Практические занятия № 16
Тема: Решение кейса «Отпуск материалов в производство.
Отчеты по движению запасов»
Цель: Документальное оформление отпуска материальных запасов в производство и составление отчетов и движении запасов
Задание
-
15.02.2022 в столярный цех на производство столов ку- хонных по требованию-накладной №2 со склада материалов пе- реданы материалы:
№ | Наименование материала | Счет затрат | Един. изм. | Кол-во затребовано | Кол-во отпущено |
1 | Брус осиновый | 20 | куб. м. | 0.250 | 0.250 |
2 | Плита ДСП 1.2х1.2 | 20 | шт. | 100.000 | 100.000 |
3 | Шпон дубовый 1200 мм | 20 | м | 100.000 | 100.000 |
4 | Лак МЛП | 20 | л | 25.000 | 25.000 |
5 | Морилка темная спиртовая | 20 | л | 10.000 | 10.000 |
6 | Шурупы 6 мм | 20 | кг | 10.000 | 10.000 |
7 | Шурупы 13 мм | 20 | кг | 7.000 | 7.000 |
Задание № 11-3
С помощью документа «Требование-накладная» отразить в уче- те передачу 15.02.2022 на производство столов кухонных материалов со склада материалов (номенклатурная группа – «Столы кухонные», ста- тья затрат «Материальные затраты»).
Данные для контроля: 9532.35 – сумма операции от 15.02.2022
Решение:
Требование-накладная → вывести на экран форму
«Требование-накладная: Новый»;
В шапке формы документа указать:
Склады (места хранения)).
Табличную часть закладки Материалы заполнить подбором. На закладке Счета затрат указать:
-
в реквизите Счет (БУ) - 20.01 (выбрать из плана счетов бухгал- терского учета);
-
в реквизите Подразделение - Столярный цех (выбрать из спра- вочника Подразделения организаций );
-
в реквизите Номенклатурная группа - Столы кухонные (вы- брать из справочника Номенклатурные группы);
-
в реквизите Статья затрат - Материальные затраты (вы- брать из справочника Статьи затрат);
-
в реквизите Счет (НУ) оставить значение, подставленной про- граммой по умолчанию, - 20.01.1 «Прямые расходы основного производства»;
-
аналитические признаки (субконто) для счета налогового учета
20.01.1 также оставить без изменения (соответствуют субконто по бухгалтерскому учету).
При проведении документа будет сформировано по семь бух- галтерских (рис.11-6) и налоговых проводок на общую сумму 9467 руб. по каждому виду учета (рис. 11-7).
Рис. 11-6. Бухгалтерские проводки на отпуск материалов в производ- ство
Рис. 11-7. Анализ счета 20.01 за 15.02.2022
-
16.02.2022 в столярный цех на производство столов обе- денных по требованию-накладной № 3 со склада материалов пе- реданы материалы:
№ | Наименование материала | Счет затрат | Един. изм. | Кол-во затребовано | Кол-во отпущено |
1 | Брус осиновый | 20 | куб. м. | 0. 250 | 0. 250 |
2 | Плита ДСП 1.0х0.6 | 20 | шт. | 200. 000 | 200. 000 |
3 | Шпон ореховый 1000 мм | 20 | м | 200. 000 | 200. 000 |
4 | Лак МЛП | 20 | л | 20. 000 | 20. 000 |
5 | Морилка спиртовая темная | 20 | л | 5. 000 | 5. 000 |
6 | Шурупы 6 мм | 20 | кг | 6. 000 | 6. 000 |
7 | Шурупы 13 мм | 20 | кг | 15. 500 | 15. 500 |
Задание № 11-4
Отразить в учете передачу 16.02.2022 материалов на производст- во столов обеденных (номенклатурная группа – «Столы обеденные», ста- тья затрат «Материальные затраты»).
Данные для контроля: 14238.00 – сумма операции от 16.02.2022.
Решение: см. решение задания № 11-3. При проведении документа будет сформировано по семь бух- галтерских и налоговых проводок на общую сумму 14238 руб. по ка- ждому виду учета (рис. 11-8).
Рис. 11-8. Анализ счета 20.01 за 16.02.2008
Отпуск материалов при отсутствии достаточного запаса на складе
Если требуемых материалов на складе нет или они есть, но в недостаточном количестве, то в требовании-накладной в графе «От- пущено» проставляются реальные цифры отпуска материалов.
Если требуемые материалы на складе есть, но они еще не опри- ходованы, то на них выписывается расходная накладная, и материалы передаются в производство. Требование-накладная заполняется так же, как и при отпуске оприходованных материалов, но после закры- тия документа проводки не формируются, о чем выдается на экран соответствующее сообщение.
После оформления поступления материалов на склад требова- ние-накладная проводится. Для этого двойным щелчком по записи с реквизитами операции на экран выводится форма требования- накладной и документ еще раз закрывается командой , что фор- мирует соответствующие проводки. Проводки необходимо сформи- ровать до закрытия отчетного периода.
Информация № 11-3
17.02.2022 в столярный цех на производство столов пись- менных со склада материалов по требованию-накладной № 4 за- требованы материалы.
№ | Наименование материала | Счет затрат | Ед. изм. | Кол-во затребовано |
1 | Брус осиновый | 20 | куб. м. | 0.750 |
2 | Плита ДСП 1.2х1.2 | 20 | шт. | 240.000 |
3 | Шпон ореховый 1000 мм | 20 | м | 320.000 |
4 | Лак МЛП | 20 | л | 20.000 |
5 | Морилка спиртовая темная | 20 | л | 5.000 |
6 | Шурупы 6 мм | 20 | кг | 23.000 |
7 | Шурупы 13 мм | 20 | кг | 11.500 |
При отпуске материалов выяснилось, что не все требуемые материалы имеются в достаточном количестве, поэтому в требо- вание-накладную необходимо будет ввести соответствующие кор- рективы.
Задание № 11-5
Отразить в учете отпуск материалов, затребованных на произ- водство столов письменных 17.02.2022 (номенклатурная группа – «Сто- лы письменные», статья затрат «Материальные затраты»).
Решение:
вывести на экран форму Требование-накладная: Но
В окне сообщений (рис. 11-9) программа сообщает, что не дос- тает 91 шт. материала Плита ДСП 1.2х1.2 из затребованных 240 шт. и 21 м материала Шпон ореховый 1000 мм из затребованных 320м.
После того, как кладовщик отпустит имеющееся количество ма- териала, в графу «Отпущено» внести исправления: и записать реаль- ные цифры из накладной кладовщика (в нашем случае 149 шт. и 299 м). Щелчком мыши по кнопке провести документ.
Рис. 11-9. Диагностика проведения документа
«Требование-накладная»
Требование-накладная, после коррекции количества отпущен- ных материалов, будет иметь такой вид:
Требование-накладная № 4
№ | Наименование материала | Счет затрат | Ед. изм. | Кол-во затребовано | Кол-во отпущено |
1 | Брус осиновый | 20 | куб. м. | 0.750 | 0.750 |
2 | Плита ДСП 1.2х1.2 | 20 | шт. | 240. 000 | 149. 000 |
3 | Шпон ореховый 1000 мм | 20 | м | 320. 000 | 299. 000 |
4 | Лак ЛМП-766 | 20 | л | 20. 000 | 20. 000 |
5 | Морилка спиртовая темная | 20 | л | 5. 000 | 5. 000 |
6 | Шурупы 2х6 мм | 20 | кг | 23. 000 | 23. 000 |
7 | Шурупы 4х13 мм | 20 | кг | 11. 500 | 11. 500 |
Информация № 11-4
20.02.2022 для производства столов письменных по требова- нию-накладной № 5 выписаны недостающие материалы на про- изводство столов письменных.
Требование-накладная № 5 от 20.02.2022
№ | Наименование материала | Счет затрат | Един. изм. | Кол-во затребовано |
1 | Плита ДСП 1.2х1.2 | 20 | шт. | 91.000 |
2 | Шпон ореховый 1000 мм | 20 | м | 21.000 |
Кладовщик сообщил, что необходимые производству мате- риалы поступят во второй половине дня.
Задание № 11-6
-
С помощью документа «Требование-накладная» подготовить требование-накладную №5 от 20.02.2022 на передачу в производство недостающих материалов.
-
Попытаться провести документ.
-
Сохранить документ в информационной базе.
Данные для контроля: отсутствие признака проведения доку- мента.
Решение:
вывести на экран и заполнить форму документа «Тре- бование-накладная» № 5 от 20.02.2022;
-
щелкнуть по кнопке и убедиться, что операция проведе- ния не выполнена ввиду отсутствия материалов на складе;
-
сохранить документ по кнопке Записать и закрыть форму по кнопке .
Самостоятельно проверьте, что в списке «Требования- накладные» у введенного документа отсутствует признак прове- дения.
Информация № 11-4 (продолжение)
Вечером 20.02.2022 в бухгалтерию ЗАО ЭПОС передан при- ходный ордер № 3 от 20.02.2022, счет-фактура № 845 от 20.02.2022и счет № 40 от 20.02.2022, поступившие от поставщика НПО «Бо- ровик» в соответствии с договором № ПМ-Б 10/1 от 10.02.2022.
В счете №40 от 20.02.2022 указано:
Наименование | Ед. изм. | Кол-во | Цена | Сумма |
Плита ДСП 1.2х1.2 | шт. | 100 | 16.00 | 1 600.00 |
Шпон ореховый 1000 мм | м | 100 | 60.00 | 6 000.00 |
Итого | 7 600,00 |
НДС 18% | 1 368.00 |
Всего | 8 968.00 |
Задание № 11-7
С помощью документа «Поступление товаров и услуг» отразить в учете операцию оприходования материалов, поступивших на склад материалов 20.02.2022,.
Решение:
→ Выбор вида операции документа → Покупка, ко- миссия → вывести на экран форму Поступление това- ров и услуг: покупка, комиссия. Новый.
В шапке формы указать:
-
в реквизите от - 20.02.2022 (дата оприходования);
-
в реквизите Склад - Склад материалов (выбором из справочни- ка Склады (места хранения));
-
в реквизите Контрагент - Боровик НПО (выбором из справоч- ника Контрагенты);
-
в реквизите Договор - Договор № ПМ-Б 10/1 от 10.01.2022 (вы- бором из справочника Договоры контрагентов).
На закладке Товары щелчком по кнопке Подбор открыть форму подбора номенклатуры в документ, установить флажки запрашивать Количество и Цена, открыть номенклатурную группу Мате- риалы и затем:
-
двойным щелчком щелкнуть на строке с наименованием перво- го поступившего материала Плита ДСП 1.2х1.2;
-
в дополнительной форме Количество и цена указать посту- пившее количество -100 шт. и цену на единицу измерения -16.00 руб., после чего щелкнуть по кнопке ;
-
в форме подбора номенклатуры выбрать второй поступивший материал и указать его количество -100 шт. и цену за единицу -
60.00 руб.;
На закладке Дополнительно указать:
На закладке Счет-фактура:
-
установить флажок Предъявлен счет-фактура;
-
в реквизитах Вх. номер и Вх. дата указать номер и дату счета- фактуры поставщика - 845, 20.02.2022;
Провести документ щелчком по пиктограмме
или командой меню Действия → Провести.
Щелчком по пиктограмме
открыть форму с движениями документа. Бухгалтерских проводок должно быть шесть (рис. 11-10):
-
первой проводкой отражается покупная стоимость первого ма- териала без налога;
-
второй проводкой отражается сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная поставщиком к оплате по этому ма- териалу;
-
третьей проводкой отражается сумма налога на добавленную стоимость к вычету;
-
четвертая-шестая проводки аналогичны первой-третьей, но от- носятся к остальным поступившим материалам.
Рис. 11-10. Бухгалтерские проводки по поступлению материалов 20 февраля
Щелчком по закладке
Налоговый учет формы с движениями документа открыть таблицу с налоговыми проводками этого доку- мента. Налоговых проводок должно быть две, обе по виду учета НУ, по одной на каждый материал на сумму расходов по приобретению без налога (рис. 11-11). Корреспондирующим счетом выступает вспо- могательный счет ПВ, объект аналитического учета - За плату.
Рис. 11-11. Налоговые проводки
по поступлению материалов 20 февраля
Решение:
-
в списке Требования-накладные установить курсор в строку с требованием-накладной № 5 от 20.02.2022 и двойным щелчком мыши (или нажатием на клавишу ) открыть форму до- кумента;
-
щелчком по кнопке попытаться провести документ (фор- ма при этом закроется).
В результате программа вновь выведет сообщение о недоста- точном количестве материалов, списываемых по данному документу. Обусловлено это тем, что документ «Поступление товаров и услуг»
№ 8 от 20.02.2022 введен в информационную базу позже документа
«Требование-накладная» № 5 от 20.02.2022. Следовательно, необхо- димо изменить время создания второго документа.
Задание № 11-9
Установить для документа «Поступление товаров и услуг» №8 от 20.02.2022 время создания на одну секунду раньше создания докумен- та «Требование-накладная» №5 от 20.02.2022.
Решение:
-
открыть Журнал операций и посмотреть время создания доку- ментов за 20 февраля, указанных в задании (рис. 11-12). Убедить- ся, что у документа Требование-накладная № 5 от 20.02.2022указано время создания 12:00:00 (первый документ за этот день), а у документа Поступление товаров и услуг» № 8 от 20.02.2022 на секунду больше 12:00:01 (второй документ за этот день);
Рис. 11-12. Расположение документов в Журнале операций до изменения времени их создания
) открыть форму документа;
-– щелкнуть по кнопке ;
-
вновь открыть Журнал операций и убедиться, что документы не только «поменялись местами», но и в том, что документ Тре- бование-накладная № 5 от 20.02.2022 успешно прошел проце- дуру проведения, в результате чего были сформированы про- водки (рис. 11-13).
Рис. 11-13. Расположение документов в Журнале операций
Анализ информации о движении запасов
Информацию о движении материалов на складе в стоимостном и количественном выражении можно получить с помощью стандарт- ных отчетов Оборотно-сальдовая ведомость по счету и Анализ счета.
Первый отчет позволяет получить информацию о сальдо на на- чало периода, обороте по дебету и кредиту за период и о сальдо на конец периода на счете 10 «Материалы». С помощью второго отчета можно получить информацию о корреспонденции счетов в операциях поступления и выбытия материалов.
Рис. 11-14. Данные об остатках материалов на 20.02.2022
Задание № 11-10
-
Проанализировать информацию об остатках материала Плита ДСП 1.0х0.6 на складе материалов по состоянию на 20.02.2022.
-
Определить, какого материала на 20.02.2022 осталось больше всего на складе в стоимостном выражении.
Решение: – меню Отчеты → Оборотно-сальдовая ведомость по счету →период с 01.02.2022 по 20.02.2022 → счет 10.01 → Настройка
→ закладка Детализация → удалить из списка вид субконто Склады → .