Учитель биологии Фасахова А.В.
ПР №11 "Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере коллекций)" 8 класс
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Цель: научиться различать развитие насекомых с полным и неполным превращением.
Оборудование: тесты, карточки, рисунки стадий развития насекомых, схемы.
Ход работы
1. Рассмотрите типы постэмбрионального развития насекомых, сравните их между собой.
Развитие
Неполное превращение | Полное превращение |
– личинки ___________ со взрослыми особями; | – личинки совершенно не похожи/ похожи на имаго; |
– личинки растут, линяют, становятся все больше похожи/ непохожи на взрослое насекомое, переход осуществляется постепенно; | – личинки растут, линяют, но остаются похожи/не похожи на взрослое насекомое и после последней линьки превращаются в _______________; |
– стадия куколки отсутствует/присутствует; | – стадия куколки отсутствует/присутствует;; |
– ______________________________ | – __________________________________ примеры |
2. В соответствии с типом развития класс насекомых разделяется на отряды насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением.
Насекомые
С неполным превращением | С полным превращением |
Отряд ___________________ Отряд _________________ Отряд _______________________ Отряд _______________________ Отряд ______________________ Отряд _______________________ Отряд ______ Отряд ___________________ | Отряд ______________ Отряд _________ Отряд ______________ Отряд _______ Отряд _____________________ Отряд __________________ |
3. Прочитайте текст и ознакомьтесь с его содержимым.
Какое значение в жизни насекомого имеет стадия личинки?
Местообитание, пища, способ питания у личинки и взрослого насекомого отличаются. Например, гусеница бабочки, по внешнему виду похожая на кольчатого червя, питается листьями и имеет грызущий ротовой аппарат, а у бабочки сосущий ротовой аппарат и питается она нектаром. У кузнечиков, которые развиваются с неполным превращением, личинки и взрослые насекомые внешне похожи, питаются растениями и имеют грызущий ротовой аппарат. Весной у кузнечиков из яиц появляются личинки, которые после трёх линек превращаются во взрослых насекомых. Это происходит в начале июля. Таким образом, личинки и взрослые кузнечики в одно и тоже время не живут. Эти особенности развития устраняют конкуренцию между личинками и взрослыми насекомыми, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основании текста сформулируйте вывод и запишете в тетрадь.
Вывод: ________________________________________________________________________________
Задания 1: В развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия: 1) куколки 2) взрослого насекомого 3) яйца 4) личинки | Задания 2: В процессе индивидуального развития бабочка капустной белянки появляется из: 1) яйца 2) куколки 3) личинки 4) гусеницы |
Задания 3: Постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для: 1) паука-крестовика 2) майского жука 3) рыжего таракана 4) зеленого кузнечика | Задания 4: Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца: 1) личинка, взрослая особь, куколка 2) куколка, личинка, взрослая особь 3) личинка, куколка, взрослая особь 4) куколка, взрослая особь, личинка |
Задания 5: Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи 1) яйцо 2) взрослый организм 3) личинка 4) куколка | Задания 6: У насекомых с полным превращением 1) личинка похожа на взрослое насекомое 2) за стадией личинки следует стадия куколки 3) во взрослое насекомое превращается личинка 4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей |
Установите соответствие между типом развития насекомых и характерными для него признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задания 7: ПРИЗНАК А) развитие происходит в четыре стадии Б) у личинки тело разделено на три отдела В) личинка похожа на взрослое насекомое Г) в цикле развития присутствует стадия куколки Д) личинка и взрослое насекомое имеют отличное внешнее строение | ТИП РАЗВИТИЯ 1) с неполным превращением 2) с полным превращением |
Задания 8: ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗМОВ: А) кузнечик зелёный Б) майский жук В) саранча перелётная Г) комнатная муха Д) капустная белянка (капустница) | ТИПЫ НЕПРЯМОГО РАЗВИТИЯ: 1) с полным превращением 2) с неполным превращением |
Задания 9: Установите последовательность стадий развития божьей коровки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) взрослое насекомое 2) личинка 3) куколка 4) яйцо ______________ | Задания 10: Для капустной белянки характерен следующий цикл развития: 1) яйцо — - личинка — - куколка — - взрослое насекомое 2) яйцо — - куколка — - личинка — - взрослое насекомое 3) взрослое насекомое — - яйцо — - личинка 4) взрослое насекомое — - личинка — - куколка — - яйцо |
Оценка: _____Учитель:___________/Фасахова А.В. /
роспись
ПР №11 "Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере коллекций)" 8 класс
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Цель: научиться различать развитие насекомых с полным и неполным превращением.
Оборудование: тесты, карточки, рисунки стадий развития насекомых, схемы.
Ход работы
1. Рассмотрите типы постэмбрионального развития насекомых, сравните их между собой.
Развитие
Неполное превращение | Полное превращение |
– личинки сходны со взрослыми особями; | – личинки совершенно не похожи на имаго; |
– личинки растут, линяют, становятся все больше похожи на взрослое насекомое, переход осуществляется постепенно; | – личинки растут, линяют, но остаются не похожи на взрослое насекомое и после последней линьки превращаются в куколку; |
– стадия куколки отсутствует; | – внутри куколки идет полная перестройка многих систем органов, формирование крыльев, конечностей; |
– кузнечики, тараканы, клопы, стрекозы | – жуки, бабочки, осы, пчелы, муравьи, мухи |
2. В соответствии с типом развития класс насекомых разделяется на отряды насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением.
Насекомые
С неполным превращением | С полным превращением |
Отряд прямокрылые Отряд термиты Отряд тараканы и богомолы Отряд стрекозы Отряд равнокрылыес Отряд поденки Отряд клопы Отряд пухоеды и вши | Отряд ручейники Отряд бабочки Отряд жуки Отряд блохи Отряд перепончатокрылые Отряд двукрылые |
3. Прочитайте текст и ознакомьтесь с его содержимым.
Какое значение в жизни насекомого имеет стадия личинки?
Местообитание, пища, способ питания у личинки и взрослого насекомого отличаются. Например, гусеница бабочки, по внешнему виду похожая на кольчатого червя, питается листьями и имеет грызущий ротовой аппарат, а у бабочки сосущий ротовой аппарат и питается она нектаром. У кузнечиков, которые развиваются с неполным превращением, личинки и взрослые насекомые внешне похожи, питаются растениями и имеют грызущий ротовой аппарат. Весной у кузнечиков из яиц появляются личинки, которые после трёх линек превращаются во взрослых насекомых. Это происходит в начале июля. Таким образом, личинки и взрослые кузнечики в одно и тоже время не живут. Эти особенности развития устраняют конкуренцию между личинками и взрослыми насекомыми, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида.
Основные функции личиночной стадии — питание, рост, развитие. В развитии насекомых личинка — единственная растущая стадия. Ее размеры могут увеличиваться в десятки и сотни раз. Поэтому личинки несколько раз проходят линьку, сбрасывая старую кутикулу в виде личиночной шкурки и одновременно образуя новую, рассчитанную на дальнейший рост.
На основании текста сформулируйте вывод и запишете в тетрадь.
Вывод: ________________________________________________________________________________
Задания 1: В развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия: 1) куколки 2) взрослого насекомого 3) яйца 4) личинки | Задания 2: В процессе индивидуального развития бабочка капустной белянки появляется из: 1) яйца 2) куколки 3) личинки 4) гусеницы |
Задания 3: Постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для: 1) паука-крестовика 2) майского жука 3) рыжего таракана 4) зеленого кузнечика | Задания 4: Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца: 1) личинка, взрослая особь, куколка 2) куколка, личинка, взрослая особь 3) личинка, куколка, взрослая особь 4) куколка, взрослая особь, личинка |
Задания 5: Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи 1) яйцо 2) взрослый организм 3) личинка 4) куколка | Задания 6: У насекомых с полным превращением 1) личинка похожа на взрослое насекомое 2) за стадией личинки следует стадия куколки 3) во взрослое насекомое превращается личинка 4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей |
Установите соответствие между типом развития насекомых и характерными для него признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задания 7: ПРИЗНАК А) развитие происходит в четыре стадии 2 Б) у личинки тело разделено на три отдела1 В) личинка похожа на взрослое насекомое 1 Г) в цикле развития присутствует стадия куколки 2 Д) личинка и взрослое насекомое имеют отличное внешнее строение 2 | ТИП РАЗВИТИЯ 1) с неполным превращением 2) с полным превращением |
Задания 8: ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗМОВ: А) кузнечик зелёный 2 Б) майский жук 1 В) саранча перелётная 2 Г) комнатная муха 1 Д) капустная белянка (капустница) 1 | ТИПЫ НЕПРЯМОГО РАЗВИТИЯ: 1) с полным превращением 2) с неполным превращением |
Задания 9: Установите последовательность стадий развития божьей коровки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) взрослое насекомое 2) личинка 3) куколка 4) яйцо 4231 | Задания 10: Для капустной белянки характерен следующий цикл развития: 1) яйцо — - личинка — - куколка — - взрослое насекомое 2) яйцо — - куколка — - личинка — - взрослое насекомое 3) взрослое насекомое — - яйцо — - личинка 4) взрослое насекомое — - личинка — - куколка — - яйцо |