СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа элективного курса "Познавательные и логические задания - задачи  по обществознанию"

Просмотр содержимого документа
««Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»»









Рабочая программа

элективного курса

«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

































Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответсвии с

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

  • Демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию;

  • Кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по обществознанию;

  • Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Курс предназначен для изучения в 10 «б» классе, рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации –ЕГЭ.

ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.


Основное содержание

Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.

Задачи курса:

  • повышение предметной компетентности учеников;

  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • краткое изложение и повторение курса обществознания;

  • формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;

  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.

  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

  • Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;

  • Ознакомление старшеклассников с основными законами логики, ключевыми правилами логического мышления;

  • Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.


Содержание курса включает

  • Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;

  • Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;

  • Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.

Программа курса состоит из трех разделов:

  • Особенности ЕГЭ по обществознанию.

  • Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.

  • Тестовый практикум.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.


Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания





Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права



Календарно-тематический план


п/п

Тема занятия

Теоретические занятия

Практическая часть

Дата

Вводное занятие: цели, задачи, содержание, структура курса. Структура КИМов ЕГЭ по обществознанию.

Знакомство с материалами сайта ФИПИ



Основные типы заданий. Особенности заданий с выбором одного варианта ответа.

Составление алгоритма выполнения заданий



Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа.


Решение заданий части А


Особенности заданий на выбор из двух суждений.

Разбор заданий повышенной сложности части А



Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательные линии «Человек», «Общество», «Познание»).


Составление заданий на выбор из двух суждений линии «Человек», «Общество», «Познание»


Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательная линия «Экономика»).




Решение графических заданий части А


Задания на сравнение близких понятий.

Отработка понятийного аппарата



Задания на различение смыслов одного понятия.


Выполнение заданий С5


Анализ творческих заданий муниципальной олимпиады по обществознанию.



Написание эссе-сочинения


Задания на завершение схем. Решение контрольно-тренировочных заданий на завершение схем.

Составление алгоритма выполнения заданий по схемам



Специфика заданий на классификацию.

Разбор основных требований к выполнению заданий повышенного уровня сложности



Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия.

Разбор основных требований к выполнению заданий повышенного уровня сложности



Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия.



Составление заданий

на установление соответствия.



Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию.

Требования к написанию эссе



Практикум. Структура эссе.


Постановка проблемы по заданной теме эссе


Что значит быть в контексте задания?

Требования к написанию плана С8



Анализ эссе экзаменов прошлых лет.


Разбор вариантов заданий


Презентация и самоанализ эссе.


презентация


Задания на конкретизацию.

Требования к выполнению заданий С6, С7



Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом.


Решений заданий С6,


Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы?


Решение заданий С7


Практикум. Решение заданий-задач.


Выполнение задний части В (повышенного уровня)


Структура и специфика заданий на анализ документа.

Требования к выполнению заданий С1-С4



В чем заключается интерпретация и анализ текста?


Требования к выполнению заданий С1-С4



Можно ли выражать несогласие с точкой зрения автора текста?

Требования к выполнению заданий С1-С4



Практикум. Анализ документа.


Анализ текста


Практикум. Самоанализ выполнения заданий на интерпретацию и анализ текста.



Анализ текста


28-31.

Тренировочный экзамен (демоверсия-2014).


Работа в формате ЕГЭ


32.

Самоанализ.


Анализ ошибок части А и В


33.

Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию.


Анализ ошибок части С


34.

Итоговое занятие.



Презентация




Учебно-методическое обеспечение


  1. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию// Преподавание истории и обществознания в школе, №1, 2004.

  2. Бойко А.П. Логика. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М., 1993.

  3. Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  4. ЕГЭ-2013: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2009.

  5. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.

  6. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2009.

  7. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.

  8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.

  9. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  10. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  11. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  • http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

  • http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

  • http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

  • http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp– научная электронная библиотека


«Согласовано»

Протокол заседания ШМК истории и общественных наук

от «29» августа 2013 г.

№ 1


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_______________ Н.М.Бебешина

«29»августа2013





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!