Учитель биологии Фасахова А.В.
ПР №12 "Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания"
9 класс
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Цель: Определение частоты дыхания в различных физических состояниях, установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.
Оборудование: секундомер.
Ход работы:
-
Подсчитайте число дыхательных движений в положении сидя.
-
Подсчитайте число дыхательных движений в положении стоя.
-
Подсчитайте число дыхательных движений после 10 приседаний.
-
Полученные результаты внесите в таблицу:
Физическое состояние | Число дыхательных движений |
В положении - сидя | |
- стоя | |
После 10 приседаний | |
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5.Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3-4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется (1 этап)
6. Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе (2 этап)
7.Отдохните ровно минуту и повторите п.5
8.Результаты внесите в таблицу
Этапы работы | Время |
1 этап сидя | |
2 этап после 20 приседаний | |
3 этап отдохнуть минуту | |
9.Оцените полученные результаты с помощью таблицы, сделайте вывод.
Состояние здоровья | 1-й этап работы | 2-й этап работы | 3-й этап работы |
Здоров, тренирован | 50-70с | Более 50% 1-го этапа | Более 1005 1-этапа |
Здоров, нетренирован | 45-50с | 30-50% 1-го этапа | 70-100% 1-го этапа |
Скрытая недостаточность кровообращения | 30-45с | Менее 30 % 1-го этапа | Менее 70% 1-го этапа |
ВЫВОД Почему количество дыхательных движений со временем восстанавливается?
Как вы думаете, у всех в классе будут одинаковые результаты? Почему? Какие факторы влияют на частоту дыхания? Сравнение с табличными данными.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка: _____Учитель:___________/Фасахова А.В. /
ПР №12 "Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания"
9 класс
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Цель: Определение частоты дыхания в различных физических состояниях, установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.
Оборудование: секундомер.
Ход работы:
-
Подсчитайте число дыхательных движений в положении сидя.
-
Подсчитайте число дыхательных движений в положении стоя.
-
Подсчитайте число дыхательных движений после 10 приседаний.
-
Полученные результаты внесите в таблицу:
Физическое состояние | Число дыхательных движений |
В положении - сидя | |
- стоя | |
После 10 приседаний | |
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5.Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3-4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется (1 этап)
6. Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе (2 этап)
7.Отдохните ровно минуту и повторите п.5
8.Результаты внесите в таблицу
Этапы работы | Время |
1 этап сидя | |
2 этап после 20 приседаний | |
3 этап отдохнуть минуту | |
9.Оцените полученные результаты с помощью таблицы, сделайте вывод.
Состояние здоровья | 1-й этап работы | 2-й этап работы | 3-й этап работы |
Здоров, тренирован | 50-70с | Более 50% 1-го этапа | Более 1005 1-этапа |
Здоров, нетренирован | 45-50с | 30-50% 1-го этапа | 70-100% 1-го этапа |
Скрытая недостаточность кровообращения | 30-45с | Менее 30 % 1-го этапа | Менее 70% 1-го этапа |
ВЫВОД Почему количество дыхательных движений со временем восстанавливается?
Как вы думаете, у всех в классе будут одинаковые результаты? Почему? Какие факторы влияют на частоту дыхания? Сравнение с табличными данными
Отдых. Неодинаковые, тк физическая выносливость разная.
Число вдохов после физической нагрузки больше, чем число вдохов в спокойном состоянии. Так происходит, потому что во время бега активно задействуются мышцы тела, которые потребляют для своей работы энергию. В ходе опыта было установлено, что частота дыхания прямо пропорционально зависит от физической нагрузки на организм.
Так происходит, потому что при глубоком вдохе в организм попадает больше воздуха, нежели при обычном вдохе. Соответственно, все клетки организма получают достаточное количество кислорода для выработки энергии и какой-то промежуток времени могут обходиться без его очередной порции.
Влияние различных факторов на частоту дыхания
1. Возраст человека. Молодые дышат чаще взрослых, так как им присущ более активный обмен веществ: они выделяют в единицу времени больше углекислоты, чем взрослые.
2. Пол. У женщин дыхание чаще, чем у мужчин. Беременные дышат чаще небеременных.
3.Большую роль играет и величина тела человека. Известно, что худые люди дышат чаще крупных:. Это объясняется более активным обменом веществ и большей потерей тепла у худых людей.
4. Время дня. Ночью, во время покоя, когда газообмен уменьшается, частота дыхательных движений меньше, чем днем.
5. Время года. Летом при высокой температуре окружающей среды, а также в душных, теплых помещениях, с повышенной влажностью, дыхание сильно учащается.
6. Мышечная работа увеличивает как поглощение кислорода, так и"выделение углекислоты, что резко учащает дыхание.
7. Положение тела. Людям легче всего дышать в стоячем положении.
8. Психическое возбуждение человека. Присутствие постороннего лица или незнакомая обстановка могут служить причиной учащенного дыхания у легко возбудимых и пугливых людей.
Оценка: _____Учитель:___________/Фасахова А.В. /