образовательные
•знатьопределение поворота и уметь доказывать, что он является движением;
•строить образы простейших фигур при повороте;
развивающие
•развивать умение сравнивать, выявлять закономерности,обобщать;
воспитательные;
•воспитывать потребность в доказательных рассуждениях,аккуратность при
выполнении рисунков
образовательные
•знатьопределение поворота и уметь доказывать, что он является движением;
•строить образы простейших фигур при повороте;
развивающие
•развивать умение сравнивать, выявлять закономерности,обобщать;
воспитательные;
•воспитывать потребность в доказательных рассуждениях,аккуратность при
выполнении рисунков
Практическая работа №4
Проанализируйте один из открытых уроков (на выбор) победителей конкурса «Учитель года». Предложите, какие изменения можно внести в сценарий урока, включив в него технологию/форму (на выбор), чтобы усилить его воспитательную составляющую.
Инструкция
Вам предлагается внести изменения в сценарий одного из открытых уроков.
Для этого:
1. Перейдите на сайт:
https://www.youtube.com/results?search_query=открытые+уроки+учитель+года
2. Выберите один из размещенных на ресурсе открытых уроков
3. Проанализируйте его с точки зрения реализации современных идей о воспитании
4. Предложите изменения сценария по схеме:
Воспитательная проблема, над которой вы предлагаете сделать акцент на уроке
Технология/форма, которую вы предлагаете использовать с кратким описанием аргументации выбора именно этой технологии/формы для решения выбранной воспитательной проблемы
Фрагмент сценария урока с использованием выбранной технологии/формы
Критерии оценивания
1. Соответствие выбранной воспитательной проблемы задачам воспитания в РФ
2. Убедительность аргументации выбранной технологии/формы для решения конкретной проблемы
3. Реалистичность предложенного фрагмента сценария урока
4. Качество представления (логичность, аргументированность, культура речи)
5. Соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста
Практическая работа №4
Анализ урока Слепцовой С.Ф, учителя истории. с точки зрения реализации современных идей о воспитании с включением в него технологии/формы технологии творческого синтеза образовательных проекций в сочетании с приемом дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели, а также элементоввитагенного одухотворения объектов живой и неживой природы («очеловечивание» объектов живой и
неживой природы), для усиления его воспитательной составляющей.
Цель просмотра: Анализ урока тема «Дворцовые перевороты»на соответствие требованиям ФГОСс точки зрения реализации современных идей о воспитании
Цели:
Образовательные: Образовательные: изучить новый материал, дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов, преемниках Петра I.
Развивающие: развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: воспитать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, заинтересовать и увлечь историей России.
Ожидаемый результат: ученики в конце занятия самостоятельно делают выводы и подводят итоги дворцовых переворотов; составляют краткий устный рассказ о дворцовых переворотах; работают с терминами; отвечают на вопросы на основе тестовой методики.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока.
Выводы по уроку:
Ι. Организационный момент. (1 мин)
Мотивация – яркое, эмоциональное, поэтическое сообщениетемы урока, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся; полная готовность класса и оборудования к уроку. Требовательность, собранность, доброжелательность учителя; отсутствие многословия; ярко выраженная волевая направленность педагога.
Этап проверки выполнения домашнего задания не проведен.
II. Изучение нового материала.
1.Подготовительный этап. .
Умение учителя определять цели урока; владение приемами организации деятельности учащихся по определению целей. Формирование дидактической цели вместе с учащимися; активность каждого ученика по определению целей урока.
Учащиеся выполняют задания в рабочих листах. Ставится проблемное задание: определить самостоятельно понятие « дворцовые перевороты»
Итог: дети предлагают свои определения этого понятия.
2.выявление причин и предпосылок дворцовых переворотов (абстрактно – дедуктивное, 2 мин)
Цель: определить , что стало причинами переворотов.
Использование учителем заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и т.д.;
3.Установление связей между правителями дворцовых переворотов (работа с иллюстрациям в рабочем листе)
Цель: выяснить какая взаимосвязь между правителями этой эпохи.
После просмотра фрагмента исторического фильма, учащиеся устанавливают связь между правителями
4.Закрепление.предлагаются слова Пушкина об этом времени. Ребята должны написать сочинение на тему : согласны ли они с мнением Пушкина.Ребята делают выводы об этой эпохе. Выбор методов работы на уроке считаю удачным, методы соответствуют уровню класса. Современные технологии позволяют создавать орнаменты различными способами. Организована защита работ с показом результатов, достигнутых каждым ребенком.
Учитель применяет педагогические приемы, формы, технологии, помогающие успешному усвоению знаний ,учитывает реальные возможности учащихся
Технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.
Существует множество подходов к построению классификации педагогических технологий. Но в зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:
-
технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие);
-
технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие);
-
технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).
Профессором Г.К. Селевко на основе рассмотрения педагогической технологии в научном аспекте и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дается следующая классификация педагогических технологий (которая считается наиболее распространенной в отечественной педагогической науке).
По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, нейролингвистические технологии.
По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.
По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.
По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.
По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ [13, c. 62-71].
Новое направление в технологии образовательного процесса -витагенное - было теоретически разработано и обосновано академиком, доктором педагогических наук А.С. Белкиным.
Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся.
Витагенное образование - это проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто неделимое. Смысл витагенного образования - формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности.
А.С. Белкин различает следующие технологии витагенного метода в преподавании:
- прием ретроспективного анализа жизненного опыта,с раскрытием его связей в образовательном процессе. Задача педагога состоит в умении диагностировать степень расхождения, несовпадения, противоречия, неприятия между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыт учащихся;
- прием опережающей проекции преподавания, смысл которого заключается в том, чтобы образовательную проекцию наложить на витагенную, что предъявляет повышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить, себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилосьсталкиваться в жизни»;
- прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели направлен на актуализацию творческого потенциала личности, ее потребности в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача - дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт»;
- прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой
природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и
неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия, раскрыть тем самым глубинный смысл образовательных связей, процессов.
- технология творческого синтеза образовательных проекций.
Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект
знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Главная цель этой технологии - формирование у учащихся художественного языка и образного мышления, навыков художественно-голографического отображения знаний [1, c. 13-15].
Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Необходимо отметить, что при выборе технологии обучения нужно учитывать не только собственные предпочтения, а, прежде всего, следует ориентироваться на возраст, способности, интересы и психологические особенности обучаемых. Ориентируясь на них, педагог может выбрать наиболее приемлемый и результативный метод.
Выбор технологии каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации. На определение технологии обучения обязательно скажутся, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения; уровень подготовленности самого учителя.
Преподавателям нового поколения рекомендуется уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, способствуют достижению гармоничного развития обучаемых с учётом их индивидуальных особенностей.
Предложения по изменению сценария по схеме:
сделать акцент на уроке использовать на уроке исторические документы
Технология/форма, которую предлагаю использовать: познакомиться с кондициями Анны Иоанновны и ответить на вопросы.
Фрагмент сценария урока с использованием выбранной технологии/формы
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока по истории«ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»
Предмет | История России |
Класс | 8 |
Тип урока | комбинированный |
Технология | урок с использованием ИКТ, метод проблемного обучения |
Тема | Дворцовые перевороты 1725-1762 гг. |
Цель | Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами |
Задачи | -
образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе дворцовых переворотов на основе уже имеющихся знаний. -
развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами. -
воспитательная – определить свое отношение к событиям 18в. |
Оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), дополнительные материалы, портреты |
Основные термины, понятия, даты | -
1725 г. — смерть Петра I; -
1725—1727 гг. — правление Екатерины I; -
1727—1730 гг. — правление Петра II; -
1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны; -
1740 г. — провозглашение императором Ивана Антоновича; -
1741 г. — низложение Ивана Антоновича и регентши Анны Леопольдовны; -
1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны; -
1761—1762 гг. — царствование Петра III; -
1762- 1796 гг. — приход к власти Екатерины II. |
Планируемый результат |
Предметные образовательные результаты называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников; объяснять причины и последствия дворцовых переворотов; объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия | Метапредметные умения Личностные УУД: - работать в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - составлять план и последовательность действий; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: - проводить поиск информации; - проводить анализ учебного материала; - строить логические цепочки рассуждений, доказательств. Коммуникативные УУД: - уметь работать в паре, распределять обязанности для получения общего результата; |
Дидактические задачи этапов урока |
Организационный | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Актуализация знаний | Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Постановка проблемы, введение в тему | Создание проблемной ситуации. Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Изучение нового материала. Организация самостоятельного изучения Первичное усвоение новых знаний. | Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Первичный контроль и закрепление пройденного | Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок. | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
Домашнее задание | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Организационный | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Анатольевна. Я сегодня у вас проведу урок истории.Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, и наше сотрудничество будет, взаимно приятным и полезным. Ребята, рабочий момент, у вас на столах лежат все материалы, которые вам понадобятся для урока. Это рабочие листы и вырезки документов. Сегодня мы с вами поработаем в группах. Для начала определимся, кто у вас будут капитанами команд. | Обучающиеся проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний | - Ребята, обратите внимание на слайд.(слайд 1) «Тут кротко или строго, Царей не очень много, Царило много лиц.А более цариц ». (А. К. Толстой) - Сегодня, мы с вами разберем весьма интересную тему. Для этого мы с вами посмотрим небольшой видеоролик. (слайд 2) - Итак, ребята, что вы увидели в этом коротеньком видеоролике? - Правильно, Петр 1 на смертном одре. Не понятная ситуация, после его смерти. | 1) Просмотр фильма. 2) Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение: - Смерть Петра 1; - Обсуждение вопроса, кто станет царем после смерти императора Петра 1. |
Постановка проблемы, введение в тему | - Ребята, если мы хотим окончательно погрузится в эту тему, то давайте обратимся к источнику, мнению Платонова. (слайд 3) - Как вы считаете, Платонов пишет о том времени, которое мы изучаем? Если мы с вами обратимся к прошлым событиям истории, то о чем еще мог бы написать Платонов, о каком событии, которое вы уже разбирали в 7 классе. - Как вы считаете, когда подобная ситуация уже происходила в России? -Да, смутное время. Конечно, смутное время нельзя сравнивать с нашей темой, но суть будет примерно та же. - Итак, наша основная задача сегодня ответить на вопрос: (слайд 4) 1) Что произошло с Россией после смерти Петра 1. 2) Что вы хотели бы узнать об этом времени? - Основной вопроснашего урока «Почему так легко и быстро за такой сравнительно короткий промежуток времени сменилось столько правителей?» и будет проблемой нашего урока. (слайд 5) - Я вам предлагаю ознакомиться критериями оценки. По этим критериям вы сами себя оцените в конце урока.(слайд 6) | 1) Читают исторический источник от Платонова. 2) Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение: - Смутное время. Смута 3) Ответы обучающихся: - Кто будет править после Петра? - Какие изменения произошли в экономике страны после смерти Петра? 4)Читают проблему урока на экране. 5) Обучающиеся ознакамливаются с критериями оценки. |
Изучение нового материал. Организация самостоятельного исследования | - Итак, критерии понятны, вопросы понятны. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны решить несколько задач. - (слайд 7)Итак, первая задача. Отгадайте, что здесь написано? - Правильно, указ о престолонаследии. В 1722 году Петр 1 издает указ о престолонаследии. (слайд 8) - Ответьте на вопросы. 1) В чем суть этого документа? 2) Что изменилось в престолонаследии? - Верно, теперь монарх сам назначает себе приемника. Человек, упомянутый в завещании становится монархом. - Ребята, сейчас выполним следующее задание. Основная ваша задача –внимательно смотреть на слайды и попытаться запомнить то, что появится на экране. (слайды 9-15) - Итак, Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоанновна, Иван 6, Елизавета Петровна, Петр 3, Екатерина 2. (Еще раз перечисляет имена императоров). - Семь императоров. Теперь записываем все, что вы запомнили. - Ребята, снова внимание на экран, просто запоминаем даты. (слайд 16) - Запомнили, записываем в тетрадь. - Молодцы, закончили писать. Капитаны поднимите руки. У вас самая ответственная задача, вы должны сорганизовать вашу группу. После того, как выполните задание, вы должны будетевыступить и представить сделанные выводы. - Следующее задание: изучить, анализировать предложенные документы и заполнить таблицу. Правитель | Хронологические рамки правления | Родство с Петром Великим | Как пришел к власти | На кого опирался? | | | | | | На работу отводится не более 5 минут. Начали. (слайд 17) - Внимание ребята, время истекло. | 1) Ответы обучающихся: - Указ о престолонаследии. 2) Ответы обучающихся: - Престол передавался не от отца к сыну, как это было раньше, а тому кому завещает престол император. 3) Обучающиеся смотрят на экран. 4) Обучающиеся записывают в тетрадь. 5) Обучающиеся изучают документы, исторические источники, заполняют таблицу. |
Рекомендации: Включать в этап урока проверку домашнего задания. Обратить внимание на рефлексию: краткость и емкость анализа работы класса, поиск способов саморегуляции и сотрудничества. Запись домашнего задания на доске; методические советы по выполнению домашнего задания.