СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное занятие "Социальные роли человека"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять представления о социальных ролях подростка; развивать способности к применению различных поведенческих стратегий в отношениях с окружающими людьми в зависимости от выполняемой социальной роли.

Просмотр содержимого документа
«Познавательное занятие "Социальные роли человека"»

Тема занятия: «Твои социальные роли»

Тренинговые упражнения


Цель: Расширять представления о социальных ролях подростка; развивать способности к применению различных поведенческих стратегий в отношениях с окружающими людьми в зависимости от выполняемой социальной роли.

Оборудование: Высказывания о человеке, кроссворд, карточки с упражнениями, ручки, анкеты.


Ход занятия

I. Организационные момент.

Воспитатель: Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Живя в двадцатом веке

В отечестве своем,

Хочу о человеке

Поговорить простом.

Раскрыв листы газеты,

Раздумываю зло:

Определенье это

Откуда пришло?

Человек уже рождается человеком! Банальная истина? Однако если учесть, что нам предстоит разобраться в очень сложном теоретическом вопросе, то не будем третировать истину ни в каком ее обличии, даже когда она кажется общеизвестной!


II. Основная часть

1) Работа с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность», «я».

- Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Ну, во-первых…(показывает таблицу)

ЧЕЛОВЕК

ИНДИВИД

ОРГАНИЗМ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

«Я»

ЛИЧНОСТЬ

ГРАЖДАНИН












Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность» и «я». На столе у каждой группы находятся: лист ватмана с одним из этих понятий и карточки лото в конверте. За 5 минут каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватман карточки, которые подходят к данному понятию. После окончания работы каждой группе необходимо вывесить на доску вой ватман по соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно эти карточки.

1-я группа. Человек-индивид.

Единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

2-я группа. Человек-организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3-я группа. Человек-индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

4-я группа. Человек – «я»

Реальное представление о себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия).

- Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашего занятия.


2) Выяснение социальных ролей человека.

- Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работах, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья…

- Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество – это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и то же человек играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас мы предпримем «мозговой штурм» Предлагаю вам в течение 1 минуты, не совещаясь, написать, в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах.

Опишите свое социальное «я».

«Мозговой штурм» (1мин.). Обсуждение ответов.


3) Работа над понятием «личность».

- …Будь с людьми.

И сказать тут вправе я:

Радость – в складчину,

Горе – в складчину.

Чтоб не съело душу тщеславие,

Как съедает железо ржавчина.

Чтоб не вымерзли твои помыслы,

Будто лужи при первом заморозке,

Будь с людьми.

Так с нивой цвесть колосу,

Так с волнами волне плыть взаплески.

Никого бедой не испытывай,

Рядом с горем не празднуй оргий,

На чужой урожай не рассчитывай,

Сам паши, сам и сей,

Сорняки сам выдергивай.

И ни облачка опасения,

И любая напасть развеется,

Как листва на ветру осенняя…

- Что же такое личность? «Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких как особенности мышления, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твердо держать свое слово, самостоятелен или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек может быть еще не личностью (например, новорожденный), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима так же, как и внешние параметры каждого человека. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся.

В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

Возьмите, пожалуйста, кроссворды и заполните их в течении 5 минут. (Группы заполняют).

4) Вопросы к кроссворду:

  1. «Ум легкомыслен и упорен.

В сужденьях скор и слишком смел.

Нет, человек не так-то бел,

Да и опять, не так-то черен…»

  1. «Если люди тебя уважают,

Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал…»

  1. «Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех…»

  1. «Владеет тот собой среди толпы смятенной,

Ответственность несет всегда за тех,

Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

В себя и в свой в делах успех…»

  1. «Сравнима любовь твоя

С чем в настоящем?

Сравнима с огнем она,

Вечно горящим…»

  1. «Можно жить безмятежно, условясь

Зло считать для удобства добром.

Но что делать тому, чья совесть

Все нежданно поставит ребром?...»

  1. «Оттенков множество для глаз:

Нет в людях краски безусловной,

Добра не чужд иной виновный,

И праведник грешит сто раз…»

  1. «Всегда бывает, счастлив тот человек,

Кто цель благородную в жизни поставит.

Кто живет для людей свой недолгий век,

Тот след глубокий на земле оставит…»




Л

И

Ч

О

С

Т

Ь

С

М

Е

О

С

Т

Ь

1


2

А

В

Т

О

Р

Т

Е

Т

Т

В

О

Р

Е

С

Т

В

О


3

Н

О

Т

В

Е

Т

С

Т

В

Е

Н

О

С

Т

Ь



Л

Ю

Б

В

Ь


5

С

О

В

Е

Т

Ь


6

Д

О

Б

Р

О

А


7

Ц

Е

Л


8







- (После заполнения кроссворда) Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, ради других людей, проявляют целеустремленность и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильными личностями являются люди известные. Например, в Сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не придали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.


5) Работа над понятием «гражданин».

- Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.

- Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой-то страны, имеющий право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданами могли немногие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно убедить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.

Вопросы:

1. Личное ли это дело каждого? Почему?

2. Имеет ли человек право курить в общественном месте? Почему?

3. Наносит ли вред окружающим и себе? Почему?

4. Какую гражданскую позицию такой человек занимает? Какие законы, права нарушает?

5. Какой вред он наносит государству?

6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?


Ситуация 2. Двое учеников во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

2. Какое право здесь нарушено (Право неприкосновенности чужой собственности)

3. Должен ли человек, ели он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном?

Если должен, то, как и с какими последствиями?

- Как мы видим, на этом простом примере, наказывается не один человек, а весь класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно побудить совесть в том, кто сломал стул?

Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все-таки узнают, кто истинный виновник?

Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?


III. Заключительная часть.

- Заканчивая наше занятия, я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого воспитанника не окончен, и вы еще не раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего более сложных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет правильное решение. Пусть задает себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звезды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей недетской голове,

Один-единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!