ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14.
Тема: Причины влияющие на распространение пламени.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15.
Тема: Методы борьбы с пожаром.
__________________________________________________________________________________
Цель работы: 1. Соблюдение и выполнение студентами требований пожарной безопасности на морском судне.
2.освоение студентами порядка действий при возникновении пожара,
3.способы защиты от опасных факторов пожара,
4. меры локализации пожара конструктивного порядка на судне.
Время выполнения работы 4 часа.
Материальное обеспечение:
1. Экскурсия на т/х М.Крутов Тема: «Действий в чрезвычайных ситуациях»
2. Мультимедийные средства обучения тушению пожара.
3.Методическое пособие по практической работе.
Ход выполнения лабораторной работы:
1. Причины, влияющие на распространение пламени.
2 . Методы борьбы с пожаром.
3. В схематичном или табличном формате дать характеристику горючести некоторых синтетических материалов
Контрольные вопросы:
1 Какие меры приняты на судне для локализации пожара в конструктивном порядке.
2. Каковы причины возникновения пожара на судах?
3. Какие предъявляются требования по совместимости горючих материалов, входящих в судовое снабжение?
4. Какие материалы способны к самовозгоранию?
5. Какие приборы используются на судах, для защиты органов дыхания ?
Используемая литература :
1. В.Ф. Чернышев, Ю.В.Канатов, А.П. Ремнев, Б.Г.Демидов. Начальная подготовка по безопасности на море (в вопросах и ответах).
2. Начальная морская подготовка Издательство Колос 2009г.
3. Витченко А.Г. Морское дело. М.: Лёгкая и пищевая промышленность,1984-288с.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Причины, влияющие на распространение пламени.
2 . Методы борьбы с пожаром.
3. В схематичном или табличном формате дать характеристику горючести некоторых синтетических материалов
Теоретическая часть практического занятия №1
Причины влияющие на распространение пламени.
Пути распространения пожара на судне. Мероприятия, ограничивающие тягу, проникновение дыма и пламени по судну
Распространение огня и дыма по судну может происходить по вентиляционным каналам, кабельным трассам, трубопроводам отоплении, коридорам, путём теплопередачи через переборки, по пустотам между изоляцией и перекрытиями и т.д.
Мероприятия :
вентиляционные каналы должны иметь надежные перекрытия в виде захлопок и загугушек;
двери должны иметь надежные приводы закрытия;
сальники кабельных трасс и трубопроводов должны иметь огнестойкую набивку;
изоляция устанавливается на несгораемый клей;
через 14 м должно быть полное заполнение проемов изоляцией, особенно на подволоках;
не допускается покраска внутренних помещений краской на нитро-основе
Теоретическая часть практического занятия №2
Методы борьбы с пожаром.
Причинами пожаров на судне являются небрежное обращение с открытым огнем, курение в трюмах, подшкиперских, машинном отделении; неисправность электрооборудования; искры при сварочных работах; самовоспламенение грузов, неправильно уложенных в трюмах, угля и др.
Для предотвращения пожара и борьбы с ним применяют предупредительные меры; средства сигнализации, предупреждающие о возникновении пожара; средства для Локализации возникшего пожара; средства для тушения пожаров.
К предупредительным мероприятиям относят специальные помещения с соответствующей вентиляцией для перевозки самовоспламеняющихся грузов (угольные ямы, нефтяные и другие цистерны для жидкого горючего, крюйт-камеры на промысловых судах).
Для отделки и оборудования помещений судна применяют негорючие и невоспламеняющився материалы и краски.
Судовые источники тепла располагают в удалении от грузов и предметов оборудования, которые могут легко воспламениться. На судах имеются две группы средств сигнализации: электрическая и дымовая. В обеих системах в качестве сигнализаторов используется звук или свет. Электрические сигнальные аппараты состоят из термостатических приборов, включенных параллельно сопротивлению в цепь, находящуюся под напряжением батареи. При дымовой сигнализации в сигнальный шкаф, установленный в штурманской рубке, из различных судовых помещений проводятся трубки диаметром 20 мм. Они снабжаются колпаками — дымоуловителями. В шкафу вентиляторами поддерживается некоторый вакуум. Пожар обнаруживается по дыму в соответствующей трубке.
При постройке судна предусматривают меры локализации пожара конструктивного порядка: отделяют огнестойкими переборками и дверями отдельные отсеки судна; устанавливают в коридорах крупных пассажирских судов водораспылители, создающие водяные зонты или экраны из водяной «пыли».
При тушении пожара используются следующие метоы:
охлаждение зоны горения (в основном водой);
* изоляция реагирующего вещества от зоны горения (в основном пеной, порошковыми составами);
* разбавление реагирующих веществ (в основном окислителя-кислорода воздуха) новым не поддерживающим горение веществом (углекислый газ, азот, инертные газы, водяной пар или мелко распыленная вода);
* химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов (легкоиспаряющихся жидкостей или порошков), вступивших во взаимодействие при горении, в результате чего скорость горения падает а горение прекращается.
Задание: Нарисовать чертёж транспортного судна и отобразить распространение пламени по судну в случае пожара в кормовом трюме, а также локализацию пожара конструктивного порядка.