, что подарить Солнцу, и наконец, додумалась: собрала несколько самых ярких и красивых звезд, положила их на серебряное блюдо и пошла с ними в гости. Царь света был очень рад подарку. Они поели, попили, поговорили, и Луна вернулась домой. Долго думал царь света, чем Луну порадовать. Наконец придумал. Позвал к себе лучшего портного и говорит:

— Я собираюсь пойти к Луне в гости. Мне нужен хороший подарок. Я решил, что лучше всего подарить ей новое платье из облаков. Пожалуйста, сшей платье понарядней и по мерке, чтобы оно хорошо и удобно на Луне сидело. А портной Солнцу и отвечает:

— Нет, царь света, не возьмусь я за такую работу. Да и никто не возьмется. Луна каждый день меняется. Сегодня она круглая, как шарик, а назавтра уже с одного бока худеть начинает, а недели через две и вовсе тоненькой становится, да еще изогнется, как серп. По какой же ей мерке шить, сам посуди? Я не знаю такой мерки. Что ни сошьешь, все будет невпопад.

Огорчился царь света, да ничего не поделаешь. Пришлось идти в гости с пустыми руками. Луна приготовила вкусное угощение, они поели, попили, поговорили. Но когда царь света стал собираться домой и Луна увидела, что у него нет подарков, она очень опечалилась. Царь света, заметив это, сказал:

- Мой самый искусный портной отказался выполнить эту работу. Трудно на тебя шить, говорит, ты каждый день меняешься, то толстеешь, то худеешь. Так и пришлось мне идти в гости с пустыми руками. Но чтобы не обидеть тебя, я разрешаю тебе вот что: с этого дня ты можешь собирать мои лучи и шить из них любое одеяние! Увидишь, какой ты станешь красавицей!

С этими словами царь света распрощался и ушел. А Луна побледнела от огорчения и с тех пор предпочитает с Солнцем больше не встречаться, завидев его, обходит стороной.

















Приложение 12

Сюжетно - ролевая игра «Полет в космос»


Цель: дать знания детям о работе космонавтов, о полетах в космос; воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов; активизировать словарь; формировать умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

Игровой материал: строительный материал, игрушки, атрибуты для игры, иллюстрации.

Описание игры: Для развития интереса к игре с детьми рассматриваем иллюстрации «Космонавты», в энциклопедиях, книгах, беседуем с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Обсуждаем с детьми характеристики людей – космонавтов. Командир корабля - спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдений в космосе; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль. «Полет в космос» может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета. Затем предложить детям построить ракету из строительного материала. При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления и т.д. Сначала воспитатель берет на себя роль космонавта, затем предложить детям (командир корабля, космонавт). Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для обыгрывания , использовать предметы – заместители.























Приложение 13

Наблюдение на прогулках


Солнце.

Обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие – во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей.


Солнце. Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца (утром солнце будит детей, когда они еще дома, а зимой было темно, кода они уже приходили в детский сад). Солнце все выше, светит ярко, ослепительно.


Солнце. Солнышко стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? – солнце стало более ярким.


Облака. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.


Небо. Предложите детям посмотреть на небо и сказать, таким ли оно было зимой. Что изменилось? Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее. На нем появились белые облака. Они называются кучевыми, так как держатся на небе кучками. Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся.


Дети наблюдают, как движутся облака: то медленно, то быстро. Объясните, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму. Вспомните, как вы сравнивали облака с домом, с горами, с белыми барашками, с кусочками ваты. Полюбуйтесь облаками через кружевную сеть веток деревьев.

















Приложение 14


Дидактическая игра «Устрани пробоину»


Задачи:

  • закреплять знания детей о геометрических фигурах;

  • развивать мышление, воображение;

  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

Ракеты из картона с прорезями, с «пробоинами», геометрические фигуры: круги, треугольники, трапеции, прямоугольники.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, наши ракеты столкнулись с потоком метеоритов и они повредили их. Сейчас вы все инженеры-конструкторы. Нам необходимо отремонтировать наши космические корабли.

Какого цвета наша ракета?

Перед детьми ракета с пробоинами в виде геометрических фигур. На подносе геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те пробоины, которые подходят для ремонта.)

А сейчас назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта (дети называют).


Дидактическое упражнение «Найди свою планету (звезду)»


Цель:

  • учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие.

  • формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.

Ход упражнения:

Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную:

  • Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.

  • Найдите большую голубую звезду.

  • Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т. д.











Фотоотчет о работе по проекту 

«День космонавтики - звезды и ракеты»






Совместные работы детей и родителей по теме «Этот загадочный мир - космос»





Выставка детских работ