Урок № 10 класс «____»____20___г.
Тема: Практическая работа №3. «Качественные реакции на белки»
Цель: Проверить умение учащихся использовать качественные реакции для определения веществ.
Задачи урока:
-
Продолжить формировать навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, придерживаясь, правил техники безопасности.
-
Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.
-
Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать свойства белков. Уметь проводить цветные реакции на белки. Иметь представления о превращениях белков в организме, о химическом синтезе белков.
Метапредметные. Уметь рассуждать, делать умозаключения и выводы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность.
Личностные. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.
Оборудование и материалы: пробирки, водяная баня или спиртовка; водный раствор яичного белка; 10 %-й раствор гидроксида натрия; 30 %-й раствор гидроксида натрия; 1 %-й раствор сульфата меди; концентрированная азотная кислота; модель ДНК; карточки: инструктивные, ПТБ.
Базовые понятия и термины: Денатурация белков, цветные реакции на белок (ксантопротеиновая и биуретовая).
Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков
Вид урока: Урок — практическое занятие
Структура урока
I. Организационный этап 1 – 2 мин
II. Актуализация опорных знаний ………………………….3 – 5 мин
-
Инструктаж по технике безопасности 2 – 3 мин
-
Проведение практической работы …. 30 мин
-
Домашнее задание …1 мин
-
Подведение итогов урока 1—3 мин
-
. Рефлексия ……………………………………………………1 – 2 мин
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (Учет отсутствующих учащихся).
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (Проверка понимания учащимися описания предстоящего практического занятия.) В курсе биологии учащиеся изучали структуры белка и их краткие характеристики.
«что жизнь – это способ существования белковых тел!»
Ф.Энгельс. Собрание сочинений. Т.20
Беседа по вопросам
-
Что вам известно о белках из курса биологии? (Это природные полимеры, состоящие из остатков α-– аминокислот, соединенных между собой пептидными связями)
-
Какие структуры белка вы знаете? (Первичную, вторичную, третичную, четвертичную.)
-
Что собой представляет первичная структура? (Цепочка из остатков аминокислот, соединенных пептидными связями.)
-
Дайте характеристику вторичной структуре белков. (Чаще всего это цепочка, свернутая в α-спираль, стабилизированная водородными связями.)
-
Охарактеризуйте третичную структуру белка. (α-спираль, свернутая нерегулярным образом в компактную глобулу.)
-
Дайте характеристику четвертичной структуре белка. (Эта структура характерна не для всех белков и представляет собой комплекс из нескольких белковых молекул или из молекул белковой и небелковой природы.)
-
Что происходит при денатурации белка? (При действии некоторых факторов происходит разрушение трехмерной конформации белка — денатурация, связанное с изменением вторичной, третичной и четвертичной структур; это изменение может носить временный или постоянный характер, но и в том и в другом случае аминокислотная последовательность белка (первичная структура) остается неизменной.
-
Что такое Ренатурация? (Когда денатурированный белок в подходящих условиях вновь спонтанно приобретает свою нативную структуру. Ренатурация показывает, что вторичная и третичная структуры белка полностью определяются его первичной структурой.)
Вспоминаем формулу этанола и метанола, акцентируем внимание на вреде алкоголя.
-
Какие известны качественные реакции на белок? (Биуретовая реакция на пептидные связи — действие разбавленного раствора сульфата меди (II) на слабощелочной раствор белка, сопровождающееся появлением фиолетово-синей окраски раствора, что обусловлено комплексообразованием между ионами меди (II) и полипептидами. Ксантопротеиновая реакция на ароматические и гетероядерные циклы — действие концентрированной азотной кислоты с появлением желтой окраски; окраска объясняется нитрованием циклов и образованием нитросоединений остатками аминокислот.)
Существует еще качественная реакция – Реакция Миллона — действие на белок реактива Миллона (раствора Hg(NО3) и Hg2(NО3)2 в разбавленной HNО3, содержащей примесь HNО2) с появлением красно-коричневой окраски, которая обусловлена образованием пептидных солей ртути.
-
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ (Подготовка учащимися рабочего места к практическому занятию). На партах находятся Правила ТБ (Приложение №1), инструктивная карточка (Приложение №2), дополнительный материал к уроку (Приложение№3).
Учитель демонстрирует коллоидный раствор яичного белка (можно пропустить через стакан с раствором белка луч света от фонарика, чтобы продемонстрировать эффект Тиндаля).
Эффект Тиндаля — оптический эффект, рассеивание света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду. Обычно наблюдается в виде светящегося конуса видимого на тёмном фоне. Характерен для растворов коллоидных систем, в которых частицы и окружающая их среда различаются по показателю преломления.
Вспоминаем ПТБ при работе с кислотами, щелочами, нагревательными приборами и тд..
-
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (Практическая работа учащихся проводится под наблюдением и контролем учителя и лаборанта, при необходимости оказание помощи; учет и оценка работы учащихся).
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Повторить свойства белков. §38 ст. 170-182 , № 1-7 уст.
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (сдача наборов посуды, реактивов, материалов и принадлежностей лаборанту, уборка рабочего места) при наличии времени провести упражнение с Приложения №3
Начав движение с верхней левой клетки, передвигайтесь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз) таким образом, чтобы из букв получилось правило: по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами.
X | И | Р | Е | А | К | П | Р | О | Б | О | У | С |
И | М | Е | И | И | Т | Я | З | Ь | А | В | К | В |
Ч | Е | С | К | В | Ы | Н | Е | Л | Т | Ь | Н | А |
-
РЕФЛЕКСИЯ (Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками)
-
Что вы узнали новое на уроке?
-
Что было самым интересным на уроке?
-
С каким настроением вы уйдете с урока?
Приложение №1
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
-
Входите в кабинет и лаборантскую только с разрешения учителя.
-
Все действия и передвижения в кабинете химии выполняйте спокойно, чтобы случайно не перевернуть химическую посуду с реактивами, приборы, стоящие на столах.
-
Поддерживайте чистоту и порядок на своем рабочем месте, убирайте мусор после выполнения работы.
-
Во время работы на столе не должно быть ничего лишнего; на нем могут быть учебник, задачник, справочник, тетрадь и письменные принадлежности.
-
Соблюдайте правила пользования водопроводом, электричеством по принципу: если открыл — закрой; если включил — выключи; если не можешь этого сделать сам — зови на помощь.
-
Помните местонахождение в кабинете противопожарных средств, аптечки, умейте ими пользоваться.
-
Будьте максимально осторожны при выполнении любых практических работ, выполняйте их только по инструкции.
-
Выполняйте только те химические опыты, которые согласованы с учителем, под его присмотром или наблюдением лаборанта.
-
Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта, помните, что недостаточное знание свойств веществ, с которыми проводится работа, может привести к несчастному случаю.
-
Вынув пробку, не кладите ее на лабораторный стол боком, а поставьте.
-
Сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закройте пробкой и поставьте на место.
-
Реактивы для опытов берите только в тех количествах, которые указаны учителем или даны в инструкции.
-
Если в инструкции не сказано, какую массу либо объем вещества надо взять, то сухое вещество берите в таком количестве, чтобы оно только покрыло дно пробирки, а раствор — чтобы занял не более 1/6 объема пробирки.
-
При наливании жидкостей берите сосуд с реактивом так, чтобы этикетка была направлена в сторону ладони, снимайте каплю с края горлышка сосуда, иначе жидкость, стекая по стеклу, может повредить кожу и испортить этикетку.
-
Наливайте и насыпайте реактивы над столом.
-
Если реактив попал в глаз, на кожу или одежду, немедленно поставьте в известность учителя, тщательно смойте реактив водой, а затем нейтрализующим веществом (кислоты — слабым раствором соды, щелочи — слабым раствором борной кислоты).
-
Нюхайте все вещества осторожно, не наклоняйтесь над пробиркой и не вдыхайте полной грудью, а направляйте к себе пар или газ движениями руки.
-
При нагревании растворов в пробирке пользуйтесь деревянным держателем. Внимательно следите затем, чтобы отверстие пробирки было направлено в сторону от окружающих, так как жидкость в результате перегрева может быть выброшена из пробирки.
-
При нагревании жидкостей следите, чтобы не перегрелись стенки пробирки над жидкостью (особенно, когда жидкости мало), потому что при попадании капель жидкости на перегретое стекло пробирка может треснуть.
-
Чтобы избежать перегревания и растрескивания пробирки, никогда не нагревайте ее только снизу, а равномерно прогрейте всю.
-
Будьте особенно осторожны при работе с нагревательными приборами, при возникновении неисправностей немедленно известите учителя.
Приложение №2
Практическая работа №3.
Тема: «Качественные реакции на белки»
Цель: закрепить знания о качественных реакциях на белки
раствор
Реактивы: заранее приготовленный водный раствор яичного белка; 10 %-й раствор гидроксида натрия; 30 %-й раствор гидроксида натрия; 1 %-й раствор сульфата меди; концентрированная азотная кислота.
Белок одного куриного яйца отделяют от желтка и растворяют в 230 см3 дистиллированной воды, к которой прибавляют 100 см3 насыщенного раствора хлорида натрия, раствор фильтруют через марлю, сложенную в 3 – 4 слоя, и хранят в холодильнике.
Оборудование: пробирки; водяная баня или спиртовка.
Проведение опыта
Опыт №1. Биуретовая реакция.
1. В пробирку налейте 2 – 3 мл раствора белка и добавьте несколько миллилитров раствора щелочи.
2. Добавьте немного (по каплям) раствора сульфата меди (II).
Опыт №2. Ксантопротеиновая реакция.
Данную работу необходимо выполнять, соблюдая особую осторожность!
1. В пробирку налейте 2 – 3 мл раствора белка и добавьте 0,5 – 1 мл (2 – 3 капли) концентрированной азотной кислоты. (ОСТОРОЖНО!)
2. Смесь осторожно нагрейте. Выпадает осадок желтого цвета.
3. После охлаждения в пробирку ОСТОРОЖНО прилейте по каплям избыток концентрированного раствора аммиака или (разбавленного раствора щелочи), желтая окраска переходит в оранжевую.
Задание. Оформите результаты исследования, заполнив таблицу
№ Название опыта | Что делали | Протекающие реакции | Вывод |
| | | |
Сделайте вывод о проделанной работе.
Приложение №3
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Цветные реакции применяются для установления белковой природы веществ, идентификации белков и определение их аминокислотного состава в различных биологических жидкостях. В клинической лабораторной практике эти методы используются для определения количества белка в плазме крови, аминокислот в моче и крови, для выявления наследственных и приобретенных патологий обмена у новорожденных.
Присутствие белков в биологических объектах или растворах можно определить с помощью цветных реакций, протекание которых обусловлено наличием в белке специфических групп и пептидных связей.
В щелочной среде белки (Биуретовая реакция), а также продукты их гидролиза – пептиды, дают фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание с солями меди. Интенсивность окраски зависит от длины полипептида. Реакция обязана наличию пептидных связей в белках:
Ксантопротеиновая реакция - характерна для некоторых ароматических аминокислот (фенилаланина, тирозина, триптофана), а также для пептидов, их содержащих. При действии азотной кислоты образуется нитросоединение желтого цвета. Далее нитропроизводные могут реагировать со щелочью с образованием натриевой соли, имеющей желто-оранжевое окрашивание:
Упражнение
Начав движение с верхней левой клетки, передвигайтесь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз) таким образом, чтобы из букв получилось правило: а) по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами.
X | И | Р | Е | А | К | П | Р | О | Б | О | У | С |
И | М | Е | И | И | Т | Я | З | Ь | А | В | К | В |
Ч | Е | С | К | В | Ы | Н | Е | Л | Т | Ь | Н | А |