СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПР №11 "Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере коллекций)" 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПР№11 б8

Просмотр содержимого документа
«ПР №11 "Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере коллекций)" 8 класс»

Учитель биологии Фасахова А.В.


ПР №11 "Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере коллекций)" 8 класс

Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________

Цель: научиться различать развитие насекомых с полным и неполным превращением.

Оборудование: тесты, карточки, рисунки стадий развития насекомых, схемы.

Ход работы

1. Рассмотрите типы постэмбрионального развития насекомых, сравните их между собой.

Развитие

Неполное превращение

Полное превращение

– личинки ___________ со взрослыми особями;

– личинки совершенно не похожи/ похожи на имаго;

– личинки растут, линяют, становятся все больше похожи/ непохожи на взрослое насекомое, переход осуществляется постепенно;

– личинки растут, линяют, но остаются похожи/не похожи на взрослое насекомое и после последней линьки превращаются в _______________;

– стадия куколки отсутствует/присутствует;

– стадия куколки отсутствует/присутствует;;

– ______________________________

– __________________________________ примеры


2. В соответствии с типом развития класс насекомых разделяется на отряды насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением.

Насекомые

С неполным превращением

С полным превращением

Отряд ___________________

Отряд _________________

Отряд _______________________

Отряд _______________________

Отряд ______________________

Отряд _______________________

Отряд ______

Отряд ___________________

Отряд ______________

Отряд _________

Отряд ______________

Отряд _______

Отряд _____________________

Отряд __________________



3. Прочитайте текст и ознакомьтесь с его содержимым.

Какое значение в жизни насекомого имеет стадия личинки?

Местообитание, пища, способ питания у личинки и взрослого насекомого отличаются. Например, гусеница бабочки, по внешнему виду похожая на кольчатого червя, питается листьями и имеет грызущий ротовой аппарат, а у бабочки сосущий ротовой аппарат и питается она нектаром. У кузнечиков, которые развиваются с неполным превращением, личинки и взрослые насекомые внешне похожи, питаются растениями и имеют грызущий ротовой аппарат. Весной у кузнечиков из яиц появляются личинки, которые после трёх линек превращаются во взрослых насекомых. Это происходит в начале июля. Таким образом, личинки и взрослые кузнечики в одно и тоже время не живут. Эти особенности развития устраняют конкуренцию между личинками и взрослыми насекомыми, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На основании текста сформулируйте вывод и запишете в тетрадь.

Вывод: ________________________________________________________________________________

Задания 1: В развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия:

1) куколки

2) взрослого насекомого

3) яйца

4) личинки

Задания 2: В процессе индивидуального развития бабочка капустной белянки появляется из:

 1) яйца

2) куколки

3) личинки

4) гусеницы

Задания 3: Постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для:

1) паука-крестовика

2) майского жука

3) рыжего таракана

4) зеленого кузнечика

Задания 4: Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца:

1) личинка, взрослая особь, куколка

2) куколка, личинка, взрослая особь

3) личинка, куколка, взрослая особь

4) куколка, взрослая особь, личинка

Задания 5: Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи

1) яйцо

2) взрослый организм

3) личинка

4) куколка

Задания 6: У насекомых с полным превращением

1) личинка похожа на взрослое насекомое

2) за стадией личинки следует стадия куколки

3) во взрослое насекомое превращается личинка

4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей

Установите соответствие между типом развития насекомых и характерными для него признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задания 7:

ПРИЗНАК
А) развитие происходит в четыре стадии
Б) у личинки тело разделено на три отдела
В) личинка похожа на взрослое насекомое
Г) в цикле развития присутствует стадия куколки
Д) личинка и взрослое насекомое имеют отличное внешнее строение

ТИП РАЗВИТИЯ
1) с неполным превращением
2) с полным превращением


Задания 8:

 ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗМОВ:
А) кузнечик зелёный
Б) майский жук
В) саранча перелётная
Г) комнатная муха
Д) капустная белянка (капустница)


ТИПЫ НЕПРЯМОГО РАЗВИТИЯ:
1) с полным превращением
2) с неполным превращением

Задания 9:

Установите последовательность стадий развития божьей коровки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) взрослое насекомое
2) личинка
3) куколка
4) яйцо

______________

Задания 10:

Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:

 1) яйцо — - личинка — - куколка — - взрослое насекомое

2) яйцо — - куколка — - личинка — - взрослое насекомое

3) взрослое насекомое — - яйцо — - личинка

4) взрослое насекомое — - личинка — - куколка — - яйцо




Оценка: _____Учитель:___________/Фасахова А.В. /

роспись









































ПР №11 "Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере коллекций)" 8 класс

Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________

Цель: научиться различать развитие насекомых с полным и неполным превращением.

Оборудование: тесты, карточки, рисунки стадий развития насекомых, схемы.

Ход работы

1. Рассмотрите типы постэмбрионального развития насекомых, сравните их между собой.

Развитие

Неполное превращение

Полное превращение

– личинки сходны со взрослыми особями;

– личинки совершенно не похожи на имаго;

– личинки растут, линяют, становятся все больше похожи на взрослое насекомое, переход осуществляется постепенно;

– личинки растут, линяют, но остаются не похожи на взрослое насекомое и после последней линьки превращаются в куколку;

– стадия куколки отсутствует;

– внутри куколки идет полная перестройка многих систем органов, формирование крыльев, конечностей;

– кузнечики, тараканы, клопы, стрекозы

– жуки, бабочки, осы, пчелы, муравьи, мухи


2. В соответствии с типом развития класс насекомых разделяется на отряды насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением.

Насекомые

С неполным превращением

С полным превращением

Отряд прямокрылые

Отряд термиты

Отряд тараканы и богомолы

Отряд стрекозы

Отряд равнокрылыес

Отряд поденки

Отряд клопы

Отряд пухоеды и вши

Отряд ручейники

Отряд бабочки

Отряд жуки

Отряд блохи

Отряд перепончатокрылые

Отряд двукрылые





3. Прочитайте текст и ознакомьтесь с его содержимым.

Какое значение в жизни насекомого имеет стадия личинки?

Местообитание, пища, способ питания у личинки и взрослого насекомого отличаются. Например, гусеница бабочки, по внешнему виду похожая на кольчатого червя, питается листьями и имеет грызущий ротовой аппарат, а у бабочки сосущий ротовой аппарат и питается она нектаром. У кузнечиков, которые развиваются с неполным превращением, личинки и взрослые насекомые внешне похожи, питаются растениями и имеют грызущий ротовой аппарат. Весной у кузнечиков из яиц появляются личинки, которые после трёх линек превращаются во взрослых насекомых. Это происходит в начале июля. Таким образом, личинки и взрослые кузнечики в одно и тоже время не живут. Эти особенности развития устраняют конкуренцию между личинками и взрослыми насекомыми, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида.

Основные функции личиночной стадии — питание, рост, развитие. В развитии насекомых личинка — единственная растущая стадия. Ее размеры могут увеличиваться в десятки и сотни раз. Поэтому личинки несколько раз проходят линьку, сбрасывая старую кутикулу в виде личиночной шкурки и одновременно образуя новую, рассчитанную на дальнейший рост.



На основании текста сформулируйте вывод и запишете в тетрадь.

Вывод: ________________________________________________________________________________

Задания 1: В развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия:

1) куколки

2) взрослого насекомого

3) яйца

4) личинки

Задания 2: В процессе индивидуального развития бабочка капустной белянки появляется из:

 1) яйца

2) куколки

3) личинки

4) гусеницы

Задания 3: Постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для:

1) паука-крестовика

2) майского жука

3) рыжего таракана

4) зеленого кузнечика

Задания 4: Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца:

1) личинка, взрослая особь, куколка

2) куколка, личинка, взрослая особь

3) личинка, куколка, взрослая особь

4) куколка, взрослая особь, личинка

Задания 5: Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи

1) яйцо

2) взрослый организм

3) личинка

4) куколка

Задания 6: У насекомых с полным превращением

1) личинка похожа на взрослое насекомое

2) за стадией личинки следует стадия куколки

3) во взрослое насекомое превращается личинка

4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей

Установите соответствие между типом развития насекомых и характерными для него признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задания 7:

ПРИЗНАК
А) развитие происходит в четыре стадии 2
Б) у личинки тело разделено на три отдела1
В) личинка похожа на взрослое насекомое 1
Г) в цикле развития присутствует стадия куколки 2
Д) личинка и взрослое насекомое имеют отличное внешнее строение 2

ТИП РАЗВИТИЯ
1) с неполным превращением
2) с полным превращением


Задания 8:

 ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗМОВ:
А) кузнечик зелёный 2
Б) майский жук 1
В) саранча перелётная 2
Г) комнатная муха 1
Д) капустная белянка (капустница) 1

ТИПЫ НЕПРЯМОГО РАЗВИТИЯ:
1) с полным превращением
2) с неполным превращением

Задания 9:

Установите последовательность стадий развития божьей коровки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) взрослое насекомое
2) личинка
3) куколка
4) яйцо

4231

Задания 10:

Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:

 1) яйцо — - личинка — - куколка — - взрослое насекомое

2) яйцо — - куколка — - личинка — - взрослое насекомое

3) взрослое насекомое — - яйцо — - личинка

4) взрослое насекомое — - личинка — - куколка — - яйцо












Скачать

© 2023 5250 560

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя