СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-игровое занятие «Планета задыхается от мусора»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательно-игровое занятие "Планета задыхается от мусора" будет способствовать воспитанию личности, интересующейся важнейшими проблемами и тенденциями в развитии планеты, окружающей среды и климата, адекватно воспринимающей общественную значимость энергосбережения и ресурсосбережения, обладающей чувством ответственности за будущее, основами необходимых знаний для решения задач в определенных сферах деятельности

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-игровое занятие «Планета задыхается от мусора»»

Отдел образования, спорта и туризма Свислочского райисполкома


ГУО «Средняя школа №3 г. Свислочь»





Номинация для педагогов


Педагогическая разработка. Практический урок «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений»

Познавательно игровое занятие
«Планета задыхается от мусора»






Грунтович Ирина Сергеевна

учитель информатики





Свислочь, 2017 г.

Познавательно-игровое занятие
«Планета задыхается от мусора»

Данное занятие предназначено для учащихся 7 – 11 классов.

Цели:

  • способствовать воспитанию личности, интересующейся важнейшими проблемами и тенденциями в развитии планеты, окружающей среды и климата, адекватно воспринимающей общественную значимость энергосбережения и ресурсосбережения, обладающей чувством ответственности за будущее, основами необходимых знаний для решения задач в определенных сферах деятельности

Задачи:

  • расширение знаний обучающихся в области энерго и ресурсосбережения,

  • формирование интереса к изучению вопросов, связанных с экологической проблемой нашей планеты – о возрастании количества мусора, на примере загрязнения окружающей среды пластиковыми бутылками, одноразовой посудой,

  • пропаганда раздельного сбора мусора,

  • содействовать воспитанию у обучающихся активной гражданской позиции в области рационального отношения к ресурсам и товарам,

  • воспитание в каждом бережного отношения к окружающей среде,

  • внести посильный вклад каждого в предотвращение и устранение последствий собственной деятельности, отрицательной для природы,

  • привлечь внимание к данной проблеме учащихся, родителей. поселения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.



  1. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к занятию. Формулировка темы и целей занятия.

  1. Мотивационный этап.

На сегодня загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Ежедневно образуется огромное количество бытовых отходов. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накопившийся мусор не уничтожать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора с Гималаи – высочайшей горы мира. Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем.

– Откуда же берется мусор?

– Его производит сам человек. Использованная упаковка составляет большую часть (от 50 до 80%) всех отходов, которые образуются в наших домах.

– Вся созданная человеком промышленность производит сначала продукты пользования, которые затем становятся мусором. Сейчас от мусора страдают города и сёла, леса и водоёмы. Их окрестности превратились в дикие свалки. Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу и на лугу, на берегах озер и рек. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки. А от этого страдают не только люди, но и животные. Мусор наносит неповторимый вред и окружающей среде, что приводит к негативным изменениям климата.

- Надо ли с этим что-то делать? Или мы никак не сможем повлиять на сохранение климата. 

Скопления пластиковых бутылок на планете уже образуют настоящие плавающие материки в океанах. Ученые бьют тревогу: в Тихом океане скопились гигантские залежи мусора. Это в основном пластик и нефтепродукты. Находятся они где-то между Японией и западным побережьем США, причем под воздействием течения Эль-Ниньо регулярно смещаются на тысячи километров.

Проведем небольшое анкетирование. Всего несколько вопросов:

Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

Вопрос 2. Что Вы делаете с пластиковыми бутылками после использования?

Выбрасываем – Сжигаем – Используем в хозяйстве – Закапываем – Другое –

Вопрос 3. Если не выбрасываете, то, как вы повторно используете пластиковые бутылки?

Для посадки рассады – Для хранения крупы, гвоздей – Используем под молоко, квас, варенье –Делаем поделки –Другое –

Анализируем полученные результаты. Все ли пластиковые бутылки можно использовать повторно для хранения продуктов?

  1. Организационно-познавательный этап.

Все мы понимаем, что современное общество с его быстроразвивающимися и совершенствующимися технологиями, требует от человека правильного, умелого использования и применения получаемой информации. Чтобы сформировать и развить способность человека мыслить системно, уметь находить эффективные решения в проблемных ситуациях, действовать творчески, нестандартно, необходимо формировать основы информационной компетентности.

Презентация «Планета задыхается от мусора».

Данную презентацию желательно чтобы учащиеся просмотрели заранее, но можно и на занятии. Также самостоятельно учащиеся знакомятся с книгой «История об отходах» автор-составитель Андреенко Н.А. и «Упакоўка шукае сяброў” автор Масягина М. Е.

Презентация «Управление отходами: вторичная переработка»

Просмотр и обсуждение презентации. Продумать несколько способов для сокращения образования отходов. Разделить учащихся на несколько групп-команд. Каждая группа должна разработать свой проект «Чем меньше – тем лучше» для сокращения количества ТБО для себя, семьи, класса, многоэтажного дома, двора, магазина. Что нужно сделать, чтобы как можно меньше мусора попадало на свалки.

Игра «Сортировка»

Задания на классификацию объектов, нахождения взаимно-однозначного соответствия всегда интересны и увлекательны. Как в бумажном, так и в электронном виде они воспринимаются часто как игровые интерактивные задания.

В этой логической игре предстоит заняться виртуальной сортировкой мусора, а именно узнать о раздельном сборе отходов. Очень важно уметь это делать правильно. После загрузки приложения вы увидите 4 контейнера для отходов: «Бытовые отходы», «Бумага», «Пластмасса», «Бумага». По транспортеру будут двигаться слева направо различные предметы – картинки бытовых отходов жизнедеятельности человека. Загружено 60 различных рисунков, для появления на экране случайным образом выбирается номер картинки. Отсортируйте все отходы по нужным контейнерам: стеклянные бутылки, банки и баночки нужно поместить в контейнер синего цвета, бумагу, картон, газеты, старые тетради и конверты перенесите в контейнер зелёного цвета, пластмассовые бутылки, канистры, полиэтиленовую пленку и пакеты необходимо выбрасывать в контейнер желтого цвета, а контейнер коричневого цвета предназначен для всего остального мусора.

Перед началом игры выберите необходимую скорость: низкая, средняя, высокая. Также можно прочитать правила игры.

По конвейеру постоянно передвигается различный мусор, который вам нужно перенести в соответствующий контейнер. Постарайтесь не перепутать и отсортировать мусор как можно лучше. Если вы не успели взять картинку с конвейера или поместили её не в тот контейнер, то от общего счета отнимается один балл. А если картинка попала в соответствующий ей контейнер, то к счету добавляется один балл. В конце игры выводится сообщение о количестве заработанных очков.

Учащиеся играют каждый по три попытки, и выбирается лучший результат. Составляется турнирная таблица и определяется победители. В зависимости от количества учащихся и набранных очков определяется несколько победителей, которым вручаются дипломы 1, 2, 3 степени.

Данную игру можно скачать с сайта проекта «Сбережем энергию Земли», размещенного по адресу https://energyeconom.jimdo.com/ Ссылка на игру «Сортировка»https://drive.google.com/file/d/0B2bs8cgyybR6Nm9DZnN4QlBqa0U/view?usp=sharing

Электронный справочник «Источники и виды энергии»

Понятие «энергия» определяется как мера различных форм движения материи и как мера перехода движения материи из одной формы в другую. Человек имеет дело с различными видами и типами энергии, при этом энергия многократно преобразуется из одного вида в другой.

В созданном учащимися электронном справочнике можно узнать об основных источниках энергии, применяемых человеком. А это традиционные ископаемые виды топлива, а также альтернативные возобновляемые источники энергии. Можно узнать об использовании различных источников, о недостатках и достоинствах их применения, о влиянии их на экологическую ситуацию на планете.

Электронное справочное пособие имеет удобный и интуитивно понятный интерфейс, что позволяет легко найти нужную информацию.

Данный электронный справочник можно установить на свой планшет или смартфон с сайта проекта «Сбережем энергию Земли», размещенного по адресу https://energyeconom.jimdo.com/ Ссылка на приложение «Источники и виды энергии» https://drive.google.com/open?id=0B-zIaJH3xFC0M1BtaVBDOWxzMGs

  1. Итоговый этап.



Можно ли избежать загрязнения нашей планеты мусором? Как уменьшить количество мусора. Можем ли мы помочь в решении этой проблемы? Нужно ли говорить о проблеме мусора?

Обсуждение таких вопросов с учащимися показывает, что они не равнодушны к проблеме возникновения и утилизации мусора. Чтобы что-то изменить в общем, надо начинать с себя. Простые советы по уменьшению количества отходов, о рациональном обращении с предметами и товарами, о необходимости и пользе раздельного сбора вторичного сырья ребята оформили в виде листовок, памяток, буклетов, плакатов. С презентацией и раздаточным материалом выступили перед учащимися начальной школы, перед родителями.

Пластиковая упаковка засоряет землю и наносит вред природе. Если подойти к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой бутылке в быту. Какое применение бытовым отходам из пластиковой упаковки вы можете предложить. Прозвучали различные варианты и советы.

По результатам познавательно-игрового занятия «Планета задыхается от мусора» наметили следующие шаги:

  • Выступить с результатами исследования перед учащимися школы, на родительских собраниях. Показать презентации. Поместить эту информацию на школьном сайте и в социальных сетях.

  • Выпускать буклеты и памятки, листовки и календари, чтобы ещё раз обратить внимание на проблему мусора и напомнить, что мы сами в ответе за чистоту и красоту нашего города, а значит и планеты.

  • Организовать экскурсию на Брестский или Гродненский мусороперерабатывающие заводы.


Электронное приложение «Сортировка»





















Страницы электронного справочника
«Источники и виды энергии»



9