Нестерова Ольга Александровна
воспитатель МДОУ «Детский сад «Белоснежка»
город Каргополь
Познавательное занятие с элементами математики «В поисках игры «Судоку»
Цель: создать условия для закрепления математических представлений у детей
Задачи занятия:
Образовательные:
- Дать детям первоначальные представления о стране Японии, ее традициях.
- Продолжать обучать детей производить простые арифметическиезадачи.
- Закреплять у детей навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание;
- Развивать творческое воображение в составлении букетов;
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
Воспитательные: - Воспитывать у детей умение слушать и слышать задания и инструкции воспитателя.
- Воспитывать у детей коммуникативные навыки работы в группе, уметь договариваться.
Материалы:
Поколичеству детей, картинки роз, веточки верб, карточки с игрой «судоку».
Дети входят в зал (здороваются с гостями). Но, чтобы сесть на свое место, найдите половинку вашей карточки, посчитайте кружочки и найдите нужную цифру (рассаживаются по местам).
Воспитатель: Ребята, сегодня на мою электронную почту пришло видеописьмо. Я предлагаю его вам посмотреть.
На экране появляется видеозапись детей, логопедической группы.
Просмотр записи (Здравствуйте, друзья. Приглашаем вас к нам в гости. Мы научим вас обращаться правильно с ручкой «знаток». Научите нас играть в японскую игру судоку. Расскажите нам правила этой игры.)
Ребята, вы узнаёте этих детей. (Да. Это ребята из логопедической группы). Скажите, о чём они вас просят? Может кто-нибудь из вас знаком с игрой судоку? Нет. Как мы можем узнать правила игры?
Дети: Взять книгу в библиотеке и почитать. Найти в интернете. Спросить у кого-нибудь, попутешествовать по миру.
Но путешествуя, мы можем ни только узнать об играх, но и поближе познакомиться с людьми их традициями.
Воспитатель: Дорогие дети, я приглашаю вас совершить путешествие в страну Япония. А чтобы узнать, на чём мы с вами отправимся в путешествие, я предлагаю решить графический диктант.
Проводится графический диктант,в процессе которого появляется самолёт.
Инструкция: 1 клетка вверх по диагонали, 5 клеток вправо, 3 клетки вверх по диагонали, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз по диагонали, 5 клеток вправо, 1 клетка вверх по диагонали, 2клетки вниз, 7 клеток влево, 3 клетки вниз по диагонали, 2 клетки влево, 3 клетки вверх влево по диагонали, 6 клеток влево.
Воспитатель: Предлагаю отправится в путешествие на самолёте.
(Звучит голос) Уважаемые пассажиры, к сожалению, наш самолёт не может взлететь, так как для взлёта необходимо набрать код доступа к панели управления самолётом. Если вы сможете его определить, то самолёт взлетит.
Воспитатель: Сейчас мы все вместе попробуем этот код определить. Я возьму молоточек, а вам надо сосчитать, сколько раз я ударю им и нужную показать цифру. Педагог ударяет молоточком, при этом (дети) называют цифру и по очереди выставляют цифры на столе:
3 5 9 1 8 6 (воспитатель показывает полоску с цифрами)
Ну, вот теперь нам известен код доступа и мы можем отправляться в полёт. Воспитатель предлагает детям назвать код хором - 3 5 9 1 8 6!
(Звучит голос) код доступа к панели управления подобран правильно. Полёт разрешен.
Воспитатель предлагает детям имитировать движения полёта самолёта.
Звучит мелодия группы «Чударики».
(Летит по небу самолёт, а в самолёте в том пилот
Штурвалом ловко управляет и между облаков летает….)
На экране появляется картинка с видом Японии

(Звучит голос) уважаемые пассажиры наш самолёт совершил посадку.
Япония - это удивительная страна, которую называют Страной
Восходящего Солнца. А кто знает, почему ее так называют?
Потому что японцы первые видят восход солнца.
Есть у японцев для солнца оконца:
Утром посмотрит японец в окно -
И сразу увидит, как всходит оно!

Воспитатель: Раз уж мы оказались в Японии предлагаю поближе познакомиться с этой страной и её обычаями. А как вы думаете, как называют людей, которые живут в Японии? Японцы народ очень веселый и дружелюбный. В традиционных японских домах очень мало мебели. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают; на полу спят, подстелив специальные матрасы.
Кушают в Японии палочками. Называются они хаси. Ни в коем случае нельзя протыкать пищу палочками, это считается плохим тоном.
А это - традиционные японские подарки. Эти букеты называются икебана. Повторите вместе со мной: икебана



Икебана древнее искусство, которое зародилось в Японии. В состав икебаны входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений. Ваза или сосуд - также часть оформления икебаны Японцы говорят: «Икебана – песня цветов, которая создает настроение».


Воспитатель предлагает детям выполнить задание
В ряд разложены цветы под ними цифры. Внимательно посмотрите на цифры. Какая цифра написана неправильно? (3 и7 перевернута)
Все ли цифры по порядку?
Дети перечитывают цветы в прямом и обратном направлении (123456789, 987654321)
Воспитатель: Ребята вы хотите попробовать сами составить икебану?
«Соберем букет»
Но сначала нам нужно определить какое количество роз нам потребуется, веточек.
Сосчитайте количество веточек (2), а нам потребуется на 2 (4). Сколько веточек нам потребуется?


А веточек нам потребуется на 1 меньше чем роз. Сколько веточек потребуется?
А роз на 2 меньше чем веточек. Сколько потребуетсяроз? (1)

Уточняют, сколько роз, сколько веточек. Чего больше? (меньше).
Материал: плоские изображения цветов, веточки, вазы.
воспитатель предлагает детям собрать букет из разных роз и веточек вербы, работая в парах.
Затем воспитатель предлагает составить икебану из цветов и веток.
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим на этот квадрат.
Это и есть японская играсудоку. Мы с вами уже немножко играли на занятиях в похожую игру.
Воспитатель предлагает детям поиграть
Детям раздаются карточки-клетки (3 клетки по горизонтали и 3 по вертикали и картинки например: 3круга 3 квадрата3 треугольника).
- Сегодня мы поиграем в настоящее судоку. У вас 9 картинок, которые нужно разместить так, чтобы они не повторялись в рядах и столбиках. Вспомните, как это мы с вами делали.
Картинки могут быть самые многообразные: овощи, фрукты, животные, транспорт, мебель, игрушки и так далее.

В Японии самое большое число детских праздников. У японцев есть два специальных праздника
День девочек (3 марта). В этот день девочки в нарядных кимоно, как настоящие дамы, ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются специальными сладостями и любуются куклами.. Этот праздник еще называют Днем кукол. В этот день во всех домах, где есть девочки, выставляют напоказ кукол, наряженных в традиционное кимоно.
И День мальчиков (5 мая). На крышах всех домов в этот день ставится шест с изображением карпа. Количество карпов зависит от числа мальчиков в семье, а размер – от их возраста. Карп в Японии является символом храбрости, стойкости и доблести. Как и на праздник Девочек, устраивали домашние выставки фигур воинов и их вооружения.
В дни празднования проводится Фестиваль воздушных змеев. В эти дни можно увидеть красочное зрелище из более, чем 100 гигантских воздушных змеев. Управляются змеи целой командой людей. Под торжественные звуки труб начинается соревнования, с целью приземлить воздушного змея противника.
(Измерение воздушных змеев линейкой).

Вот такая красивая страна восходящего солнца Япония и с экрана вам улыбаются детки, которые живут в Японии. Давайте попрощаемся с этой страной и помашем ручками.
Воспитатель предлагает детям вернуться в Россию. Звучит мелодия группы «Чударики» дети выполняют физ минутку.
Материалы:
1 задание: Сосчитать кружки и найти цифру ( карточки с цифрами от 1 до 9 розового и чёрного цветов , карточки с кружками 9 розового и чёрного цветов)
2 задание: Графический диктант (бумага в клетку, ручка)
3 задание: Определить код доступа (цифры от 1 до 10, лента с кодом из цифр 3 5 9 1 8 6 )
4 задание: Работа с числовым рядом (цветы с цифрами от 1 до 10)
5 задание: Составление икебаны (ваза, роза, ветки вербы)
6 задание: Игра судоку (квадраты разделённые на клетки, фломастеры)
7 задание: Измерь длину воздушного змея (линейка, картинка змея)
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.