СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ппрезентация на тему:« Использование технологии проблемно-поискового обучения на уроках физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные педагогические технологии и их использование на уроках физики.

Просмотр содержимого документа
«Ппрезентация на тему:« Использование технологии проблемно-поискового обучения на уроках физики»»

Подготовила Шутова Н.М.

Подготовила Шутова Н.М.

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых ценностей. ЗНАНИЕ Традиционный урок Проблемный урок Качественное усвоение знаний Развитие интеллекта и творческих способностей Усвоение знаний Воспитание активной личности

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых ценностей.

ЗНАНИЕ

Традиционный

урок

Проблемный

урок

Качественное

усвоение

знаний

Развитие

интеллекта

и творческих

способностей

Усвоение знаний

Воспитание

активной личности

Звенья научного творчества. Название Содержание Постановка проблемы Результат  Возникновение проблемной ситуации Осознание противоречия Формулирование проблемы Поиск решения Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения Выдвижение гипотез Проверка гипотез Выражение решения Решение – понимание нового знания Выражение нового знания научным языком в принятой форме Реализация продукта Продукт – рукопись книги, статьи, доклада, реферата и т.д. Представление продукта людям через выступление Реализованный продукт – формула, правило и т.д.

Звенья научного творчества.

Название

Содержание

Постановка проблемы

Результат

  • Возникновение проблемной ситуации
  • Осознание противоречия
  • Формулирование проблемы

Поиск решения

Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения

  • Выдвижение гипотез
  • Проверка гипотез

Выражение решения

Решение – понимание нового знания

  • Выражение нового знания научным языком в принятой форме

Реализация продукта

Продукт – рукопись книги, статьи, доклада, реферата и т.д.

  • Представление продукта людям через выступление

Реализованный продукт – формула, правило и т.д.

Структура урока с применением проблемно-поисковых технологий: Цель:  формирование новых понятий и алгоритмов (расширение понятийной базы) Этапы: Самоопределение к деятельности. Актуализация. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой. Повторение и включение в систему знаний. Рефлексия. Домашняя работа. Результат: знание нового алгоритма, определение понятия   метода построения и применения

Структура урока с применением проблемно-поисковых технологий:

Цель: формирование новых понятий и алгоритмов (расширение понятийной базы)

Этапы:

  • Самоопределение к деятельности.
  • Актуализация.
  • Постановка учебной проблемы.
  • Открытие нового знания.
  • Первичное закрепление во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой.
  • Повторение и включение в систему знаний.
  • Рефлексия.
  • Домашняя работа.

Результат: знание нового алгоритма, определение понятия

метода построения и применения

I этап. Самоопределение к деятельности. Цели: создание положительного самоопределения к деятельности на уроке; обозначение области в учебном содержании. Хочу, потому что смогу  желание возможности  Средства: беседа (область в учебном содержании)  сообщение,  добрые пожелания,  алгоритм помощник,  загадка… Результат: внутренняя актуализация,  положительное личностное отношение к  включению в учебную деятельность.

I этап. Самоопределение к деятельности.

Цели: создание положительного самоопределения к деятельности на уроке; обозначение области в учебном содержании.

Хочу, потому что смогу

желание возможности

Средства: беседа (область в учебном содержании)

сообщение,

добрые пожелания,

алгоритм помощник,

загадка…

Результат: внутренняя актуализация,

положительное личностное отношение к

включению в учебную деятельность.

II этап. Актуализация. Цели: воспроизведение учащимися ЗУНов, необходимых и достаточных для открытия нового знания. ЗУН достаточные и необходимые. Затруднения в индивидуальной деятельности. Средства: фронтальная беседа,  решение задач,  заполнение таблиц и схем,  мыслительная гимнастика.  Результат: фиксация затруднения в  деятельности.

II этап. Актуализация.

Цели: воспроизведение учащимися ЗУНов, необходимых и достаточных для открытия нового знания.

ЗУН достаточные и необходимые.

Затруднения в индивидуальной деятельности.

Средства: фронтальная беседа,

решение задач,

заполнение таблиц и схем,

мыслительная гимнастика.

Результат: фиксация затруднения в

деятельности.

III этап. Постановка учебной проблемы. Цель: постановка учебной проблемы.  - Тема урока - Вопрос, ответ на  который –  новое знание.  Средства: «яркое пятно»,  побуждающий или подводящий диалоги,  сообщение темы урока с мотивирующим  приёмом,  создание проблемной ситуации.  Результат: учебная программа,  цели урока

III этап. Постановка учебной проблемы.

Цель: постановка учебной проблемы.

- Тема урока - Вопрос, ответ на

который –

новое знание.

Средства: «яркое пятно»,

побуждающий или подводящий диалоги,

сообщение темы урока с мотивирующим

приёмом,

создание проблемной ситуации.

Результат: учебная программа,

цели урока

IV этап. Открытие нового знания. Цель: открытие нового знания. Факт. Правило. Понятие. Закономерность. единичная алгоритм существенные связи информация действий признаки о понятиях  Средства: гипотезы: подводящий диалог:  - выдвижение - от проблемы  - проверка - без проблемы.  Результат: понимание нового знания большинством класса.

IV этап. Открытие нового знания.

Цель: открытие нового знания.

Факт. Правило. Понятие. Закономерность.

единичная алгоритм существенные связи

информация действий признаки

о понятиях

Средства: гипотезы: подводящий диалог:

- выдвижение - от проблемы

- проверка - без проблемы.

Результат: понимание нового знания большинством класса.

V этап. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: вербальное фиксирование нового знания  Запись нового алгоритма, понятия, правила,  факта. Средства: языковые, символические, знаковые  все возможные для структурирования  нового знания Результат: структурное оформление новой  информации  (рисунки, схемы, записи, тексты –  должны сопоставлять между собой и  их выражение в громкой речи)

V этап. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: вербальное фиксирование нового знания

Запись нового алгоритма, понятия, правила,

факта.

Средства: языковые, символические, знаковые

все возможные для структурирования

нового знания

Результат: структурное оформление новой

информации

(рисунки, схемы, записи, тексты –

должны сопоставлять между собой и

их выражение в громкой речи)

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: демонстрация самому ученику фиксацию  нового знания в его сознании. Ситуация успеха и её самоощущение. Средства: самостоятельная работа, самоконтроль,  самооценка  небольшой объём  письменная работа  индивидуальная деятельность Результат: индивидуальная рефлексия  адекватная самооценка.

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: демонстрация самому ученику фиксацию

нового знания в его сознании.

Ситуация успеха и её самоощущение.

Средства: самостоятельная работа, самоконтроль,

самооценка

небольшой объём

письменная работа

индивидуальная деятельность

Результат: индивидуальная рефлексия

адекватная самооценка.

VII этап. Повторение и включение в систему знаний. Цель: включение нового уточнённого знания в систему. Установка локальных связей нового знания с имеющимися. Подготовка места для следующего нового знания.  Средства: решение заданий по выбору,  использование нового знания совместно с  изученным,  задания с элементами проектирования.  Результат: выявление границ новых знаний,  выделение новых знаний из ранее известных,  установление связей между новыми знаниями и  ранее полученными.

VII этап. Повторение и включение в систему знаний.

Цель: включение нового уточнённого знания в систему.

Установка локальных связей нового знания с имеющимися.

Подготовка места для следующего нового знания.

Средства: решение заданий по выбору,

использование нового знания совместно с

изученным,

задания с элементами проектирования.

Результат: выявление границ новых знаний,

выделение новых знаний из ранее известных,

установление связей между новыми знаниями и

ранее полученными.

VIII этап. Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание метода собственной познавательной  деятельности. Отличие новой ситуации. Инструмент перехода от известного к его применению. Границы применения.  Средства: беседа, самостоятельная работа  - Чему научились?  - Что вам позволило выйти из затруднения?  Результат: знание нового алгоритма, определение понятия   метода построения  и применения

VIII этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание метода собственной познавательной

деятельности.

Отличие новой ситуации.

Инструмент перехода от известного к его применению.

Границы применения.

Средства: беседа, самостоятельная работа

- Чему научились?

- Что вам позволило выйти из затруднения?

Результат: знание нового алгоритма, определение понятия

метода построения

и применения

АЛГОРИТМ. Выделить и сформулировать новое знание. Смоделировать способ открытия нового знания. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения. Подобрать упражнения для этапа актуализации. Смоделировать затруднение и способы его фиксации. Сконструировать диалог или проблемную ситуацию. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. Определить приёмы организации первичного закрепления. Подобрать задания на этап повторения по уровням. Прописать план-конспект урока. Провести анализ урока. Внести коррективы в план-конспект.

АЛГОРИТМ.

  • Выделить и сформулировать новое знание.
  • Смоделировать способ открытия нового знания.
  • Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
  • Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения.
  • Подобрать упражнения для этапа актуализации.
  • Смоделировать затруднение и способы его фиксации.
  • Сконструировать диалог или проблемную ситуацию.
  • Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
  • Определить приёмы организации первичного закрепления.
  • Подобрать задания на этап повторения по уровням.
  • Прописать план-конспект урока.
  • Провести анализ урока.
  • Внести коррективы в план-конспект.