ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ ВК
Девятиклассникам предстоит пройти итоговое собеседование по русскому языку в штатном режиме.
Одним из нововведений 2018 года является устная часть ОГЭ по русскому языку в режиме апробации. Подготовка к устному собеседованию по русскому языку учащихся 9 классов вызвала много вопросов, т.к. опыта такого экзамена пока ни у кого нет и методических пособий на сегодняшний день очень мало.
Выпускники 9 классов должны показать навыки устной речи, умение чётко формулировать мысли и грамотно их высказывать. Не секрет, что уровень устной речи понизился. Общение в соцсетях, где не особенно беспокоятся о грамотности изложения мысли, нежелание читать классическую литературу как образец художественного слова, речь окружающих, далёкая от идеала – всё это, к сожалению, негативно сказывается на качестве устной речи.
Дефицит времени на уроке, необходимость разноплановой подготовки- всё это заставило меня задуматься о новых методах работы. Немаловажен был и психологический фактор. Оказалось, что обучающиеся боятся микрофона, им не нравится своя речь в записи. Нужно было, чтобы дети привыкли. Это – вопрос времени, которого, повторюсь, на уроке совсем нет. Я решила готовить к устному экзамену дистанционно.
Где ученики проводят больше всего времени? В сегодняшних условиях – «он-лайн». Это привычная и желанная форма деятельности для ребенка. Значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив онлайн форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. А если учесть, что социальные сети
пользуются большой популярностью среди учащихся, логично использовать их в качестве площадки для учебной работы.
Поэтому я решила использовать в качестве инструмента дистанционных технологий уже созданные и работающие социальные сети, и в первую очередь – самый популярный среди молодежи сайт «В контакте» (www.vk.com).
Была создана группа ОГЭ русский язык. Началась отработка заданий.
Работа будет идти поэтапно. Сейчас мы отрабатываем первое задание, цель которого проверка навыков выразительного чтения.
Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения на экзамене будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и
эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое
чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового
материала. У читающего должен присутствовать определенный
набор навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот
набор включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила
голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и
замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона
(повышение и понижение голоса), логические и синтагматические
ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения
поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием,
орфоэпическим произношением. Над всем этим нам и предстоит
работать.
Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, я познакомила обучающихся с системой оценивания экзаменационной работы. Это дало возможность им контролировать свой уровень подготовки.
| Критерии оценивания чтения вслух | Баллы |
| Интонация | |
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению | 1 |
| текста. | |
| | |
| Интонация не соответствует пунктуационному оформлению | 0 |
| текста. | |
| | |
Темп чтения | |
ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. | 1 |
| | |
| Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. | 0 |
| | |
| Правильность речи | |
Р1 | Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов | 1 |
| отсутствуют. | |
| | |
| Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, | 0 |
| искажения слов. | |
| | |
Максимальное количество баллов за всё задание | 3 |
1. Правильно ставь ударение.
2. Соблюдай паузу.
3 раза в неделю я обновляю тексты. Восьмиклассники могут работать над каждым 2 дня. Итоги работы (прочитанные тексты) они отправляли мне голосовым сообщением.
Дети должны не только прочитать текст, но и заполнить лист самооценки. Фиксируя свои недочёты, учащиеся в дальнейшем старались избегать этих ошибок. По желанию они посылали свои записи не только мне, но и друг другу. А затем работали в парах, анализируя голосовые сообщения.
После прослушивания текста я высылала ученику лист оценки, указывая на недочёты. Затем на занятии в классе мы проанализировали листы самооценки и оценки, выделили основные ошибки.
Следует отметить, что постепенно качество выразительной речи значительно улучшилось. Ученики уже могли контролировать время, поэтому выбирали правильный темп чтения.
Улучшилась дикция, ученики научились выдерживать паузы и делать логические ударения.
Применение данной формы работы позволило мне разнообразить методы и средства работы по подготовке к устному экзамену,
усилило мотивацию обучения, дало возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.