УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1
«РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ УПРАЖНЕНИЯМ»
Составитель: Михневич Татьяна Антоновна, преподаватель методики физического воспитания и развития детей
Обсуждена и одобрена на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин Протокол №______
от ___________________________
2022
Практическая работа №1
Тема работы: «РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ УПРАЖНЕНИЯМ»
РАЗДЕЛ 1 «ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ»
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ | РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ |
II УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ |
Научиться отбирать содержание учебной программы дошкольного образования по обучению детей общеразвивающим упражнениям | Анализирует требования учебной программы дошкольного образования по обучению общеразвивающим упражнениям детей разных возрастных групп |
III УРОВЕНЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
Научить разрабатывать план-конспект занятия по обучению детей общеразвивающим упражнениям. | Учащийся разрабатывает план-конспект занятия по обучению детей общеразвивающим упражнениям. |
РАЗДЕЛ 2. «ОСНАЩЕНИЕ РАБОТЫ»
1 . Учебная программа дошкольного образования. Минск, издательство: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2019 - 480 с.
Памятка по разработке плана-конспекта занятия по обучению общеразвивающим упражнениям (Приложение 1)
Памятка по оформлению плана-конспекта занятия по обучению общеразвивающим упражнениям (Приложение 2)
Схема анализа плана-конспекта занятия по обучению детей общеразвивающим упражнениям (Приложение 3)
РАЗДЕЛ 3 «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ»
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - это движения телом и его частями, выполняемых индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов.
Для использования в разных формах работы с детьми общеразвивающих упражнений их принято группировать по принципу комплекса. Комплекс - подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных задач. Например, комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурного занятия в отличие от утренней гимнастики должен обеспечивать не только общую, но и специальную подготовку для успешного выполнения основных движений. Но неизменными критериями правильного подбора являются согласованность движений по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений.
При составлении комплекса общеразвивающих упражнений следует руководствоваться следующими требованиями:
упражнения должны быть доступны детям, необходим последовательный переход от простых упражнений к более сложным; упражнения должны воздействовать на все группы мышц;
необходимо чередовать упражнения для различных мышечных групп, иначе быстро наступает утомление местного характера;
нагрузка должна постепенно возрастать;
в комплекс обязательно должны включаться дыхательные упражнения, упражнения для формирования осанки и стоп
Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.
Алгоритм методики обучения общеразвивающим упражнениям:
1) построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;
2) раздача пособий;
3) способы подачи упражнений;
4) контроль за ходом выполнения упражнений [2, с.38].
В младшем дошкольном возрасте:
1.Дети строятся хаотично и в круг
2. Пособия педагог раздает или предварительно раскладывает по кругу.
Пособия можно разложить по ходу движения справа, чтобы дети могли их брать сами
Отсутствует предварительный показ. Упражнение надо назвать, обеспечить готовность к действию, выполнять вместе с детьми
Проговаривать действия, способствуя выполнению упражнения в относительно общем ритме и темпе.
В среднем дошкольном возрасте:
1. Дети строятся в звенья, иногда в круг, пособия берут самостоятельно.
2. Пособия берут самостоятельно по ходу движения.
3. Предварительный показ и объяснение.
Порядок действий педагога: педагог называет упражнение, затем показывает с объяснением; затем должен подготовить детей к выполнению упражнения, называя детали исходного положения, и обеспечить одновременное начало выполнения командой «Начинай!» дети должны одновременно закончить упражнение, для чего делается интонационный акцент на счете «два» при последнем повторении упражнения. На первом этапе счет чередуется со словами-указаниями «наклониться», «присесть», «опустить» и др.
4.Счет должен фиксировать действия. Словесные и действенные комментарии должны вписываться в ритм и темп упражнений.
В старшем дошкольном возрасте:
Дети строятся в звенья, перестраиваясь через центр по три; шеренгами; в шахматном порядке; концентрическими кругами и др.
Пособия разбираются по ходу движения
Схема действия педагога такая же, как и в средней группе; показ может быть частичный, но может использоваться описание действий без показа в целях специфического контроля.
Действия фиксируют счет. Возрастают требования к технике выполнения: четкости, одновременности, ритмичности, музыкальности [2].
Рассмотрим правила записи общеразвивающих упражнений и требования к оформлению комплексов:
При записи отдельного движения необходимо указывать:
исходное положение, из которого начинается движение;
название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);
направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);
конечное положение (если необходимо).
Например: и. п.- о. с.
- руки в стороны;
- руки вверх;
- руки в стороны;
- и. п.
В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова: «нога» — практически во всех случаях; «вперед» — при выполнении шагов и выпадов; «туловище» — при наклонах; «выставить», «отставить», «поднять» — при выполнении движений руками или ногами; «ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз; «ладони книзу» — в положении рук в стороны, влево или вправо; «вернуться» — при возвращении в и. п. Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу», записывается — «выпад правой, руки в стороны»; вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. п. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху. При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала необходимо указать основные для всего тела (обычно выполняемые ногами или туловищем), а затем второстепенные.
Например: и. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны.
- сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;
- и. п.
Если несколько движений выполняются неодновременно, то они записываются в соответствующей последовательности.
Например: и. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны.
- дугой книзу правой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед;
- встать на правое колено, руки вверх, наклон головы назад;
3-4 - движение в обратной последовательности в и. п.
Если упражнение сначала выполняется в одну сторону, потом в другую или сначала одной рукой (ногой), а потом другой, то запись всего движения не повторяется, а только указывается, в какую сторону или какой ногой (рукой) начинается повторное выполнение.
Например: и. п. — о. с, руки вверх.
- мах правой, руки вперед;
- и. п.;
3-4 - то же левой. Если при выполнении упражнения необходимо удерживать статическое положение, то указывается счет и слово «держать». Например: и. п. - сед.
- сед углом;
- сед углом, руки в стороны;
- держать;
- и. п.
Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила:
1. Сначала должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков).
2. Затем простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседание с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем организма.
3. Следующими в комплексе должны быть упражнения с преимущественной работой разных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу должны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексе может быть одна серия или несколько в зависимости от класса и поставленных задач.
Далее в комплекс включают 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частей тела.
Комплекс завершается упражнениями, преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Обычно это различные варианты прыжков и бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу на месте, упражнениями на дыхание и ощущение правильной осанки [5].
Упражнения подбираются из разных исходных положений.
РАЗДЕЛ 4 «ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ»
Изучите памятку по разработке плана-конспекта занятия по обучению детей общеразвивающим упражнениям (Приложение 1).
Разработайте план-конспект занятия по обучению детей общеразвивающим упражнениям (Приложение 2).
Проанализируйте разработанный план-конспект занятия по обучению общеразвивающим упражнениям по схеме (Приложение 3)
Приложение 1
Памятка по разработке плана-конспекта занятия по обучению детей общеразвивающим упражнениям
Изучите требования учебной программы дошкольного образования по обучению детей общеразвивающим упражнениям.
Определите задачи по обучению общеразвивающим упражнениям детей (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста): оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи с учетом требований учебной программы дошкольного образования. Следует также руководствоваться рекомендациями по формулировке образовательных задач в зависимости от возможностей детей, представленными в учебном пособии В.Н. Шебеко «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». ( См. стр.100-105).
Составьте конспект занятия по обучению общеразвивающим упражнениям по определенной форме: заголовок, общие сведения о занятии (дата, время проведения, место проведения, количество детей); задачи занятия (наметить оздоровительные типа занятия, образовательные, воспитательные задачи). Образовательную задачу следует записывать так: «Закрепить умение четко принимать различные исходные положения при выполнении общеразвивающих упражнений» и т.д.
При разработке комплекса руководствуйтесь правилами очередности упражнений в комплексе, изложенными в разделе 3 «Основные теоретические требования».
Укажите перечень физкультурного инвентаря, в случае, когда комплекс упражнений с предметами. Например, кубики или матрешки (по количеству детей).
6. Продумайте методику обучения общеразвивающим упражнениям детей, рациональный способ построения с учетом возраста детей.
7. Выполните графическую разметку расположения детей и педагога при обучении общеразвивающим упражнениям.
8. Соблюдайте аккуратность, не допускайте орфографических ошибок в оформлении конспекта.
Приложение 2
Памятка по оформлению плана-конспекта занятия по обучению общеразвивающим упражнениям
Оформите запись на листе в следующей последовательности:
Возрастная адресованность: младший дошкольный возраст
Дата:
Время проведения:
Место проведения:
Количество детей:
Задачи занятия: оздоровительные; образовательные; воспитательные.
Оборудование и материал: указать конкретно количество и размеры. Например, мяч диаметром 20см (15шт.)
№ п/п | Содержание | Дозировка | Темп | Организационно-методические указания |
| | | | |
В графе «Содержание» указать название упражнения («Растягивание резины»). Затем сокращенно указать исходное положение – и.п., цифрами обозначается счет. Например,
и.п.: узкая стойка ноги врозь, руки перед грудью.
Руки в стороны
И.п.
Примечание* При записи общеразвивающих упражнений в комплексе, учитывайте требования, изложенные в разделе 3 «Основные теоретические сведения»
В графе «Дозировка» указывается количество повторений упражнений: младшая группа 5-6 раз, средняя группа 8-10раз, старшая группа (10-12 раз) [3].
В графе «Темп» указывается темп выполнения упражнений (медленный, быстрый, умеренный).
В графе «Организационно-методические указания» способы организации детей, размещение детей и педагога, расположение физкультурного инвентаря (в виде графического изображения), даются рекомендации к методике проведения каждого упражнения [4].
Приложение № 3
Схема анализа плана-конспекта занятия
по обучению детей общеразвивающим упражнениям
Соответствие задач занятия требованиям учебной программы дошкольного образования по обучению общеразвивающим упражнениям (для конкретной возрастной группы).
Полнота и грамотность формулировки задач занятия. Наличие оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.
Построение детей для выполнения общеразвивающих упражнений, целесообразность построения.
Способы раздачи пособий, соответствие возрасту.
Соответствие методов обучения строевым упражнениям задач и возрасту детей.
Выбор рационального способа организации детей, правильная графическая разметка
РАЗДЕЛ 5 «ФОРМА ОТЧЕТА О РАБОТЕ»
Сделайте заключение и выводы о результатах работы, степени реализации целей обучения в рамках выполнения практической работы №1.
Практическая работа № 1________________________________
Номер учебной группы _________________________________
Фамилия, инициалы обучающегося _______________________
Дата выполнения работы ________________________________
Тема работы: __________________________________________
Цель работы: __________________________________________
Задание: ______________________________________________
Оснащение работы: _____________________________________
Результаты выполнения работы: ___________________________
РАЗДЕЛ 6 «КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ»
Дайте определение понятию «общеразвивающие упражнения».
Укажите правила очередности общеразвивающих упражнений в комплексе.
Назовите алгоритм методики обучения детей общеразвивающим упражнениям.
Раскройте методику обучения общеразвивающим упражнениям детей младшего дошкольного возраста. Назовите эффективные приемы работы с детьми.
Раскройте методику обучения общеразвивающим упражнениям детей среднего дошкольного возраста. Назовите эффективные приемы работы с детьми.
Раскройте методику обучения общеразвивающим упражнениям детей старшего дошкольного возраста. Назовите эффективные приемы работы с детьми.
Назовите правила записи общеразвивающих упражнений.
РАЗДЕЛ 7 «РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Учебная программа дошкольного образования. Минск, издательство: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2019 - 480 с.
2. Шебеко, В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждниях: Учеб.для учащихся пед. колледжей и училищ/В. Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак.- Минск, Унiверсiтэцкае, 1998.- 184с (стр.38-40)
3.Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. – 3-изд., испр.- Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 287 с.:ил.
4.Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб.для учащихся пед.уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». № 2002 «Дошкол.воспитание».-3-изд.,перераб. и доп.- М.: Просвещение,1984. - 208с., ил.
5. Правила записи ору и требования к оформлению комплексов. - Точка доступа:https://studfile.net/preview/5593085/page:27/ - Датадоступа: 03.042022