Учитель биологии Фасахова А.В.
ПР №5 "Исследование свойств кости" 9 класс
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Цель: изучить свойства декальцинированной и прокаленной кости.
Опыты, характеризующие свойства декальцинированной кости.
1.Поместить кость в раствор соляной кислоты на несколько дней.
Кость №3 выдержанна в растворе соляной кислоты. Наблюдаете ли вы какие-либо внешние отличия от кости №1? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что с ней произошло? Какие вещества растворяются после опыта? _____________________________.
Какими свойствами обладает эта кость? ____________________________________________________.
Какие химические вещества придают кости это важное свойство? Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
___________________вещества костной ткани растворились при воздействии _____________. В отсутствие _____________________ веществ кость теряет ____________________. Оставшаяся ______________________ составляющая придаёт кости гибкость и упругость.
Опыты, характеризующие свойства прокаленной кости.
2.Подвергнуть кость обжиганию.
Кость №2 хорошо прокаленная (сожженная). Какие внешние отличия от кости №1 вы заметили? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возьмите в руки прокаленную кость и попытайтесь ее сломать. Каковы наблюдения и результат? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что с ней произошло? Какие вещества растворяются после опыта? _____________________.
Какими свойствами обладает эта кость? ______________________________________________.
Какие вещества остались в кости после прокаливания? _____________________.
В ходе прокаливания сгорели _____________________ компоненты кости, и остались только _____________________________________ вещества.
3.На основе жизненного опыта и полученных знаний сравните кости детей и пожилых людей: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
ВЫВОД: Кость состоит из _________________ и __________________ соединений. Таким образом, мы подтвердили свое предположение о том, что ____________________ вещества (белки) придают кости упругость и эластичность, а __________________________________________ придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность. Кости выдерживают растяжение почти так же как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.
Оценка: _____Учитель:___________/Фасахова А.В. /
роспись
ПР №5 "Исследование свойств кости" 9 класс
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Цель: изучить свойства декальцинированной и прокаленной кости.
Опыты, характеризующие свойства декальцинированной кости.
1.Поместить кость в раствор соляной кислоты на несколько дней.
Кость №3 выдержанна в растворе соляной кислоты. Наблюдаете ли вы какие-либо внешние отличия от кости №1? она гибкая, легко гнется.
Что с ней произошло? Какие вещества растворяются после опыта? неорганические растворились.
Какими свойствами обладает эта кость? Она способна гнуться во все стороны, гибкость.
Какие химические вещества придают кости это важное свойство? Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность.
Минеральные вещества костной ткани растворились при воздействии кислоты. В отсутствие минеральных веществ кость теряет прочность. Оставшаяся органическая составляющая придаёт кости гибкость и упругость.
Опыты, характеризующие свойства прокаленной кости.
2.Подвергнуть кость обжиганию.
Кость №2 хорошо прокаленная (сожженная). Какие внешние отличия от кости №1 вы заметили? она обугленная, темная, хрупкая.
Возьмите в руки прокаленную кость и попытайтесь ее сломать. Каковы наблюдения и результат? она рассыпалась, но твердая Она твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
Что с ней произошло? Какие вещества сгорели после опыта? органические. Какими свойствами обладает эта кость? кости твердые, но весьма хрупкие.
Какие вещества остались в кости после прокаливания? неорганические
В ходе прокаливания сгорели органические компоненты кости, и остались только минеральные неорганические вещества.
3.На основе жизненного опыта и полученных знаний сравните кости детей и пожилых людей:
У ребенка больше органических веществ - кости гибкие. У стариков меняется состав костей, меньше становится органики, больше не органики, делающей кости хрупкими!
ВЫВОД: Кость состоит из неорганических и органических соединений. Таким образом, мы подтвердили свое предположение о том, что органические вещества (белки) придают кости упругость и эластичность, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность. Кости выдерживают растяжение почти так же как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.
Оценка: _____Учитель:___________/Фасахова А.В. /
роспись