СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный интерес – важный фактор развития личности лицеиста

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный интерес – важный  фактор развития личности  лицеиста

 

По поводу термина «познавательный интерес» в педагогике и психологии существуют разные суждения. Поскольку познавательное начало присуще всякому интересу, одни считают необходимым заменить его термином – «учебный интерес», другие – «научный интерес». Термин «познавательный интерес», фигурирующий в исследованиях А.А. Леонтьева, наиболее точно выражает его сущность как обращенность к процессу познания.

В современной школе очень велико влияние познавательных интересов на личность подрастающего человека, на познавательную деятельность, через которую проходит каждый учащийся.

Познавательный интерес в самом общем виде можно определить как проявление избирательной направленности личности на процесс познания. Стремление заниматься познавательной деятельностью, приобретать необходимые умения и навыки для рационального, быстрого и успешного ее протекания, - вот в чем основная суть познавательного процесса.

Познавательный интерес выступает, прежде всего, как цель воспитания, т.к. он способствует приобщению к духовным ценностям общества. Поскольку познавательный интерес  лежит в основе творческих способностей личности, то происходит не только овладения и присвоения, но и создание новых духовных ценностей! Значит познавательный интерес – важнейший компонент развития личности, выразитель ее ценности, выразитель ее ценностных ориентаций, часть общего развития личности. Чаще всего он выступает и как основание и как результат развития познавательной деятельности. Он влияет на интенсификацию всех познавательных процессов. Обладая своеобразием психологической структуры, он представляет свой сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, является побудителем интенсивной работы мысли, волевого напряжения, обостряет творческое воображение, логическую и эмоциональную память. В условиях 12-ти бальной системы лицеистам приходится «приспосабливаться» к зачетно-сессионной системе аттестаций при огромных физических и умственных нагрузках. Интерес снимает утомление, нервное напряжение, в силу чего учения ставится более плодотворным.

Позитивный интерес часть выступает как средство обучения, средство активизации познавательной деятельности, как эффективный инструмент, позволяющий учителя делать процесс обучения привлекательным, выделять в нем именное те стороны, которые могут привлечь внимание учеников, заставить их волноваться и переживать, с увлечением работать над учебной задачей.

Школьника могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с яркими, эмоционально поданными фактами опытом, с обаянием личности учителя. Однако, и яркий факт, и эффективный опыт – преходящи, а значит, что интерес, возникающий на их основе, также быстро угаснет, как и родился. И далее, внешние приемы учителя могут вызвать состояния временной заинтересованности, т.е. ситуативный интерес, который не оказывает необходимого влияния на формирования устойчивого стремления ученика проникнуть в суть познавательного.

Более важным является то, что познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учения, который содействует положительному отношению ученика к школе, ук учебной деятельности. В процессе деятельности происходит преобразование объекта цели в мотивы самой личности, т.е. для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они должны опираться на потребности самой личности. Лишь то, что для самой личности представляет ценность, значимость, закрепляется и утверждается в мотиве.

Познавательный интерес для школьника является самым близким, самым личностным, поскольку именно им он руководствуется в своей повседневной практике обучения.

Он и осознается школьником более отчетливо, чем другие мотивы. «Интересно» и «неинтересно» - это тот критерий, по которому можно судить об отношении школьника к уроку, к изучаемому материалу темы и т.п. Интерес побуждает школьника заниматься с увлечением не только на уроке, но и в процессе подготовки домашних заданий. В условиях лицея, где приобщение к научно-исследовательской деятельности является приоритетной задачей. Это весьма важный фактор. Под влиянием глубокого интереса школьник самостоятельно отыскивает литературу по интересующей его теме, входит в «Интернет», ставит перед собой вопросы, от решения которых зависит более глубокий подход к ее изучению.

К сожалению, учитель не всегда ставит перед собой задачу – сформировать познавательный интерес ученика как мотив учения, чаще он рассматривает его как средство обучения. Многие до сих пор считают необходимым «пройти программу» и просто «заставить» ученика выучить необходимый материал. Ошибочность такого подхода была отмечена еще К.Д. Ушинским, который утверждал, что «приохотить» школьника к учению гораздо более достойная задача, чем «приневолить» его.

Весьма значительным является взаимодействие позитивного интереса с социальными мотивами. С особой силой эта взаимосвязь обнаруживается, когда выявляются мотивы отрицательного отношения к школе, к урокам, к учебным предметам, к учителю. В этих случаях в качестве причин (корректируются) анализируются следующие: неинтересное преподавание, конфликты с учителями, неуспех в учении...

Наконец, познавательный интерес выступает и как устойчивая черта, качество личности, которое характеризуется стремлением к познавательной деятельности. Познавательный интерес и определяет активность личности, инициативу в постановке познавательных целей. Он способствует поисковому, творческому характеру любого вида познавательной деятельности. Формирование этой черты благотворно сказывается на всем развитии лицеиста. Его умственная и нравственная энергия находит свой выход в удовлетворяющей его деятельности, которая боле продуктивной, творческой, успешной. Когда каждый лицеист почувствует свою значимость и ценность в школе, будет решена одна из главных проблем – мотивация обучения, реализация индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей лицеистов.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Познавательный интерес – важный фактор развития личности лицеиста»

Познавательный интерес – важный фактор развития личности лицеиста


По поводу термина «познавательный интерес» в педагогике и психологии существуют разные суждения. Поскольку познавательное начало присуще всякому интересу, одни считают необходимым заменить его термином – «учебный интерес», другие – «научный интерес». Термин «познавательный интерес», фигурирующий в исследованиях А.А. Леонтьева, наиболее точно выражает его сущность как обращенность к процессу познания.

В современной школе очень велико влияние познавательных интересов на личность подрастающего человека, на познавательную деятельность, через которую проходит каждый учащийся.

Познавательный интерес в самом общем виде можно определить как проявление избирательной направленности личности на процесс познания. Стремление заниматься познавательной деятельностью, приобретать необходимые умения и навыки для рационального, быстрого и успешного ее протекания, - вот в чем основная суть познавательного процесса.

Познавательный интерес выступает, прежде всего, как цель воспитания, т.к. он способствует приобщению к духовным ценностям общества. Поскольку познавательный интерес лежит в основе творческих способностей личности, то происходит не только овладения и присвоения, но и создание новых духовных ценностей! Значит познавательный интерес – важнейший компонент развития личности, выразитель ее ценности, выразитель ее ценностных ориентаций, часть общего развития личности. Чаще всего он выступает и как основание и как результат развития познавательной деятельности. Он влияет на интенсификацию всех познавательных процессов. Обладая своеобразием психологической структуры, он представляет свой сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, является побудителем интенсивной работы мысли, волевого напряжения, обостряет творческое воображение, логическую и эмоциональную память. В условиях 12-ти бальной системы лицеистам приходится «приспосабливаться» к зачетно-сессионной системе аттестаций при огромных физических и умственных нагрузках. Интерес снимает утомление, нервное напряжение, в силу чего учения ставится более плодотворным.

Позитивный интерес часть выступает как средство обучения, средство активизации познавательной деятельности, как эффективный инструмент, позволяющий учителя делать процесс обучения привлекательным, выделять в нем именное те стороны, которые могут привлечь внимание учеников, заставить их волноваться и переживать, с увлечением работать над учебной задачей.

Школьника могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с яркими, эмоционально поданными фактами опытом, с обаянием личности учителя. Однако, и яркий факт, и эффективный опыт – преходящи, а значит, что интерес, возникающий на их основе, также быстро угаснет, как и родился. И далее, внешние приемы учителя могут вызвать состояния временной заинтересованности, т.е. ситуативный интерес, который не оказывает необходимого влияния на формирования устойчивого стремления ученика проникнуть в суть познавательного.

Более важным является то, что познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учения, который содействует положительному отношению ученика к школе, ук учебной деятельности. В процессе деятельности происходит преобразование объекта цели в мотивы самой личности, т.е. для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они должны опираться на потребности самой личности. Лишь то, что для самой личности представляет ценность, значимость, закрепляется и утверждается в мотиве.

Познавательный интерес для школьника является самым близким, самым личностным, поскольку именно им он руководствуется в своей повседневной практике обучения.

Он и осознается школьником более отчетливо, чем другие мотивы. «Интересно» и «неинтересно» - это тот критерий, по которому можно судить об отношении школьника к уроку, к изучаемому материалу темы и т.п. Интерес побуждает школьника заниматься с увлечением не только на уроке, но и в процессе подготовки домашних заданий. В условиях лицея, где приобщение к научно-исследовательской деятельности является приоритетной задачей. Это весьма важный фактор. Под влиянием глубокого интереса школьник самостоятельно отыскивает литературу по интересующей его теме, входит в «Интернет», ставит перед собой вопросы, от решения которых зависит более глубокий подход к ее изучению.

К сожалению, учитель не всегда ставит перед собой задачу – сформировать познавательный интерес ученика как мотив учения, чаще он рассматривает его как средство обучения. Многие до сих пор считают необходимым «пройти программу» и просто «заставить» ученика выучить необходимый материал. Ошибочность такого подхода была отмечена еще К.Д. Ушинским, который утверждал, что «приохотить» школьника к учению гораздо более достойная задача, чем «приневолить» его.

Весьма значительным является взаимодействие позитивного интереса с социальными мотивами. С особой силой эта взаимосвязь обнаруживается, когда выявляются мотивы отрицательного отношения к школе, к урокам, к учебным предметам, к учителю. В этих случаях в качестве причин (корректируются) анализируются следующие: неинтересное преподавание, конфликты с учителями, неуспех в учении...

Наконец, познавательный интерес выступает и как устойчивая черта, качество личности, которое характеризуется стремлением к познавательной деятельности. Познавательный интерес и определяет активность личности, инициативу в постановке познавательных целей. Он способствует поисковому, творческому характеру любого вида познавательной деятельности. Формирование этой черты благотворно сказывается на всем развитии лицеиста. Его умственная и нравственная энергия находит свой выход в удовлетворяющей его деятельности, которая боле продуктивной, творческой, успешной. Когда каждый лицеист почувствует свою значимость и ценность в школе, будет решена одна из главных проблем – мотивация обучения, реализация индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей лицеистов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!