Практическая работа №24(1)
Построение чертежа простейшими командами с приме-нением привязок
Издавна чертеж выполняется с использованием чертежных инструментов (ли-нейки, треугольника, циркуля и т.д.). Точность выполнения чертежа зависит от квали-фикации конструктора и остроты его зрения.
При компьютерном черчении основным инструментом является курсор – это графический элемент, который можно передвигать по экрану с помощью мыши. Как вы уже убедились, с его помощью можно выбирать команды на панелях окна доку-мента и активизировать поля на панели Свойств. Кроме этого курсор принимает ак-тивное участие в процессе создания геометрических объектов чертежа, то есть являет-ся, по сути, острием вашего карандаша.
При компьютерном черчении любые построения ни в коем случае не следует выполнять на «глаз». Это считается грубой ошибкой. Машинная графика предполагает абсолютно точное взаимное положение геометрических объектов на чертеже. Тем бо-лее что графическая система обладает полным объемом функций, обеспечивающих такую точность.
процессе работы над чертежом при необходимости точного установления кур-сора в различные точки элемента, уже существующего на чертеже, выполняют при-вязку к точкам или объектам.
Если при черчении вы не используете привязки, значит, вы чертите неверно. Предусмотрены две разновидности привязки – глобальная (действует по умол-
чанию) и локальная (однократная).
Глобальная привязка (если она установлена) постоянно действует при вводе и редактировании объектов. Она является простейшим инструментом, позволяющим осуществлять быстрое и точное указание существующих точек на чертеже.
Чтобы включить глобальные привязки в текущем окне, нажмите кнопку – Установка глобальных привязок Инструментальная панель Текущее состояние. На экране появится диалог установки глобальных привязок (рис. 1).
Локальную привязку требуется каждый раз вызывать заново, но она является более приоритетной, чем глобальная. При вызове какой-либо команды локальной при-вязки она подавляет установленные глобальные привязки на время своего действия (до ввода точки или отказа от ввода). После ввода текущей точки локальная привязка отключается, и система возвращается к выполнению глобальных привязок.
Все локальные привязки собраны в контекстном меню локальных привязок. Вы-зов меню на экран во время выполнения команды осуществляется щелком правой кла-виши мыши в любой точке чертежа (рис. 2).
Чертеж любой сложности строится на основе базовых графических элементов (графических примитивов) и знаний правил оформления чертежно-графической доку-
1
ментации. Метод построения каждого отдельного чертежа в большинстве случаев за-висит от требуемой точности.
Рис. 1 Диалог установки глобальных привязок
Рис. 2. Меню локальных привязок
2
Рассмотрим алгоритм построения чертежа пластины простейшими командами (рис. 3):
Рис. 3
– Непрерывный ввод объекта Инструментальной панели Геометрия. В
данном случае конечная точка созданного объекта автоматически становится начальной точкой следующего объекта. Однако построенная последователь-ность примитивов не является единым объектом. Они будут выделяться, редак-тироваться и удаляться по отдельности;
3
курсор на меню Привязки, щелчок мыши при этом выполнять не нужно. После этого содержимое меню автоматически раскроется. Выберите из списка привяз-ку Выравнивание щелчком ЛКМ (рис. 4);
Рис. 4 Выбор локальной привязки Выравнивание
курсор изменил свою форму, что свидетельствует о том, что привязка активна;
установите курсор так, чтобы его «ловушка» захватывала объект (вертикальный отрезок), к которому требуется привязаться. В точке, соответствующей выбран-ной привязке, появится «крестик», свидетельствующий о срабатывании привяз-ки (рис. 5);
Рис. 5 Установка привязки Выравнивание
4
так как деталь симметричная, то величина верхнего вертикального отрезка равна нижнему. Вновь в поле длина панели свойств введите значение следующего от-резка, рассчитанное по формуле (44 – 14) : 2 = 15, нажмите и располо-жите отрезок вертикально вверх;
Рис. 6 Рис. 7
так как деталь симметричная, то величина левого горизонтального отрезка равна правому. Введите значение отрезка, рассчитанного по формуле (90 –
вызовите щелчком ПКМ локальную привязку Выравнивание и зафиксируй-те следующий вертикальный отрезок (рис. 8);
подведите курсор к началу координат, сработает глобальная привязка (дей-ствующая по умолчанию) Ближайшая точка (рис. 10);
Рис.8 Рис. 9
Рис. 10 Рис. 11
5
манду;
чтобы найти центр данной пластины, на Инструментальной панели Геомет-
рия выберите Отрезок;
Рис. 12.
ку – Установка глобальных привязок;
в диалоговом окне выберите привязку Середина и включите флажок (рис. 13), нажмите «ОК»;
Рис. 13
6
ведите курсор мыши по линии до тех пор, пока его «ловушка» не захватит объект (рис. 14);
аналогичным образом найдите середину вертикального отрезка и постройте горизонтальный отрезок (рис. 16);
Рис. 14 Рис.15
Рис. 16
– окружность;
укажите центр окружности (точка пересечения осевых линий). Сработает уста-новленная вами глобальная привязка Середина (рис 17);
Рис. 17
два раза щелкнув ЛКМ в поле радиус панели Свойств, введите значение 15 (на чертеже дано значение диаметра (∅ = 30)) и нажмите ;
– Прервать команду;
7
Рис. 18
Самостоятельная работа
Откройте документ Фрагмент и постройте чертеж плоской детали простейшими ко-мандами с применением привязок (рис. 19).
Рис. 19
8