СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная игра "Целебное лукошко"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня  проведём познавательную игру  «Целебное лукошко»!  Здесь  собрались  умные и  активные  любители природы.  Вы  будете отвечать на  вопросы и  принимать участие в конкурсах. Что вы знаете о природе родной страны и родного края? 

Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра "Целебное лукошко"»



ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»

Внеклассное мероприятие

Познавательная игра

«Целебное лукошко»

Провели: Боброва Т. В.

Трубникова Г.П.



Октябрь 2017 г.

Познавательная игра

«Целебное лукошко»

Цели:

показать обучающимся важную роль лекарственных растений на протяжении всей жизни человека; расширить кругозор обучающихся;

развивать словесно-логическую память, фонематический слух, инициативу, стремление к активной деятельности, умение делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;

воспитывать умение работать самостоятельно, интерес к различным видам деятельности при выполнении заданий, содействовать воспитанию информационной культуры, уверенность в своих силах, желание доводить начатое дело до конца, чувство ответственности за окружающую среду.

Оборудование: компьютер, проектор. Бумажная ромашка для конкурса. Травы: мята, липа, чабрец, ромашка, зверобой. Карточки-подсказки. Карточки для игры «Отгадайка». Кроссворд для каждой команды. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.





Ведущий 1.


Весенние свежие травы

Покрыли луга и поля.

Оделись листвою дубравы,

Зеленой стала земля.


Ведущий 2.


В лесу теперь тень и прохлада

И воздух – целебный настой.

Вновь слышатся птичьи рулады

В глуши потаенной лесной.

Ф. И. Тютчев.

Ведущий 1.

Сегодня проведём познавательную игру «Целебное лукошко»!
Здесь собрались умные и активные любители природы. Вы будете отвечать на вопросы и принимать участие в конкурсах.
Что вы знаете о природе родной страны и родного края?

Ведущий 2.

Россия -это огромная страна с её необъятными просторами полей, синью рек, озер и морей, лесов с птицами и животными. Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства, имя которым – лекарственные растения, которые были и будут источником жизни и здоровья.

Ведущий 1.

Восточная мудрость гласит- «Нет такого растения, которое не обладало бы лечебными свойствами, и нет такой болезни, которую нельзя было бы растениями вылечить»
Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Так, сибирские олени – маралы – восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи (маральего корня), которые обладают сильным тонизирующим действием, а раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в народе как средство, которое останавливает кровотечение.

Ведущий 2.

Люди начали изучать эти целебные растения и их свойства. На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Народная фитотерапия сохранила для современных людей бесценный опыт прошлого по лечению различных заболеваний и применению их в области косметологии.

Ведущий 1.

Поговорим о более важной и значительной роли этих лекарственных растений в нашей жизни. Растения принесли большую пользу нашим бойцам в военное время, приближали День Победы. Мощные деревья, такие как сосны, пихта, дуб служили убежищем для партизан. Мох, особенно сфагнум, был отличным средством, заменяющим вату, отлично впитывал гной и кровь, обладает бактерицидным действием, использовался при операциях.

Ведущий 2.

Чтобы поддерживать иммунитет раненных и ослабленных солдат, собирали чеснок, лук, готовили различные целебные напитки из хвои, мяты. Настой из корней одуванчика мог заменить бойцам кофе. О роли растений в обеспечении голодных и измученных блокадой людей можно говорить с полной уверенностью – в столовых в начале 1942 года мы могли наблюдать в меню следующие блюда: щи из подорожника, котлеты из одуванчиков, пюре из крапивы, биточки из лебеды.

Ведущий 1.

В наше время лекарственные растения очень хорошо изучены. Их (более 500 видов) в наших лесах, степях, на лугах. На сегодняшний день растения применяются не только для приготовления целебного чая и настоек, но и для изготовления лекарств (успокоительные, противопростудные и иммуномодулирующие препараты), витаминов (больше всего в растениях витамина С, А, В и К), косметики (парфюмерия с экстрактом различных растений), эфирных масел (для лечения простуды, нервозности и др.) и многого другого.

Ведущий 2.

Немного поиграем. Мы зачитываем вопрос, а команда, которая знает ответ, поднимает руку. Если ответ, данный командой, неверный, другая команда, которая второй подняла руку, имеет право ответить на него и заработать один балл.

  1. Мягок, а не пух, зелен, а не трава? (Мох-сфагнум)

  2. Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина)

  3. Лесная трава, споры которой на Руси применяли как детскую присыпку. (Хвощ полевой)

  4. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло)

  5. Необычное растение, в чай добавишь – наслаждение, из неё получишь масло, в нем целебных качеств масса! (Мята)

  6. Сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. (Алоэ)

  7. Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. (Сосна)

  8. Какие лекарственные растения носят "звериные” названия? (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник))

  9. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает "здоровье”? (Полынь)

  10. Назовите сорные лекарственные растения. (Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.)

  11. Какие лекарственные растения ядовиты? (белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.)

  12. Какое растение живет до 300 лет? (брусника)



Ведущий 1.

Конкурс «Ромашка»

По очереди, представители каждой команды, вытянут из ромашки лепесток с вопросом, и ответят на него в течение 30 секунд!
1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла,
морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).
2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)
3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)
4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)
5. Какие растения заживляют раны?
6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)
7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает "целитель ран". Что это за растение? (Зверобой.)
8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)/
9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка — календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)

Ведущий 2.
Вы многое узнали о пользе лекарственных трав. Проведём небольшие конкурсы.

Дидактическое задание «Определи по запаху»

Определим лучшего знатока лекарственных трав (мята, душица , пижма, чабрец, ромашка, липа)

Ведущий 1.


Познавательная игра «На приёме у врача»

Команды по очереди. Одни врачи, а другие больные (работа в парах).
Описание игры 
«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни; 
«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни. 

Карточки:
1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение; 
2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты; 
3) частые ангины – ромашка лекарственная; 
4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка; 
5) бородавки – росянка, чистотел; 
6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине; 
7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины; 
8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха; 
9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник; 
10) кровотечение – тысячелистник; 
11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны. 
12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника. 


Ведущий 2.

Конкурс «Отгадай загадки».





1.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки.
(Земляника)


2. Белые звоночки.
Белые горшочки на зеленой ножке.
(Ландыши)
3.Белая корзинка -
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)


4. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый.
Только жаль, что не душистый:
(Василек)
5.Кто ни прикасается, -
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(Репейник)
6. Носит этот мальчик!
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Одуванчик)


7. Злая, как волчица.
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же (крапива)!


8.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму. (Пастушья сумка).


9. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)


10.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века 
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)


11.Кисть ягоды прекрасная, 
Жёлтая иль красная, 
Я достать её боюсь - 
О шипы уколюсь. 
Но уважаю с детства 
Сердечное средство. (Боярышник)



Ведущий 1.


Кроссворд «Зелёная аптека»


Каждая команда получает свой кроссворд. Побеждает та команда, которая быстро и правильно разгадает его. (Приложение № 1.)
Ведущий 2.
Пока жюри совещаются, а вы ознакомитесь с памятками

«Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений».

Приложение № 2.)


Заключительная часть.
Подведение итогов.


Наше мероприятие закончим строками стихотворения:
Вот на земле огромный дом,
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли,
Зовётся это дом!







Приложение 1. Кроссворд «Зелёная аптека»



Вопросы:

1. Лекарственное растение, получившее название за форму своих листьев.

2. Растение с жёлтыми цветками, которое любит купаться.

3. Второе название растения «кукушкины слёзы».

4. Наука о растениях.

5. Растение, чьи мелкие жёлтые цветочки собраны в корзинки.

6. Второе название «одолень-травы».

7. Часть растения, находящаяся в плодах.

8. Часть растения, закрепляющая его в земле.

9. Жёлтая кувшинка.

10. Цветок, чьи красные ягоды считаются ядовитыми.

11. Растение, капли из которого являются успокоительным средством.







Ответы:



1. Тысячелистник

2. Купальница

3. Ятрышник

4. Ботаника

5. Пижма

6. Кувшинка

7. Семена

8. Корень

9. Купавка

10. Ландыш

11. Валериана

































Приложение 2.

Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.

-Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом могут помочь календари сбора растений), и ка­кая часть растения необходима для лечения.


-Собирать растения можно только в сухую погоду, луч­ше утром, сразу после высыхания росы.

-Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.


-Укладывать растения при сборе нужно в просторные корзины, не утрамбовывая, т.к. они могут начать гнить.


-Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом по­мещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2-х раз в сутки переворачивать.


-Не вырывать растения с корнем, не собирать все рас­тения до последнего, ни в коем случае не собирать ра­стения, которые занесены в Красную книгу.


-Помните: многие лекарственные растения очень ядо­виты. При сборе нельзя мять растения в руках, не тро­гать грязными руками лицо, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку


-Если все же произойдет отравление, и у нас начнется головная боль, тошнота, слабость, нужно срочно вызвать рвоту и промыть желудок, употребляя много кипяченой воды.


-Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.

Приложение 3.








Конкурс «Ромашка»










Дидактическое задание «Определи по запаху»









Познавательная игра «На приёме у врача»










Конкурс «Отгадай загадки».