Практическое занятие № 3
Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.
Учебная цель: Научиться решать генетические задачи на дигибридное и полигибридное скрещивание.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия.
Дигибридное скрещивание - скрещивание, при котором родители различаются по двум признакам.
Полигибридное скрещивание - скрещивание, при котором родители различаются по нескольким признакам.
В основе решения задач на дигибридное и полигибридное скрещивание лежит третий закон Менделя.
Третий закон Менделя - закон независимого комбинирования (наследования) признаков: расщепление по каждому признаку идет независимо от других признаков.
Цитологической основой независимого комбинирования является случайный характер расхождения гомологичных хромосом каждой пары к разным полюсам клетки в процессе мейоза независимо от других пар гомологичных хромосом. Этот закон справедлив только в том случае, когда гены, отвечающие за развитие разных признаков, находятся в разных хромосомах. Исключения составляют случаи сцепленного наследования.
Советы и правила.
-
В самом начале решения задачи условие следует записать на черновик:
пример: A – жёлт.
а – зелён.
-
Так же следует выписать все генотипы и фенотипы упомянутых особей на черновик – так легче ориентироваться в задаче:
пример:
AАBВ х
Aabb
F1 aabb
-
В задачах на дигибридное скрещивание советуем пользоваться решёткой Пеннета.
-
Если при скрещивании двух одинаковых по фенотипу особей в потомстве произошло расщепление, то эти особи гетерозиготные.
-
Если в результате скрещивания особей, отличающихся по фенотипу по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей была гетерозиготой, а другая – гомозигота по рецессивному признаку.
-
Если при дигибридном скрещивании двух по фенотипу одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготными.
-
Если при скрещивании двух по фенотипу одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в отношениях 9:3:4, 9:6:1, 9:7, 12:3:1, 13:3, 15:1, то это свидетельствует о явлении взаимодействия генов.
Алгоритм составления схемы дигибридного скрещивания.
Внимательно читаем условие задачи | Известно, что у кур простой (листовидный) гребень (a) рецессивен по отношению к розовидному (A),а оперенные (B) ноги доминируют над голыми (b).Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперенные ноги. Найдите процент появления потомства полностью схожего с матерью среди гибридов первого поколения. |
Условия задачи записывают в виде схемы скрещивания родителей. Для этого надо по описанию составить генотипы родителей. | В нашей задаче самка имеет листовидный гребень (aa) и голые ноги (bb), итого у курицы у нас получается ааbb, а петух дигетерозигота, т.е. его надо записать как АаBb. |
Далее записываем скрещивание, используя знаки женской ( ) и мужской ( ) особи. Скрещивание обозначают знаком умножения (х). На первом месте принято ставить женский пол. Родительские особи обозначают буквой «Р»(от parents). Записываем гаметы, которые могут образовывать организмы с данными генотипами. | Р aabb X AaBb ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ g ab AB, Ab, aB, ab |
Теперь чертим так называемую решётку Пеннета (решётка Пеннета, графический метод, предложенный английским генетиком Р. Пеннетом (R.Punnett) для наглядного представления о сочетании различных гамет при скрещивании). По вертикали записываем женские гаметы, по горизонтали мужские. И заполняем решётку. К каждому генотипу записываем фенотип. | Р aabb X AaBb g ab AB, Ab, aB, ab | AB | Ab | aB | ab | ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb | F1: AaBb, Aabb, aaBb, aabb Ph: розовидный гребень, оперенные ноги : розовидный гребень, голые ноги : листовидный гребень, оперенные ноги : листовидный гребень, голые ноги =1:1:1:1 |
Выясняем соотношения гибридов первого поколения и вычисляем процентные соотношения. | В данной задаче гибриды соотносятся как 1:1:1:1, следовательно, процент кур с листовидным гребнем и голыми ногами среди гибридов первого поколения будет составлять 25%. Ответ: 25%. |
Примеры решения задач
У кур оперенные ноги являются доминантным признаком, а голые - рецессивным, гороховидный гребень - доминантный признак, а простой - рецессивный. Определите, какое потомство будет у гомозиготного петуха с гороховидным гребнем и оперенными ногами и у курицы с простым гребнем и голыми ногами? Какого потомства можно ожидать, если скрестить между собой гибридов первого поколения?
Дано: объект: куры А-гороховидный гребень а – простой гребень B- оперенные ноги В- голые ноги | Р: aabb X AABB ↓ ↓ g: аb AB F1: AaBb Ph: гороховидный гребень, опренные ноги 100 % Р(F1): AaBb X AaBb g: AB, Ab, aB, ab AB, Ab, aB, ab F2: : гороховидный гребень, оперенные ноги : гороховидный гребень, голые ноги: простой гребень, оперенные ноги : простой гребень голые ноги = 9:3:3:1 |
F1-? Ph1-? F2-? Ph2-? |
Ответ: Ph1 гороховидный гребень, оперенные ноги 100 % , Ph2: гороховидный гребень, оперенные ноги : гороховидный гребень, голые ноги: простой гребень, оперенные ноги : простой гребень голые ноги = 9:3:3:1 |
Выполнение работы.
Задание для фронтальной работы
Задача № 1.
Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: ААВВ; ааВВ; АаВв; АаВвСС
Задача № 2.
У крупного рогатого скота черная окраска шерсти является доминантным признаком, а красная - рецессивным. Отсутствие рогов - комолость - доминантный признак, а их наличие - рецессивный. Какое потомство будет наблюдаться в том случае, если:
а) красного рогатого быка скрестить с черной комолой коровой, гомозиготной по обоим признакам;
б) красного рогатого быка скрестить с черной комолой коровой гетерозиготной по обоим признакам;
в) скрестить черного комолого дигетерозиготного быка с такой же по генотипу и фенотипу коровой.
Задания для индивидуальной работы
Вариант 1
1.Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: аавв, АаВВ, АаввСс.
2.У человека наличие веснушек является доминантным признаком, а их отсутствие рецессивным; рыжие волосы - доминантный признак, а русые - рецессивный. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать в случае вступления в брак родителей со следующими фенотипами и генотипами:
а) отец и мать имеют веснушки, но отец гомозиготен, а мать гетерозиготна по этому признаку; оба родителя с рыжими волосами и гетерозиготны по этому признаку.
б) Отец с русыми волосами и не имеет веснушек, а мать с веснушками и рыжими волосами и гетерозиготна по обоим признакам.
3.У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Каковы генотипы и фенотипы щенков, если:
а) Мать гомозиготна по доминантным признакам, а отец по рецессивным:
б) оба родителя гетерозиготны по обоим признакам.
Задания для индивидуальной работы
Вариант 2
1.Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: ААвв, Аавв, ААВвСс.
2.У человека карие глаза является доминантным признаком, а голубые - рецессивным; темные волосы - доминантный признак, а русые -рецессивный. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Каковы фенотипы и генотипы детей, рожденных от браков:
а) голубоглазой и темноволосой гомозиготной женщины и дигетерозиготного кареглазого темноволосого мужчины:
б) у кареглазых мужчины и женщины, если они гетерозиготны по этому признаку, оба родителя имеют русые волосы.
3.У человека ген карих глаз доминирует над геном голубой окраски глаз, а ген, обуславливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Каковы генотипы и фенотипы потомков, если:
а) мать и отец имеют голубые глаза и левши;
б) мать и отец правши с карими глазами и гетерозиготны по обоим признакам.
Порядок выполнения отчёта по практическому занятию
-
В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия.
-
Выполните задания для фронтальной работы вместе с преподавателем.
-
Решите задачи для индивидуальной работы.
-
Сформулируйте вывод по работе. Отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия .