Курс предназначен для изучения в 10 «б» классе, рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации –ЕГЭ.
ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.
повышение предметной компетентности учеников;
развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
краткое изложение и повторение курса обществознания;
формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
Ознакомление старшеклассников с основными законами логики, ключевыми правилами логического мышления;
Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
№ п/п | Тема занятия | Теоретические занятия | Практическая часть | Дата |
-
| Вводное занятие: цели, задачи, содержание, структура курса. Структура КИМов ЕГЭ по обществознанию. | Знакомство с материалами сайта ФИПИ | | |
-
| Основные типы заданий. Особенности заданий с выбором одного варианта ответа. | Составление алгоритма выполнения заданий | | |
-
| Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа. | | Решение заданий части А | |
-
| Особенности заданий на выбор из двух суждений. | Разбор заданий повышенной сложности части А | | |
-
| Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательные линии «Человек», «Общество», «Познание»). | | Составление заданий на выбор из двух суждений линии «Человек», «Общество», «Познание» | |
-
| Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательная линия «Экономика»). | | Решение графических заданий части А | |
-
| Задания на сравнение близких понятий. | Отработка понятийного аппарата | | |
-
| Задания на различение смыслов одного понятия. | | Выполнение заданий С5 | |
-
| Анализ творческих заданий муниципальной олимпиады по обществознанию. | | Написание эссе-сочинения | |
-
| Задания на завершение схем. Решение контрольно-тренировочных заданий на завершение схем. | Составление алгоритма выполнения заданий по схемам | | |
-
| Специфика заданий на классификацию. | Разбор основных требований к выполнению заданий повышенного уровня сложности | | |
-
| Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия. | Разбор основных требований к выполнению заданий повышенного уровня сложности | | |
-
| Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия. | | Составление заданий на установление соответствия. | |
-
| Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию. | Требования к написанию эссе | | |
-
| Практикум. Структура эссе. | | Постановка проблемы по заданной теме эссе | |
-
| Что значит быть в контексте задания? | Требования к написанию плана С8 | | |
-
| Анализ эссе экзаменов прошлых лет. | | Разбор вариантов заданий | |
-
| Презентация и самоанализ эссе. | | презентация | |
-
| Задания на конкретизацию. | Требования к выполнению заданий С6, С7 | | |
-
| Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. | | Решений заданий С6, | |
-
| Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы? | | Решение заданий С7 | |
-
| Практикум. Решение заданий-задач. | | Выполнение задний части В (повышенного уровня) | |
-
| Структура и специфика заданий на анализ документа. | Требования к выполнению заданий С1-С4 | | |
-
| В чем заключается интерпретация и анализ текста? | Требования к выполнению заданий С1-С4 | | |
-
| Можно ли выражать несогласие с точкой зрения автора текста? | Требования к выполнению заданий С1-С4 | | |
-
| Практикум. Анализ документа. | | Анализ текста | |
-
| Практикум. Самоанализ выполнения заданий на интерпретацию и анализ текста. | | Анализ текста | |
28-31. | Тренировочный экзамен (демоверсия-2014). | | Работа в формате ЕГЭ | |
32. | Самоанализ. | | Анализ ошибок части А и В | |
33. | Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. | | Анализ ошибок части С | |
34. | Итоговое занятие. | | Презентация | |
Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию// Преподавание истории и обществознания в школе, №1, 2004.
Бойко А.П. Логика. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М., 1993.
Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.
ЕГЭ-2013: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2009.
ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2009.
ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
от «29» августа 2013 г.