Внеклассное мероприятие
Познавательная конкурсно - игровая программа
«Осенние приключения в ягодном лесу»
Цель: ознакомление с разнообразием и пользой сибирских ягод для организма человека, расширение общего кругозора учащихся.
Задачи: создать условия для развития познавательной активности, исследовательского поведения учащихся через различные формы организационной деятельности.
Формы организационной деятельности: групповая лабораторная работа, игровая, спортивная эстафета, театрализация.
Оборудование:
Сценические костюмы: Баба – Яга, Василиса Премудрая, Кикимора, Ученый кот, Лабораторная мышь, Доктор, Фея ягод, ягоды; декорации «На лесной поляне».
Спортивные модули: лыжи, рыбалка, гусеница.
Для научной лаборатории: микроскопы – 10 штук, ягоды (облепиха, клубника, черника), цветные карандаши, бланк – схема «Ягодная пластида», 3 банки для демонстрации фокуса, ягодный морс, салфетки, одноразовая посуда.
Для интеллектуальной станции: дидактический магнитный материал для проведения игры «Собери корзинку ягод».
Ход мероприятия
(Ребята в классах перед мероприятием получают письмо):
Письмо
Дорогая ребятня,
Вот привет вам от меня!
Пишет вам Яга – старушка,
Шепну проблему вам на ушко:
Ягоды в лесу рыдают,
Пользы о себе не знают.
В лесу царит переполох!
Уморилась я, устала! Ох-хо-хох!!!
В лес скорее вы ступайте,
О пользе ягоды узнайте!
Хочу, чтоб мир царил в лесу,
Дарил здоровье и красу!
Василиса путь укажет, как найти мой лес подскажет!
Ребята приходят в музыкально-спортивный зал, рассаживаются под музыку.
Василиса Премудрая встречает детей.
Василиса:
Здравствуйте, мои друзья!
Рада вновь вас видеть, я!
Тропинками здоровья
Прошли немало мы!
И что же вам запомнилось
На правильном пути?
А куда за сказкой эти
В сентябре ходили дети,
Трёх сестриц там повстречали,
Утолили их печали? (на экскурсию в осенний парк; бабки Ёжки)
На ярмарке торговали,
Все товары похваляли.
Вспомните, ребята любезные,
Дары сибирские полезные. (ягоды, грибы, мёд, орехи, рыба)
Ну, а в школе кто для вас
Проводил свой мастер-класс:
Учил кухни не бояться,
Вкусно, правильно питаться? (повар школьной столовой учила готовить полезные блюда)
В школе вашей есть местечко,
Вспомнить нужно два словечка,
Где можно пить (не на уроке)
Свежевыжатые соки. (кафе «Витаминка»)
Василиса:
Молодцы, ребята! А сегодня вы готовы прийти на помощь и навести порядок в ягодном лесу, и восстановить природное равновесие? (да)
Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело,
Нужно сильным быть, здоровым – эта истина не нова!
А вы, здоровы? (да)
А, к проверке вы готовы? (да)
Под музыку появляется доктор.
Доктор:
Это мы сейчас проверим!
Становитесь по порядку на весёлую зарядку!
Весёлая зарядка под музыку
Доктор:
Да, осмотром я доволен –
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров,
К путешествию готов!
Василиса:
Как я рада, что здоровы все, так как путь у нас не близкий!
Давайте заглянем за волшебный полог и посмотрим, что творится в сказочном лесу.
(Звучит сказочная музыка, открываются кулисы. Сцена «ягодная трагедия»):
Чудесный полог отворись,
Лес волшебный появись!
Сценка «Ягодная трагедия»
(Действующие лица: Сестричка-Брусничка, Сестричка-Клюковка, Черничка, Клубничка.)
(Выходит Сестричка-Брусничка, плачет. На плач вбегает Сестричка-Клюковка.)
Сестричка-Клюковка:
Сестричка-Брусничка, что случилось? Что ты слезы льешь?
Сестричка-Брусничка:
Все ягоды сладкие, вкусные… А мы Кислые… Как жить, когда знаешь, что от нашего вкуса язык и зубы сводит.(Плачет.)
Сестричка-Клюковка:
Ты-то что… А я еще кислее тебя… Я ведь Клюковка… Ох-ох!!!
Сестричка-Брусничка:
Уж больно мы кислые…
Сестричка-Клюковка:
Нас есть невозможно…
(Вбегает радостная Черничка.)
Черничка:
Приветик! Как делишки? А что это с вами?
Сестричка-Клюковка:
Отстань, Черничка, у нас горе — мы кислые…
Черничка:
А у меня все хорошо! У меня нет недостатков…
Сестричка-Брусничка:
Как это нет? Когда тебя поедят, руки и рот у людей становятся сине-черными! Фу-у-у…
Сестричка-Клюковка:
Я сколько раз слышала — жалуется на тебя народ, жалуется.
Черничка:
Правда твоя. (Опускает голову.)
(вприпрыжку вбегает Клубничка.)
Клубничка:
Хэллоу, друзья! Какой замечательный день! А что это с вами?
Все ягоды:
Клубничка, а чего хорошего-то?
Сестричка-Клюковка и Сестричка-Брусничка:
Мы — просто кислятина…
Черничка:
Позвольте представиться — растительные чернила.
Клубничка:
Да что такое с вами?
Черничка:
А ты на себя взгляни! Чуть тронь тебя — сразу пятнами покрываешься и мнешься. Неженка! Тоже ничего хорошего.
Клубничка:
Как вы правы, друзья!
(Все опустили головы, отвернулись друг от друга.)
(Появляется Баба-Яга из избушки)
Баба-Яга:
Что вы ягоды ревете?
Жить спокойно не даете?
Эта – кислая!
Все пачкает, другая!
Тьфу! Оказия, какая!
Скоро ль в лес придут ребята?
Баба – Яга катает яблоко по тарелке:
Эй, ты, яблоко златое,
Спелое и наливное
По тарелке покрути,
Деток Ёжке покажи.
Вижу! Вот они идут,
Здесь порядок наведут.
Осень – ягод всех пора.
Любит их вся детвора.
Соберу- ка, их в лукошко,
Угощу детей немножко! (Собирает в лукошко ягоды)
Вот глаз вороний, бузина, волчье лыко – вкуснотаааа!!!
Василиса (обращаясь к ребятам):
Эти ягоды, друзья, собирать никак — нельзя!
Пора отправиться нам в лес,
Полный тайн и чудес!
Лукошки вы с собой возьмите,
Полезных ягод наберите.
А я в пути вам помогу,
К Фее Ягод приведу.
(Василиса раздает маршрутные листы, ребята отправляются по разным полянкам под музыку)
Станция «Ягодная лаборатория»
Мышь лабораторная:
Здравствуйте, посетители,
Этой научной обители.
Кто я такая, узнать не хотите ли?
Я – Мышь Лабораторная,
Помощница проворная!
И для кота ученого –
Я – правая рука!
Вдвоем ведем работу мы,
Все время ставим опыты!
Порою жизнь ученая бывает нелегка!
Давайте осторожно
И тихо, сколь возможно,
Пройдем в лабораторию и сядем на места.
Вы сами здесь увидите,
Как делают открытия,
Рождаются события
С чистого листа!
(Дети рассаживаются по группам за столы, выходит кот под музыку «Леди совершенство»)
Кот ученый: (поет)
По цепи ходить - вот скука,
То ли дело - блеск науки!
А натура моя от нее без ума
И весьма почтенны джентльмен седой,
И мальчишка любой!
Сказки петь мне надоело,
Занят я научным делом.
Микроскопы тут в ряд неподвижно стоят,
Изнури увидеть мир они зовут,
И открытия ждут!
Припев:
Ягоды прекрасны
Только цвет их разный.
От чего же цвет разный:
Желтый, синий и красный. (2раза)
Мышь лабораторная:
Ты в воде их взболтал!
Кот ученый:
Тайну цвета открою,
Опыт будет прекрасный.
Я тружусь не напрасно.
Мышь лабораторная:
Ты - мой кот идеал!
Кот ученый:
Мяу!
Мышь лабораторная:
Кот ученый!
Кот ученый:
Мяу!
Мышь лабораторная:
Увлеченный!
Кот ученый:
Мяу! Ой, кто это?
Мышь лабораторная:
Милый наш, ученый кот,
Оторвись ты от забот,
Глазки лапками протри,
И вокруг ты посмотри.
Гости к нам пришли любознательные,
Наблюдательные и внимательные!
Приоткрой завесу тайны
В мир науки их введи
обращаясь к детям:
И тогда открытий чудных
Много ждет нас впереди!
Кот ученый:
Добрый день, мои любознательные ребятишки! Весьма рад, что в таком юном возрасте вы интересуетесь научными исследованиями.
Вот как раз сегодня я пытаюсь найти ответ на вопрос…(задумался, почесался, обращаясь к детям, а вот вспомнил…): «От чего зависит цвет ягод?»
А у вас, мои юные исследователи, есть предположения по данному вопросу?
(ответы детей)
Очень интересно… Давайте обратимся за помощью к электронной книге.
(обращение к презентации)
Растения и животные состоят из крошечных клеточек. Вот они-то и видны в микроскоп, будто маленькие кирпичики.
Ведь, правда, похоже, что кто-то расчертил ягодную кожицу на клеточки.
Каждая клеточка наполнена соком, вкус которого мы ощущаем.
Предлагаю вам попробовать ягодки на ваш выбор.
Какой же на вкус оказалась ягодка, расскажите? (ответы детей)
Мышь лабораторная:
Да, она кисло-сладкая, но не узнали мы ответ,
Отчего зависит ягод цвет!
Кот ученый:
Что об этом говорится в нашей научной книге?
Внутри клеток особые вкрапления определенного цвета, например: красного, желтого, фиолетового, это – пластиды. Именно они придают спелым ягодам красный, желтый или оранжевый цвет.
Пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленая
клубника поспевает и становится красной.
Мышь лабораторная:
А можно ли нам у ягод увидеть эти разноцветные пластиды?
Кот ученый:
Конечно! В этом нам поможет удивительный прибор – микроскоп. Он – как волшебное окно, через которое можно заглянуть в загадочный микромир.
Давайте, как настоящие исследователи, заглянем по очереди в окуляр микроскопа.
(дети работают в группах с микроскопом)
Ребята, поднимите руку, кто увидел цветные вкрапления – пластиды?
Какого вы увидели цвета? Вы догадались, пластиды, какой ягоды вы рассматривали в микроскоп?
(спросить разные группы детей)
Поменяйтесь местами в своей группе местами, посмотрите еще раз на цветные пластиды других ягод.
Мышь лабораторная: (предполагает)
Значит, цвет ягоды зависит от цвета пластид?
Кот ученый:
Совершенно верно! А вы ребята, сможете по цвету ягод определить цвет их пластид?
(дети отвечают)
Как вы думаете, у малины пластиды какого цвета?
(дети отвечают)
А теперь в группах обсудите и закрасьте нужным цветам пластиды ягод.
Давайте посмотрим, как вы справились с работой.
(дети выходят по одному представителю от группы)
Молодцы, теперь я по праву могу вас назвать настоящими маленькими учеными!
Каждая ягода имеет свою пользу: красные для сердца и крови, желтые улучшат настроение, фиолетовые укрепляют зрение и память. И все они приносят огромную пользу для организма человека. Каждую по праву можно назвать ягодой здоровья.
Мышь лабораторная:
Пришло время угостить вас целебным ягодным напитком.
(звучит музыка, дети пьют морс)
А вот в ваше лукошко ягод немножко! (выдает ягоды)
Кот ученый: (поет, музыка)
Ах, как я счастлив я, ребятки,
Разгадали мы загадку,
Здесь нашли мы ответ
От чего же свой цвет
Есть у ягод разных – все о них узнал,
Час прощанья настал.
Напоследок намекаю,
Почемучек уважаю,
Любопытный народ нас к прогрессу ведет,
Задавать вопросы – польза для ума,
В том наука сама!
В любопытстве знанья,
Мяу! До свиданья!
Станция «На опушке»
Баба Яга 1:
Это еще что такое? Кто такие? Ой, детей – то сколько!
Баба Яга 2:
Чую, чую, русским духом пахнет! А, детишечки, ко мне пожаловали! Ну, голубчики, сразу вас съесть или на ужин приберечь?
Баба Яга 1:
Сразу скажем, никого не ждали, в гости не приглашали!
Баба Яга 2:
Коль пришли, давайте знакомиться!
Как только подниму свою метлу - мальчишки говорят: «Привет!», как только буду держать параллельно полу-девчонки говорят: «Здрасьте!». Понятно?
(дети играют)
Баба Яга 1:
О, какие дружные да задорные, не сразу я вас признала, касатики!
Баба Яга 2:
Как нам нравится путешествовать с вами по тропинкам здоровья!
Баба Яга 1:
Мы даже стали каждое утро делать зарядку, в игры играть - косточки разминать. А вы знаете, какая наша любимая игра с сестрицей?
Баба Яга 2:
«Перекати поле», хотите к нам присоединиться? Тогда погнали?
Покажите смелость, дружбу,
И поддержку, если нужно.
Кто к финишу быстрей придет,
Тот ягодку себе возьмет.
(команде, которая пришла первой, вручается ягодка)
Баба Яга 1:
Ох, и порадовали нас, яхонтовые, давно так не веселились! Угощу-ка я вас лесным супчиком. Ягуша, неси наше варево!
Баба Яга 2:
Так я его съела!
Баба Яга 1:
Ох, ненасытное ты брюхо! Что теперь делать будем?
Баба Яга 2:
А у меня есть удочки волшебные, Ивашка подарил за мое доброе сердце. Вот! Я его пожалела, не съела. Он меня рыбкой накормил, а потом удочки подарил.
(несет удочки)
Баба Яга 2:
Мы на озеро пойдем,
Удочки с собой возьмем.
Рыбу будете ловить,
А потом уху варить!
(конкурс «Рыбалка»)
Баба Яга 1:
Славная ушица получится, знатная! Вы, наверное, проголодались, давайте я вас чаем угощу – с вареньем! Сама наварила, заготовок на зиму наделала, следую здоровому питанию. Вот! (несет грибное варенье)
Грибов в лесу так много,
И грех их не собрать,
Варение - густое (смакует),
Сейчас буду угощать!
Баба Яга 2:
Сколько раз тебе говорить, что не варят варенья из грибов.
Вот (несет из шишек)- полезное варенье,
Шишки сварены на славу,
Угощу своим вареньем,
Таню, Сашу, Клаву.
Баба Яга 1:
Какую Клаву! Разве можно варить варенье из шишек! Ты все перепутала!
(начинают спорить)
А давай спросим у ребят, из чего варят варенье?
(дети говорят – из ягод)
Баба Яга 2:
Знаю я одну ягоду, за болотом растет - клюквой называется. Но в ступе до неё не долетишь, на метле не доплывешь.
Баба Яга 1:
А у меня есть болотные вездеходы, Водяной подарил!
Баба Яга 2:
Так неси скорее, пора за ягодой ехать! Готовы, касатики?
(конкурс «За клюковкой», команда победителя получает ягодку )
Баба Яга 1:
Спасибо, ребята, разрешили наш спор, теперь варения вкусного душистого наварим, и зимними вечерами будем чай попивать да вас вспоминать!
Баба Яга 2:
Весело с вами было играть, но нам пора уже улетать.
Тропинки здоровья нас к вам приведут, увидимся скоро! Метелочки, в путь!
(садятся на метлу и улетают)
Станция «Ягодная кладовая»
На станции: ягоды, грибы, листья, корзинки на магнитах, пенек с корзиной ягод – вопросов, цветы, ягоды на подставках, деревья картонные, Василиса Премудрая и Кикимора, музыка звучит на входе.
Василиса:
Красны девицы, да добры молодцы, добро пожаловать в ягодную кладовую!
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Приветствует вас лес - полный сказок и чудес!
Появляется Кикимора с корзинкой несъедобных ягод, грибов, под музыку, исполняет песенку на мелодию 1 песня Б. Яги из сказки «Новогодние приключения Маши и Вити.
Кикимора:
Меня все Кикимору знают,
Люблю я по лесу гулять.
Полезные в мире растенья
Для зелий своих собирать.
Припев:
Волчье лыко и вороний глаз
В лукошко положу,
Да бузину с поганками
Всегда разгляжу!
Василиса:
Постой– ка, Кикимора, да разве это можно это есть?
Кикимора:
Конечно, для меня ничего вкуснее нет, чем волчье лыко на обед!
А волшебный сок из мухомора – вкуснее сока помидора!
Василиса:
А давай, спросим у ребят, и если они с тобой согласны, то хлопают в ладоши, а если нет – топают.
(Вытаскивает из корзинки поочередно ягоды, грибы, а дети исполняют.)
Что тут: волчье лыко, бузина, мухомор, клубника, бледная поганка…
Кикимора:
Смотри- ка, умные какие! (с усмешкой)
Эти ягоды, грибы
Изучали в школе вы!
Вот вопросы вам лесные, коль вы умные такие!
Свои знанья проявите,
Верите, иль нет, скажите! (отдает вопросы на осенних листочках Василисе)
Василиса:
(смотрит на вопросы оценивающе)
Да, ребята, устроила Кикимора вам испытание, решила проверить ваши знания, память и внимание!
(задает вопросы)
Верите ли вы,
(Нет, клубника. А, знаете ли вы, что в Японии ученые научились выращивать клубнику величиной с яблоко?)
(Да, черника бодрит, обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз, даже индейцы считали, что эти ягодки послал на землю Великий Дух.)
(Да, клюква может сохраняться, аж до следующего урожая! Ягоды клюквы помогают быстрее восстановиться после простуд, быть здоровым и сильным.)
Все знают, что смородина, бывает: чёрная, белая, красная. А верите ли вы, что так же существует жёлтая смородина, фиолетовая, оранжевая и даже зелёная?
(Да, ягоды отличаются не только по цвету, но и по вкусу, и по содержанию полезных веществ. Считается, что детям для еды больше подходит чёрная смородина, взрослым – красная, а пожилым – белая. Столовая ложка чёрной смородины содержит столько же витамина С, сколько находится в целом лимоне!)
(Да, несозревшие ягоды морошки имеют красный цвет, который постепенно меняется на янтарно-оранжевый. Морошка повышает настроение и снижает усталость)
Кикимора:
Ну, молодцы! Удивили вы меня, порадовали!
Василиса:
Давайте наберем полезных ягод в ваши лукошки.
(Ребята разделились на две команды, с доски по очереди в корзинки снимают ягоды на магнитах. Игра проходит под музыку.)
Кикимора:
Э-э-э, так не пойдет, так не ходи, ты вот так иди! (надевает на головы детям колпаки, закрывая глаза, В. и К. меняет местами ягоды на доске, пока дети доходят до нее)
Василиса:
Ребята, товарищам можно помогать словами: бери, не бери.
Ребята, посмотрите, сколько вы собрали витаминок в корзинки, ведь лесные ягоды – это полезная и вкусная добавка к нашему питанию. Недаром в народе говорят: «Положи свежих ягод в рот – избавишься от хворей на целый год!»
Ваше приключение в ягодной кладовой подошло к концу!
Кикимора:
А в дар от меня, получите полезные для вас ягодки.
Василиса:
В путь дорогу отправляйтесь,
Новых знаний набирайтесь!
(Ребята уходят под музыку)
После прохождения трех игровых станций ребята возвращаются в музыкально-спортивный зал, где их встречает Фея Ягод.
Фея Ягод: (под музыку встречает и рассаживает детей)
Я – Фея всех ягод,
Приветствую вас!
Как рада, что вас, наконец, дождалась!
По тропкам лесным
Вы не просто гуляли-
Вы знанья о ягодах там добывали.
Моим подопечным скорей помогите,
О пользе и важности их расскажите,
Чтоб ягодки ценность свою понимали,
Всё больше владенья мои заполняли.
Ягоды:
Клюква и Брусника: Рады мы!
Черника: И я!
Клубника: И я!
Клюква:
Вот спасибо вам, друзья!
Брусника:
Будем мы расти смелей,
Ярче, больше и крупней!
Клубника:
Будем соком наполняться,
Всех заставим улыбаться!
Черника:
Чтоб здоровье укреплять,
Приходите!
Все:
Будем ждать!
(танец ягод)
Фея Ягод:
На память о встрече
Примите, ребятки,
В учебе полезные очень закладки.
( под музыку кулисы закрываются)
Василиса:
Путешествие на славу
Вышло с пользой и забавой,
И спрошу вас, как всегда,
Вам понравилось ли? (Да)
Делу время – час потехе,
Всем желаю я успехов,
О здоровье новых знаний,
Всем до встречи! До свиданья!
(все уходят под музыку)
23