СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный час «Сила художественного таланта «Знакомство с фольклорным праздником «Кузьминки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осенью мечается фольклорный праздник "Кузьминки" - праздник рукоделиниц и мастеров.  

На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых участвовали девушки и парни. Они не только пряли, ткали, вышивали, резали по дереву, но и пели песни играли на инструментах, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

Просмотр содержимого документа
«Познавательный час «Сила художественного таланта «Знакомство с фольклорным праздником «Кузьминки»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»











Познавательный час

«Сила художественного таланта «Знакомство с фольклорным праздником «Кузьминки»

















Составитель:

Комолова А.В., педагог дополнительного образования студии «Узелковая фантазия» Самойлова Н.А., педагог дополнительного образования студии «Волшебная иголочка»







14.11.2016



Цель: ввести учащихся в мир русской народной культуры через ознакомление с традициями осеннего праздника «Кузьминки»

Задачи:

- побудить интерес учащихся к традициям фольклорного праздника, его истокам;

- формировать интерес к произведениям устного народного творчества и развивать творческое мышление;

- воспитывать уважительное отношение к народной мудрости и традициям предков.

Форма проведения: презентация и мастер-класс

Участники: педагоги и учащиеся

Оборудование: мультимедия, корзина с реквизитом к играм, коробка с материалами для мастер-класса, мешочек желаний с конфетами.

План мероприятия

  1. Приветствие. Вступление в тему мероприятия.

  2. Беседа «Ноябрь – ворота зимы» с презентацией.

  3. Рассказ о празднике «Осенние Кузьминки» с презентацией и играми.

  4. Мастер-класс «Петушок».

  5. Подведение итогов.


Ход мероприятия

Слова по сценарию

Слайд презентации

Педагог 1. Здравствуйте, мои дорогие рукодельницы и мастера! Сегодня день не простой, а особенный: сегодня с осенью прощаемся и к зиме готовимся. Прекрасная и щедрая пора осени подходит к завершению. С огородов и садов убран урожай, дни становятся темнее и на улице уже не погуляешь в волю. Свободное время вечерами наши предки в эту пору посвящали рукоделию и подготовке к праздникам. Чтоб вы не скучали, мы между группами соревнование проведем, а лучших - награда ждет.

Тема познавательного часа

Учащийся.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А.С.Пушкин

Педагог 2. Последний месяц осени пора подготовки к зиме. Народ считал, что осень нужно с почетом проводить, чтоб на будущей год она вернулась с богатым урожаем. Зима пора суровая и встретить её надо хорошо и весело, чтоб морозами не лютовала и метели сильно не вьюжили.

Педагог 1. Последний месяц осени не простой: тепло сменяется на холод, день становиться короче. Не даром народные пословицы гласят: Ноябрь - ворота зимы.

Ноябрь – сумерки года.

В ноябре солнце сквозь слезы и «белых мух» улыбается.

Педагог 2. Ноябрь не богат приметами, но все они на количестве снега опираются:

В ноябре снега надует – хлеба прибудет.

Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники.

На 14 ноября выпадали особые приметы:

Если днем теплая погода, то зима будет теплой.

Если деревья не сбросили листву, то зима будет лютой.

Если пошел снег,то весной река разольется.

Педагог 1. 14 ноября раньше отмечали празник «Кузьминки» - по осени поминки, а зиме – встреча! С традициями этого праздника мы сегодня познакомимся и мудрость народную вспомним. В этот день верующие православной церкви чтут память святых бессеребреников и чудотворецев Косьмы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии.

Попростому святых звали Кузьма и Демьян. Прославились они как врачеватели, которые не брали оплаты за свой труд , но просили за работу кашу. Поэтому их звали кашники. К столу в этот день всегда подавали кашу и приговаривали : «Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу хлебать!»

А еще они не боялись работы, слыли умелыми и трудолюбивыми людьми и хорошо владели кузнечным делом.

Педагог 2. А вы, ребята трудолюбивые? Работы не боитесь? А пословицы о труде вы знаете?

Предлагаю проверить это в викторине «Закончи пословицу». Каждая группа по очереди должна правильно продолжить пословицу о труде и трудолюбие. (показ слайда)

  1. Умелец да рукодельник и себе и людям... (радость приносит)

  2. Птицу узнают в полете, а человека в ... (работе)

  3. Не учи безделью, а ... (учи рукоделью)

  4. Старанье и труд ... (к счастью ведут)

  5. Есть терпенье, ... (будет и уменье)

  6. Глазам страшно, а ... (руки сделают)

  7. С курами ложись ... (с петухами вставай)

  8. Цыплят по ... (осени считают)

Педагог 1 Кузьма и Демьян считаются покровителями всех ремесел и главным образом женских рукоделий. Особенно, пряхи принимаясь за зимнюю пряжу приговаривали: «Батюшки Кузьма-Демьян, сравни меня позднюю с ранними», то есть призывали их чтоб не отстать от тех, кто работу раньше начал. С этого дня молодежь начинала вечерами на посиделки собираться, где свои умения показывали и разными ремеслами занимались: себя показывали и других смотрели.

Педагог 2. А много ли ремесел вы знаете? Давайте проверим ваши способности в рукоделии в игре «Мы не скажем, а мы покажем».

От каждой группы ко мне подходит 1 учащийся – они будут угадывающими и выйдут из кабинета. Среди остальных тихонько распределяем роль мастеров. Каждый мастер показывает движения характерные для его профессии. Когда угадывающие зайдут, произносят слова «Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». И выполняют загаданные движения. Выигрывает команда, чей угадывающий больше назовет ремесел по движениям группы соперников.

Проводится игра.

Педагог 1. Девицы 14 ноября устраивали первые посиделки. Девушки собирались в большой избе и делали «ссыпки»: каждая приносила что-нибудь из съестного в сыром виде и вместе готовили. На столе обязательно была каша из разных круп, курник и куриная лапша. При этом девушки не забывали, что надо начинать прясть пряжу. Потом приходили парни и устраивали игры и розыгрыши. Не редко танцевали на соломе, песни пели, хороводы водили.

Педагог 2. Чтобы вы не заскучали? Предлагаю поиграть. Игра «Мотальщики». Вот в корзинке клубочки лежат, а в них загадки. Нужно быстро моточек перемотать и загадку разгадать. Какая группа быстрее справиться и больше правильных ответов даст тем и угощение

Музыкальная заставка

Слайд остается

Педагог 1. Кроме того в этот день справляли «Курьи именины». С этого дня принято было заготавливать куриное мясо на зиму. Особое место отводили курям подаренным в этот день. Таких птиц не забивали, а кормили овсом и ячменем. Считалось, что их яйца обладают целебной силой.

Предлагаю сделать сейчас сувенир праздника в виде петушка.

Мастер-класс «Петушок»

Педагог 1. Вот и конец нашей встречи. Кузьма-Демьян нас потешил, осень с собой унес, дорогу зиме вымостил. Предлагаю традиции праздника не забывать и дома родителям рассказать. А какие традиции праздника можно дома соблюсти? (Приготовить кашу ссыпку, куриную лапшу, рукоделием по вечерам заниматься, петушка подарить)

Педагог 2. А лучшей группы мы так и не определили. Дружба и трудолюбие всем помогли. Поэтому угощение все заслужили. Подходите и из мешочка желаний особую конфету выбирайте. (Каждый ребенок перед уходом в мешочке может выбрать конфету с пожеланием)

Спасибо за внимание.

Источники:

  1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2008.

  2. http://www.alegri.ru/prazdnik-v-dome/narodnyi-kalendar/nojabr-narodnyi-kalendar-prazdnikov-nojabrja/primety-poslovicy-i-pogovorki-nojabrja.html

  3. http://bebi.lv/

  4. http://womanadvice.ru/prazdnik-kuzminki#ixzz4P9XhY8Bq 

  5. http://my-calend.ru/holidays/kuzminki-osennie

  6. http://russian-traditions.ru/14-noyabrya-kuzma-i-demyan/