СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 3 по биологии "Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка: Практическое занятие № 3 "Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание".

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 3 по биологии "Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание"»

Практическое занятие № 3


Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.


Учебная цель: Научиться решать генетические задачи на дигибридное и полигибридное скрещивание.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия.

Дигибридное скрещивание - скрещивание, при котором родители разли­чаются по двум признакам.

Полигибридное скрещивание - скрещивание, при котором родители раз­личаются по нескольким признакам.

В основе решения задач на дигибридное и полигибридное скрещива­ние лежит третий закон Менделя.

Третий закон Менделя - закон независимого комбинирования (наследо­вания) признаков: расщепление по каждому признаку идет независимо от других признаков.

Цитологической основой независимого комбинирования является слу­чайный характер расхождения гомологичных хромосом каждой пары к раз­ным полюсам клетки в процессе мейоза независимо от других пар гомоло­гичных хромосом. Этот закон справедлив только в том случае, когда гены, отвечающие за развитие разных признаков, находятся в разных хромосомах. Исключения составляют случаи сцепленного наследования.

Советы и правила.

  1. В самом начале решения задачи условие следует записать на черновик:
    пример: A – жёлт.
         а – зелён.

  2. Так же следует выписать все генотипы и фенотипы упомянутых особей на черновик – так легче ориентироваться в задаче:
    пример: AАBВ х Aabb
    F1 aabb

  3. В задачах на дигибридное скрещивание советуем пользоваться решёткой Пеннета.

  4. Если при скрещивании двух одинаковых по фенотипу особей в потомстве произошло расщепление, то эти особи гетерозиготные.

  5. Если в результате скрещивания особей, отличающихся по фенотипу по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей была гетерозиготой, а другая – гомозигота по рецессивному признаку.

  6. Если при дигибридном скрещивании двух по фенотипу одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготными.

  7. Если при скрещивании двух по фенотипу одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в отношениях 9:3:4, 9:6:1, 9:7, 12:3:1, 13:3, 15:1, то это свидетельствует о явлении взаимодействия генов.


Алгоритм составления схемы дигибридного скрещивания.


Внимательно читаем условие задачи

Известно, что у кур простой (листовидный) гребень (a) рецессивен по отношению к розовидному (A),а оперенные (B) ноги доминируют над голыми (b).Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперенные ноги. Найдите процент появления потомства полностью схожего с матерью среди гибридов первого поколения.



Условия задачи записывают в виде схемы скрещивания родителей. Для этого надо по описанию составить генотипы родителей.

В нашей задаче самка имеет листовидный гребень (aa) и голые ноги (bb), итого у курицы у нас получается ааbb, а петух дигетерозигота, т.е. его надо записать как АаBb.


Далее записываем скрещивание, используя знаки женской ( ) и мужской ( ) особи. Скрещивание обозначают знаком умножения (х). На первом месте принято ставить женский пол. Родительские особи обозначают буквой «Р»(от parents).

Записываем гаметы, которые могут образовывать организмы с данными генотипами.

Р    aabb    X    AaBb

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

g ab AB, Ab, aB, ab

Теперь чертим так называемую решётку Пеннета (решётка Пеннета, графический метод, предложенный английским генетиком Р. Пеннетом (R.Punnett) для наглядного представления о сочетании различных гамет при скрещивании). По вертикали записываем женские гаметы, по горизонтали мужские. И заполняем решётку.

К каждому генотипу записываем фенотип.

Р    aabb   X   AaBb

g ab AB, Ab, aB, ab

AB

Ab

aB

ab

ab

AaBb

Aabb

aaBb

aabb

F1: AaBb, Aabb, aaBb, aabb

Ph: розовидный гребень, оперенные ноги : розовидный гребень, голые ноги : листовидный гребень, оперенные ноги : листовидный гребень, голые ноги =1:1:1:1

Выясняем соотношения гибридов первого поколения и вычисляем процентные соотношения.

В данной задаче гибриды соотносятся как 1:1:1:1, следовательно, процент кур с листовидным гребнем и голыми ногами среди гибридов первого поколения будет составлять 25%. Ответ: 25%.


Примеры решения задач


У кур оперенные ноги являются доминантным признаком, а голые - рецессивным, гороховидный гребень - доминантный признак, а простой - рецессивный. Определите, какое потомство будет у гомозиготного петуха с гороховидным гребнем и оперенными ногами и у курицы с простым гребнем и голыми ногами? Какого потомства можно ожидать, если скрестить между собой гибридов первого поколения?


Дано:

объект: куры

А-гороховидный гребень

а – простой гребень

B- оперенные ноги

В- голые ноги

Р:    aabb   X   AABB  

↓      ↓

g:  аb AB         

F1: AaBb

Ph: гороховидный гребень, опренные ноги 100 %

Р(F1): AaBb X   AaBb

g: AB, Ab, aB, ab AB, Ab, aB, ab


F2:

: гороховидный гребень, оперенные ноги : гороховидный гребень, голые ноги: простой гребень, оперенные ноги : простой гребень голые ноги = 9:3:3:1



F1-?

Ph1-?

F2-?

Ph2-?



Ответ: Ph1 гороховидный гребень, оперенные ноги 100 % ,

Ph2: гороховидный гребень, оперенные ноги : гороховидный гребень, голые ноги: простой гребень, оперенные ноги : простой гребень голые ноги = 9:3:3:1


Выполнение работы.


Задание для фронтальной работы

Задача № 1.

Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: ААВВ; ааВВ; АаВв; АаВвСС

Задача № 2.

У крупного рогатого скота черная окраска шерсти является доминант­ным признаком, а красная - рецессивным. Отсутствие рогов - комолость - доминантный признак, а их наличие - рецессивный. Какое потомство будет наблюдаться в том случае, если:

а) красного рогатого быка скрестить с черной комолой коровой, гомо­зиготной по обоим признакам;

б) красного рогатого быка скрестить с черной комолой коровой гетеро­зиготной по обоим признакам;

в) скрестить черного комолого дигетерозиготного быка с такой же по генотипу и фенотипу коровой.

Задания для индивидуальной работы

Вариант 1

1.Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: аавв, АаВВ, АаввСс.

2.У человека наличие веснушек является доминантным признаком, а их отсутствие рецессивным; рыжие волосы - доминантный признак, а русые - рецессивный. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать в случае вступления в брак родителей со следующими фенотипами и генотипами:

а) отец и мать имеют веснушки, но отец гомозиготен, а мать гетерозиготна по этому признаку; оба родителя с рыжими волосами и гетерозиготны по этому признаку.

б) Отец с русыми волосами и не имеет веснушек, а мать с веснушками и рыжими волосами и гетерозиготна по обоим признакам.

3.У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Ка­ковы генотипы и фенотипы щенков, если:

а) Мать гомозиготна по доминантным признакам, а отец по рецессивным:

б) оба родителя гетерозиготны по обоим признакам.

Задания для индивидуальной работы

Вариант 2

1.Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: ААвв, Аавв, ААВвСс.

2.У человека карие глаза является доминантным признаком, а голубые - рецессивным; темные волосы - доминантный признак, а русые -рецессивный. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Каковы фенотипы и ге­нотипы детей, рожденных от браков:

а) голубоглазой и темноволосой гомозиготной женщины и дигетерозигот­ного кареглазого темноволосого мужчины:

б) у кареглазых мужчины и женщины, если они гетерозиготны по этому признаку, оба родителя имеют русые волосы.

3.У человека ген карих глаз доминирует над геном голубой окраски глаз, а ген, обуславливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположе­ны в разных хромосомах. Каковы генотипы и фенотипы потомков, если:

а) мать и отец имеют голубые глаза и левши;

б) мать и отец правши с карими глазами и гетерозиготны по обоим призна­кам.

Порядок выполнения отчёта по практическому занятию

  1. В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия.

  2. Выполните задания для фронтальной работы вместе с преподавателем.

  3. Решите задачи для индивидуальной работы.

  4. Сформулируйте вывод по работе. Отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя