ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21
ТЕМА: Действия предпринимаемые при обнаружении потенциальной аварии.
Практическая работа № 22
ТЕМА: Действия предпринимаемые по сигналам тревоги.
___________________________________________________________________________________
Цель работы 1.действовать при передаче или получении сигнала бедствия,
2.организовать работу в сложных и критических условиях,
3.осуществлять выбор, обоснование, принятие и реализацию решений в рамках приемлемого риска,
4.оценивать условия и последствия принимаемых решений;
5. использовать средства по борьбе с водой.
Время выполнения работы 4 часа.
Материальное обеспечение:
1. Экскурсия на т/х М.Крутов Тема: «Действий в чрезвычайных ситуациях»
2. Мультимедийные средства обучения тушению пожара.
3.Методическое пособие по практической работе.
Ход выполнения лабораторной работы:
1. Действия предпринимаемые при обнаружении потенциальной аварии.
2. Действия предпринимаемые по сигналам тревоги.
3. В схематичном или табличном формате описать возможные аварийные ситуации с учётом судна и груза,
4. В схематичном или табличном формате описать последовательност действий вахтенной команды по судовым тревогам.
Контрольные вопросы:
1. Возможные виды аварийных ситуаций
2. Действия команды по сигналу «Человек за бортом»
3. Действия команды по сигналу «Шлюпочная тревога»
4.Действия команды по сигналу «Общесудовая тревога»
Используемые источники:
1. Крымов И.С. Борьба за живучесть судна и спасательные средства: учеб. пособие для курсантов учеб. заведений вод. трансп. и спец. мор. и реч. трансп. / Крымов Илья Семёнович; И. С. Крымов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТрансЛит, 2011.
2. В.Ф. Чернышев, Ю.В.Канатов, А.П. Ремнев, Б.Г.Демидов. Начальная подготовка по безопасности на море (в вопросах и ответах).
3. Начальная морская подготовка Издательство Колос 2009г.
4. Витченко А.Г. Морское дело. М.: Лёгкая и пищевая промышленность,1984-288с.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Действия предпринимаемые при обнаружении потенциальной аварии.
2. Действия предпринимаемые по сигналам тревоги.
3. В схематичном или табличном формате описать возможные аварийные ситуации с учётом судна и груза,
4. В схематичном или табличном формате описать последовательность действий вахтенной команды по судовым тревогам.
Теоретическая часть практического занятия №1
Действия предпринимаемые при обнаружении потенциальной аварии.
Требования к организации борьбы за живучесть на судах определены в Уставах флотов; проработка такой организации на судах проводится на основе Наставлений по борьбе за живучесть судна (НБЖС, НБЖР). В целом организация борьбы за живучесть судна предусматривает обеспечение четырёх основных принципов:
Поддержание судна, устройств, технических средств в соответствии с требованиями.
Надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой.
Постоянная готовность средств борьбы за живучесть, подготовку экипажа к борьбе за живучесть (проведение учений по всем видам тревог не реже 1 раза в месяц, при смене экипажа более чем на 25% — проведение ознакомительной общесудовой тревоги в первые 24 часа после выхода в рейс).
Постоянное наличие на борту количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть судна.
Для выработки мер по обеспечению готовности судового экипажа к действиям в аварийных ситуациях должна быть проведена предварительная подготовительная работа, включающая в себя следующие действия.
1. Выявить, проанализировать и документально описать возможные аварийные ситуации с учётом судна и груза, которые могут возникнуть как на стоянке, так и на ходу судна.
2.Составить судовой аварийный план, сопряжённый с береговым аварийным планом, который должен определять порядок действий экипажа в создавшейся аварийной ситуации
3.Оснастить суда специальным оборудованием по обеспечению безопасности: спасательными шлюпками и плотами, спасательными кругами, жилетами и гидротермокостюмами, дыхательными аппаратами, огнетушителями, передатчиками аварийных сигналов и другим необходимым оборудованием. Предусмотреть график технического обслуживания и проверок работоспособности спасательного оборудования и систем применительно к конкретному судну.
4.Подготовить и реализовать программы учений и трении ровок судового экипажа по отработке действий в условиях аварийных ситуаций с целью поддержания профессионализма и получения необходимых навыков экипажем судна. Обучение и тренировки
Задание:1. В схематичном или табличном формате описать возможные аварийные ситуации с учётом судна и груза, которые могут возникнуть как на стоянке, так и на ходу судна. К аварийным ситуациям могут быть отнесены:
2. Составить судовой аварийный план, сопряжённый с береговым аварийным планом, который должен определять порядок действий экипажа в создавшейся аварийной ситуации и в общем случае должен включать:
3. Разработать «Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью», который является обязательным в соответствии с Конвенцией МАРПОЛ-73/78.
Теоретическая часть практического занятия №2.
Действия предпринимаемые по сигналам тревоги.
Человек за бортом
Сигнал – три длинных сигнала.
Причина – человек за бортом.
Действия – все не занятые в вахте, независимо от места нахождения и действий,
обязаны встать по местам штатного расписания по шлюпочной тревоге. Лица не занятые в
штатном расписании должны максимально быстро, не создавая толчеи и паники,
подняться на шканцы (полуют), и ждать распоряжений от старшего вахтенного офицера о
помощи другим. Исключение составляет человек который первым увидел человека за
бортом, сразу бросил ему спаскруг, после чего смотрит на него и постоянно указывает на
него рукой, что бы не потерять его из вида.
Шлюпочная тревога.
Сигнал – семь коротких, один длинный
Причина – оставление корабля экипажем.
Действия – все не занятые в вахте, в независимости от места нахождения и действий,
обязаны встать по местам штатного расписания по шлюпочной тревоге. Лица не занятые в
штатном расписании должны максимально быстро, не создавая толчеи и паники,
подняться на шканцы (полуют), и ждать распоряжений от старшего вахтенного офицера о
помощи другим. При себе иметь свои документы упакованные в водонепроницаемую
упаковку, быть тепло одетым и иметь надетый спасжилет.
Общесудовая тревога.
Сигнал – непрерывный сигнал громкого боя в течение 25 – 30 сек.
Подается в случаях не оговоренных в предыдущих тревогах (пожар, поступление
воды, и др.).
Действия – все не занятые в вахте, в независимости от места нахождения и действий,
обязаны встать по местам штатного расписания Лица не занятые в штатном расписании
должны максимально быстро, не создавая толчеи и паники, подняться на шканцы
(полуют), и ждать распоряжений от старшего вахтенного офицера о помощи другим.
Все аварийные действия будут начаты аварийной партией (АП), в связи с чем Вы не
должны создавать помех тем кто входит в состав АП передвигаться по кораблю.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Расписание по общесудовой тревоге (оставление судна)
Вахтенный
1.Определяет место возгорания
2.Объявляет по громкой связи (где и что случилось)
3.Выпускает аварийную партию
4. Отключает вентиляторы (все)
5.Пуск пожарного насоса
6.Подготовка необходимого к оставлению судна. Закрывают крышки вентиляции.Готовят (спускают) штормовые трапы.Аварийная партия проверяет трюма (2 человека), проводит действия по тушению пожара или борьбе с водой (4 человека).
Подвахта:Спуск шлюпки (см. тревогу «Человек за бортом») Готовит к спуску спас-плоты.
2. Расписание по тревоге «Человек за бортом»
Ходовая вахта ВПКМ
Объявляет тревогу, нажимает кнопки «МОВ» на эл. карте, GPS и радаре, осуществляет управление кораблем ишлюпкой, руководит спасательной операцией.
Матрос 1 Первый наблюдающий, следит за человеком
Матрос 2 Бросает спасательный круг
Матрос 3 . Надевает гидрокостюм, готовится спуститься в шлюпку
Матрос 4 Помогает надевать гидрокостюм
Матрос 5 Стоит на штурвале
Второй наблюдающий (по указанию ВПКМ ), достает поисковый прожектор (ночью)
Задание: В схематичном или табличном формате описать последовательност действий вахтенной команды по судовым тревогам.