ГБОУ города Москвы «Школы № 236 имени Героя Советского Союза Г.И. Щедрина»
Мастер-класс
по теме: «Прагматический подход в обучении английскому языку в начальной школе – как основа развития коммуникативной компетенции» (слайд 2)
Подготовила: (слайд 1)
Наседкина Елена Геннадьевна,
Учитель английского языка
1 квалификационной категории
Цель: поделиться с коллегами некоторыми приемами использования прагматического и мультисенсорного подходов, в обучении английскому языку в начальной школе, способствующие формированию у учащихся коммуникативной компетентности.
Ход мастер-класса
Вступление:
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! (Представление).
Слайд 3. Новая образовательная ситуация определила сегодня базовые принципы по которым должен строится урок английского языка:
личностно-ориентированный подход
деятельностный характера обучения
приоритет коммуникативной цели в обучении. Формирование коммуникативной компетенции.
дифференцированный подход
аутентичность материала
социокультурная направленность
развитие когнитивных способностей
применение эффективных современных технологий обучения
Как мы видим, один из принципов – это коммуникативная направленность обучения, в результате которой формируется коммуникативная компетентность. Дети овладевают данной компетенцией, в большей степени на уроках английского языка. Помогают мне в развитии этой компетенции прагматический и мультисенсорный подходы в обучении, с применением которых и хочу поделиться с Вами на примере темы « Food».(Слайд 4)
Ход мастер-класса.
Слайды 5-10. Начнём с небольшого задания! Представьте, что мы рисуем! Нарисуйте мысленно дом, рядом дерево, цветочки, солнышко, тропинку, а теперь нарисуйте dell. Я вижу, слово привело некоторых в смятение. Нам оно не понятно, поэтому мы не можем продолжить рисунок. Это слово лощина (лощина – это низменность). Теперь всё понятно и работа может быть продолжена. Представьте, сколько раз на уроке дети сталкиваются с такой проблемой неясности. А ведь в силу младшего школьного возраста каждая учебная задача должна быть понятна и принята учеником (Маркова А.К. «Психология усвоения языка - как средство общения»). Мы сейчас с вами выполняли практическую задачу, используя разные ситуации общения (поздоровалась, представилась, попросила выполнить задания, поблагодарила…) – всё это и есть функционально-прагматическая сторона, которая позволяет нам говорить о функциях общения. Прагматичность изучения языка – есть совокупность практических задач, которые мы выполняем в разных речевых ситуациях. При этом ситуации должны быть естественные. Зачем мне, например, сейчас задавать вам вопрос What colour is my dress?, если ответ очевиден.
Сегодня я хочу рассказать и, по-возможности, показать, какие практические задачи я ставлю перед учениками, как их легко выполнить, если они предельно ясны, доступны и интересны детям.
Тема питания даёт возможность активизации видов памяти, мало задействованных в учебном процессе. Благодаря, именно, вкусовым и обонятельным ассоциациям, ученик наравне со словами запоминает также и свои ощущения.
Слайд 11. Гамбургер, хот-дог, чипсы, кока-кола – вся эта еда очень знакома нашим детям. Британская кухня проигрывает в своей репутации кулинарным традициям континента, однако в британской кухне существуют блюда, которые стоило бы отметить: Слайды 12-20. кексы с начинкой из джема или крема (pies, scones), сэндвичи к “tea-time”, “eggs and bacon” на завтрак, “Irish stew”, “fudge”, “pickles”, шотландский “short bread”. Вот что стоило бы позаимствовать! Правда, сразу хочется попробовать эти блюда. И нет лучше способа выучить выражение That’s nice!, чем дав детям попробовать, что- то из представленного. Здесь для восприятия информации используется вкусовой канал.
Изучая язык, дети узнают не только новые слова, но и открывают для себя отличную от своей жизнь культуру. Младший школьник осознаёт, что его реальность – лишь одна из возможных, что существует множество других традиций, привычек. Изучение культуры Британии должно стать чем-то близким, что можно изобразить, сыграть, понять. Такое начало урока мотивирует детей на поиски информации о британской кухне, знакомство с новыми словами и начальный этап подготовки к мини-проектам по этой теме.
У детей младшего школьного возраста физические ощущения и осязание играют главную роль при изучении языка. Важно учить пользоваться разными каналами восприятия информации: зрительным, слуховым, ассоциативным, осязательным, обонятельным. Рассмотрим это в разных видах речевой деятельности.
Практика устной речи.
Слайд 21 Опора на обоняние и вкусовую память Testing smells/tastes
Я использую пронумерованные коробочки, в которых находятся кусочки фруктов, и мы пытаемся узнать их по запаху и найти этот запах приятным или нет.
Слайд 22. Отработка выражений: Does it smell good/nasty? ( Lovely/ Nasty). It’s smell good/nasty. Number 1 smells of apple.
Слайд 23-26. Раздаются таблички с изображением фруктов, куда вносятся номера, затем проверка результатов (Number 1 smells of apple). Можно дать детям попробовать кусочек, предварительно завязав глаза и отрабатывая выражения:
(Does it taste nice /nasty? It taste of lemon)
Можно приклеить этикетки со словами на коробку, менять их местами, пусть ученики определяют, где что и называют фрукты.
Также я провожу опрос и анкетирование: Слайд 27-28
Раздаются таблички, относительно собственных вкусов и предпочтения товарищей, а затем необходимо их озвучить. (Ann, Sony, Den like apple/ Mary likes orange;
What’s your favourite food?
Слайд 29. Рассмотрим задания для активизации моторных и сенсорных функций
сложить пазлы, с изображениями по теме;
изобразить фрукт, при помощи своих пальчиков соседа по парте;
нарисовать на спине соседа по парте фрукт, а он должен угадать и произнести (активизация осязательной памяти);
раскрасить картинки и подписать:
работа с муляжами (держат в руках, описывают, узнают на ощупь).
Слайд 30. Следующие виды заданий направлены на восприятия и практики письменной речи:
необходимо подобрать подходящее слово к изображению;
написать в тетрадях название фруктов, чей запах им нравится больше/ меньше
(I love the smell of apple/ I hate the smell/ taste of orange).
I love the smell of grapes;
I love the smell of rain;
I love the smell of peach.
Широкое применение персонификации на занятиях хорошо задействует зрительную память, воображение, дети учатся по- новому смотреть на вещи. Пусть ученик станет яблоком, лимоном, гамбургером и расскажет о себе от лица персонажа – это всё очень хорошо мотивирует речевую деятельность. Очень люблю и часто использую
Слайд 31-32. Урок The recipe:
Выбираете вместе любой рецепт (н-р, фруктовый салат, кекс и т.д.). Называете детям ингредиенты, используя иллюстрации. Затем распределяете роли, говоря: I need butter. Прикрепляете карточку с изображением масла со словами: Oh, here you are, butter! Hello! Расскажите, будто это рассказ, а ученики пусть изобразят различные этапы процесса приготовления блюда, заготовив заранее необходимые фразы на доску. Здесь мы задействуем движение – как способ восприятия информации.
Ну и как при такой теме без песни Слайд 33.
Это лишь небольшой арсенал предложенных заданий, которые направлены на развитие коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста с использованием функционально-прагматического и мультисенсорного подходов. Во всех представленных заданиях выражена их тесная связь с коммуникативной практикой, что в итоге приводит:
повышение роли практически направленных упражнений;
практическое применение теоретически полученных знаний;
творческое осуществление речевых действий;
создание благоприятной обстановки;
уменьшение страха перед устной речью;
развитие разных видов памяти;
побуждение к говорению.
И как результат обученности – формирование коммуникативной компетенции, составляющими которой являются:
Спасибо за внимание! Удачи в профессиональной деятельности! Слайд 35