Подготовила Шутова Н.М.
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых ценностей.
ЗНАНИЕ
Традиционный
урок
Проблемный
урок
Качественное
усвоение
знаний
Развитие
интеллекта
и творческих
способностей
Усвоение знаний
Воспитание
активной личности
Звенья научного творчества.
Название
Содержание
Постановка проблемы
Результат
- Возникновение проблемной ситуации
- Осознание противоречия
- Формулирование проблемы
Поиск решения
Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения
- Выдвижение гипотез
- Проверка гипотез
Выражение решения
Решение – понимание нового знания
- Выражение нового знания научным языком в принятой форме
Реализация продукта
Продукт – рукопись книги, статьи, доклада, реферата и т.д.
- Представление продукта людям через выступление
Реализованный продукт – формула, правило и т.д.
Структура урока с применением проблемно-поисковых технологий:
Цель: формирование новых понятий и алгоритмов (расширение понятийной базы)
Этапы:
- Самоопределение к деятельности.
- Актуализация.
- Постановка учебной проблемы.
- Открытие нового знания.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Повторение и включение в систему знаний.
- Рефлексия.
- Домашняя работа.
Результат: знание нового алгоритма, определение понятия
метода построения и применения
I этап. Самоопределение к деятельности.
Цели: создание положительного самоопределения к деятельности на уроке; обозначение области в учебном содержании.
Хочу, потому что смогу
желание возможности
Средства: беседа (область в учебном содержании)
сообщение,
добрые пожелания,
алгоритм помощник,
загадка…
Результат: внутренняя актуализация,
положительное личностное отношение к
включению в учебную деятельность.
II этап. Актуализация.
Цели: воспроизведение учащимися ЗУНов, необходимых и достаточных для открытия нового знания.
ЗУН достаточные и необходимые.
Затруднения в индивидуальной деятельности.
Средства: фронтальная беседа,
решение задач,
заполнение таблиц и схем,
мыслительная гимнастика.
Результат: фиксация затруднения в
деятельности.
III этап. Постановка учебной проблемы.
Цель: постановка учебной проблемы.
- Тема урока - Вопрос, ответ на
который –
новое знание.
Средства: «яркое пятно»,
побуждающий или подводящий диалоги,
сообщение темы урока с мотивирующим
приёмом,
создание проблемной ситуации.
Результат: учебная программа,
цели урока
IV этап. Открытие нового знания.
Цель: открытие нового знания.
Факт. Правило. Понятие. Закономерность.
единичная алгоритм существенные связи
информация действий признаки
о понятиях
Средства: гипотезы: подводящий диалог:
- выдвижение - от проблемы
- проверка - без проблемы.
Результат: понимание нового знания большинством класса.
V этап. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: вербальное фиксирование нового знания
Запись нового алгоритма, понятия, правила,
факта.
Средства: языковые, символические, знаковые
все возможные для структурирования
нового знания
Результат: структурное оформление новой
информации
(рисунки, схемы, записи, тексты –
должны сопоставлять между собой и
их выражение в громкой речи)
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: демонстрация самому ученику фиксацию
нового знания в его сознании.
Ситуация успеха и её самоощущение.
Средства: самостоятельная работа, самоконтроль,
самооценка
небольшой объём
письменная работа
индивидуальная деятельность
Результат: индивидуальная рефлексия
адекватная самооценка.
VII этап. Повторение и включение в систему знаний.
Цель: включение нового уточнённого знания в систему.
Установка локальных связей нового знания с имеющимися.
Подготовка места для следующего нового знания.
Средства: решение заданий по выбору,
использование нового знания совместно с
изученным,
задания с элементами проектирования.
Результат: выявление границ новых знаний,
выделение новых знаний из ранее известных,
установление связей между новыми знаниями и
ранее полученными.
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание метода собственной познавательной
деятельности.
Отличие новой ситуации.
Инструмент перехода от известного к его применению.
Границы применения.
Средства: беседа, самостоятельная работа
- Чему научились?
- Что вам позволило выйти из затруднения?
Результат: знание нового алгоритма, определение понятия
метода построения
и применения
АЛГОРИТМ.
- Выделить и сформулировать новое знание.
- Смоделировать способ открытия нового знания.
- Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
- Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения.
- Подобрать упражнения для этапа актуализации.
- Смоделировать затруднение и способы его фиксации.
- Сконструировать диалог или проблемную ситуацию.
- Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
- Определить приёмы организации первичного закрепления.
- Подобрать задания на этап повторения по уровням.
- Прописать план-конспект урока.
- Провести анализ урока.
- Внести коррективы в план-конспект.