ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
Внеклассное мероприятие
Познавательная игра
«Целебное лукошко»

Провели: Боброва Т. В.
Трубникова Г.П.
Октябрь 2017 г.
Познавательная игра
«Целебное лукошко»
Цели:
показать обучающимся важную роль лекарственных растений на протяжении всей жизни человека; расширить кругозор обучающихся;
развивать словесно-логическую память, фонематический слух, инициативу, стремление к активной деятельности, умение делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;
воспитывать умение работать самостоятельно, интерес к различным видам деятельности при выполнении заданий, содействовать воспитанию информационной культуры, уверенность в своих силах, желание доводить начатое дело до конца, чувство ответственности за окружающую среду.
Оборудование: компьютер, проектор. Бумажная ромашка для конкурса. Травы: мята, липа, чабрец, ромашка, зверобой. Карточки-подсказки. Карточки для игры «Отгадайка». Кроссворд для каждой команды. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.

Ведущий 1. Весенние свежие травы Покрыли луга и поля. Оделись листвою дубравы, Зеленой стала земля. | Ведущий 2. В лесу теперь тень и прохлада И воздух – целебный настой. Вновь слышатся птичьи рулады В глуши потаенной лесной. Ф. И. Тютчев. |
Ведущий 1.
Сегодня проведём познавательную игру «Целебное лукошко»!
Здесь собрались умные и активные любители природы. Вы будете отвечать на вопросы и принимать участие в конкурсах.
Что вы знаете о природе родной страны и родного края?
Ведущий 2.
Россия -это огромная страна с её необъятными просторами полей, синью рек, озер и морей, лесов с птицами и животными. Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства, имя которым – лекарственные растения, которые были и будут источником жизни и здоровья.
Ведущий 1.
Восточная мудрость гласит- «Нет такого растения, которое не обладало бы лечебными свойствами, и нет такой болезни, которую нельзя было бы растениями вылечить»
Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Так, сибирские олени – маралы – восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи (маральего корня), которые обладают сильным тонизирующим действием, а раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в народе как средство, которое останавливает кровотечение.
Ведущий 2.
Люди начали изучать эти целебные растения и их свойства. На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Народная фитотерапия сохранила для современных людей бесценный опыт прошлого по лечению различных заболеваний и применению их в области косметологии.
Ведущий 1.
Поговорим о более важной и значительной роли этих лекарственных растений в нашей жизни. Растения принесли большую пользу нашим бойцам в военное время, приближали День Победы. Мощные деревья, такие как сосны, пихта, дуб служили убежищем для партизан. Мох, особенно сфагнум, был отличным средством, заменяющим вату, отлично впитывал гной и кровь, обладает бактерицидным действием, использовался при операциях.
Ведущий 2.
Чтобы поддерживать иммунитет раненных и ослабленных солдат, собирали чеснок, лук, готовили различные целебные напитки из хвои, мяты. Настой из корней одуванчика мог заменить бойцам кофе. О роли растений в обеспечении голодных и измученных блокадой людей можно говорить с полной уверенностью – в столовых в начале 1942 года мы могли наблюдать в меню следующие блюда: щи из подорожника, котлеты из одуванчиков, пюре из крапивы, биточки из лебеды.
Ведущий 1.
В наше время лекарственные растения очень хорошо изучены. Их (более 500 видов) в наших лесах, степях, на лугах. На сегодняшний день растения применяются не только для приготовления целебного чая и настоек, но и для изготовления лекарств (успокоительные, противопростудные и иммуномодулирующие препараты), витаминов (больше всего в растениях витамина С, А, В и К), косметики (парфюмерия с экстрактом различных растений), эфирных масел (для лечения простуды, нервозности и др.) и многого другого.
Ведущий 2.
Немного поиграем. Мы зачитываем вопрос, а команда, которая знает ответ, поднимает руку. Если ответ, данный командой, неверный, другая команда, которая второй подняла руку, имеет право ответить на него и заработать один балл.
Мягок, а не пух, зелен, а не трава? (Мох-сфагнум)
Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина)
Лесная трава, споры которой на Руси применяли как детскую присыпку. (Хвощ полевой)
Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло)
Необычное растение, в чай добавишь – наслаждение, из неё получишь масло, в нем целебных качеств масса! (Мята)
Сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. (Алоэ)
Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. (Сосна)
Какие лекарственные растения носят "звериные” названия? (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник))
Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает "здоровье”? (Полынь)
Назовите сорные лекарственные растения. (Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.)
Какие лекарственные растения ядовиты? (белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.)
Какое растение живет до 300 лет? (брусника)
Ведущий 1.
Конкурс «Ромашка»
По очереди, представители каждой команды, вытянут из ромашки лепесток с вопросом, и ответят на него в течение 30 секунд!
1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла,
морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).
2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)
3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)
4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)
5. Какие растения заживляют раны?
6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)
7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает "целитель ран". Что это за растение? (Зверобой.)
8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)/
9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка — календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)
Ведущий 2.
Вы многое узнали о пользе лекарственных трав. Проведём небольшие конкурсы.
Дидактическое задание «Определи по запаху»
Определим лучшего знатока лекарственных трав (мята, душица , пижма, чабрец, ромашка, липа)
Ведущий 1.
Познавательная игра «На приёме у врача»
Команды по очереди. Одни врачи, а другие больные (работа в парах).
Описание игры
«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;
«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.
Карточки:
1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;
2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;
3) частые ангины – ромашка лекарственная;
4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;
5) бородавки – росянка, чистотел;
6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;
7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;
8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;
9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;
10) кровотечение – тысячелистник;
11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.
12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.
Ведущий 2.
Конкурс «Отгадай загадки».
1.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки.
(Земляника)
2. Белые звоночки.
Белые горшочки на зеленой ножке.
(Ландыши)
3.Белая корзинка -
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
4. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый.
Только жаль, что не душистый:
(Василек)
5.Кто ни прикасается, -
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(Репейник)
6. Носит этот мальчик!
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Одуванчик)
7. Злая, как волчица.
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же (крапива)!
8.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму. (Пастушья сумка).
9. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)
10.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)
11.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник)
Ведущий 1.
Кроссворд «Зелёная аптека»
Каждая команда получает свой кроссворд. Побеждает та команда, которая быстро и правильно разгадает его. (Приложение № 1.)
Ведущий 2.
Пока жюри совещаются, а вы ознакомитесь с памятками
«Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений».
Приложение № 2.)
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Наше мероприятие закончим строками стихотворения:
Вот на земле огромный дом,
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли,
Зовётся это дом!
Приложение 1. Кроссворд «Зелёная аптека»

Вопросы:
1. Лекарственное растение, получившее название за форму своих листьев.
2. Растение с жёлтыми цветками, которое любит купаться.
3. Второе название растения «кукушкины слёзы».
4. Наука о растениях.
5. Растение, чьи мелкие жёлтые цветочки собраны в корзинки.
6. Второе название «одолень-травы».
7. Часть растения, находящаяся в плодах.
8. Часть растения, закрепляющая его в земле.
9. Жёлтая кувшинка.
10. Цветок, чьи красные ягоды считаются ядовитыми.
11. Растение, капли из которого являются успокоительным средством.
Ответы:
1. Тысячелистник
2. Купальница
3. Ятрышник
4. Ботаника
5. Пижма
6. Кувшинка
7. Семена
8. Корень
9. Купавка
10. Ландыш
11. Валериана
Приложение 2.
Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.
-Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом могут помочь календари сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения.
-Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше утром, сразу после высыхания росы.
-Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.
-Укладывать растения при сборе нужно в просторные корзины, не утрамбовывая, т.к. они могут начать гнить.
-Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2-х раз в сутки переворачивать.
-Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу.
-Помните: многие лекарственные растения очень ядовиты. При сборе нельзя мять растения в руках, не трогать грязными руками лицо, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку
-Если все же произойдет отравление, и у нас начнется головная боль, тошнота, слабость, нужно срочно вызвать рвоту и промыть желудок, употребляя много кипяченой воды.
-Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.
Приложение 3.

Конкурс «Ромашка»

Дидактическое задание «Определи по запаху»

Познавательная игра «На приёме у врача»

Конкурс «Отгадай загадки».