СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа №3 Представление чисел

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепление знаний о системах счисления и о представлении чисел в памяти компьютера

Задачи:

Образовательная:

  • формирование знаний учащихся о формах представления числовой информации в компьютере;

  • формирование практических навыков по представлению чисел в различных кодах;

Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

Воспитательная: воспитывать научное мировоззрение, информационную культуру, расширять кругозор учащихся.

Тип урока: урок практикум

Оборудование: учебник

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №3 Представление чисел»

Практическая работа 3

(2 часа)

Представление информации в различных системах счисления

Цель работы. Изучение методов перевода чисел из одной системы счисления в другую. Изучение способов представления числовой информации в компьютере

План

  1. Изучить методы перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

  1. Изучить методы перевода правильных дробей из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

  1. Изучить методы перевода вещественных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

  2. Изучить методы перевода чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления

  3. Изучить методы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и наоборот

  4. Изучить представление целых и вещественных чисел в компьютере

  5. Ответить на контрольные вопросы

Краткие сведения

В двоичной системе счисления все числа записываются с помощью двух цифр 0 или 1, основание (базис) двоичной системы счисления q=2.

В восьмеричной системе счисления все числа записываются с помощью восьми цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, основание восьмеричной системы счисления q=8.

В десятичной системе счисления все числа записываются с помощью десяти цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

В шестнадцатеричной системе счисления все числа записываются с помощью шестнадцати цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A (количественный эквивалент числа 10), B (11), C (12), D(13), E (14), F (15), базис шестнадцатеричной системы счисления q=16. Рассмотрим соотношение цифр и чисел в различных системах счисления (Таблица 1).

Таблицы чисел в различных системах счисления Таблица 1

10-я

2-я

8-я

16-я

0

0

0

0

1

1

1

1

2

10

2

2

3

11

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

16

10000

20

10



Для того чтобы перевести целую часть числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную, необходимо:

1. Последовательно делить данное число и получаемые при делении целые частные на основание q новой системы счисления (2, 8 или 16), выражая промежуточный результат цифрами исходной системы, до тех пор, пока частное не станет равным нулю.

2. Полученные остатки, фактически являющиеся цифровым выражением числа в новой системе, привести в соответствие с алфавитом этой системы счисления (имеются в виду системы счисления с основанием больше 10).

3. Записать число в новой системе счисления, начиная с последнего остатка.

Пример 1. Перевести число 2310 в двоичную систему счисления.



_23


2









22


_11


2







Œ


10


_5


2







Œ


4


_2


2







Œ


2


_1


2







‹


0


0









Œ














Получаем 2310=101112

Для того, чтобы выполнить перевод правильных дробей из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную необходимо последовательно умножать правильную дробь и получаемые дробные части произведений на основание системы q до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа.

Полученные целые части произведений, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.

Пример 2. Перевести число 0,6562510 в восьмеричную систему счисления.

0,

65625 х 8

5,

25000
х 8

2,

00000





Получаем: 0,6562510 = 0,528

Перевод вещественных чисел, т.е. чисел, содержащих целую и дробную части, осуществляется в два этапа. Отдельно переводится целая часть, отдельно — дробная. В итоговой записи полученного числа целая часть отделяется от дробной запятой.



Пример 3. Перевести число 156,35610 в шестнадцатеричную систему счисления. Представим число в виде суммы целой и дробной части 156,35610=15610+0,35610

Переводим целую часть 15610 в шестнадцатеричную систему счисления:

_156


16



144


_9


16

12


0


0

(С)


9



Получаем 15610=9С16

Переводим дробную часть 0,35610 в шестнадцатеричную систему счисления:

0,

356
х 16

5,

696
х 16

11,

(В)

136
х 16

2,

176…

Получаем: 0,35610 0,5В216.

Таким образом, 9С16+0,5В216=9С,5В216. Получаем: 156,35610 9С,5В216

При переводе чисел из системы счисления с основанием q в десятичную систему счисления необходимо пронумеровать разряды целой части справа налево, начиная с нулевого, и дробной части, начиная с разряда сразу после запятой, слева направо – начальный номер -1. Затем вычислить сумму произведений соответствующих значений разрядов на основание q системы счисления в степени, равной номеру разряда


Пример 4. Перевести число 10110110111,1012 в десятичную систему счисления

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1,

1

0

12=1*29+0*28+1*27+1*26+0*25+1*24+1*23+0*22+1*21+

+1*20+1*2-1+0+2-2+1*2-3= =512+0+128+64+0+16+8+0+2+1+0,5+0+0,125=731,62510

Если необходимо перевести число из двоичной системы счисления в систему счисления, основанием которой является степень двойки, достаточно объединить цифры двоичного числа в группы по столько цифр, каков показатель степени. При этом в целой части числа группировка производится справа налево, а в дробной слева направо. Если в последней группе недостает цифр, дописываются нули: в целой части - слева, в дробной – справа. Затем каждая группа заменяется цифрой новой системы счисления (Таблица 1).

При переводе чисел из системы счисления, основанием которой является степень двойки, в двоичную систему счисления необходимо каждую цифру заменить группой по столько цифр двоичной системы счисления, каков показатель степени. Затем записать цифры слева направо.

Пример 5. Перевести число 1011010010111,10112 в восьмеричную систему счисления

Разбиваем число на тройки цифр и заменяем каждую триаду восьмеричной цифрой:

001 011 010 010 111,101 1002

1 3 2 2 7 5 4

Получим 1011010010111,1011002=13227,548

Пример 6. Перевести число 801А9Е,3F16 в двоичную систему счисления

Заменим каждую цифру четверкой двоичных цифр: 8 0 1 А 9 Е, 3 F16

1000 0000 0001 1010 1001 1110 0011 1111

Получим 801А9Е,3F16=100000000001101010011110,001111112


Задания к практической работе

1) Выполнить перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:

  1. 2610

  1. 2710

  1. 2810

  1. 2910

  1. 3010

  1. 3110

  1. 4210

  1. 4310

  1. 4410

  1. 4510

  1. 4610

  1. 4710

  1. 5810

  1. 5910

  1. 6010

  1. 6110

  1. 6210

  1. 6310

  1. 7410

  1. 7510

  1. 7610

  1. 7710

  1. 7810

  1. 7910

  1. 9010

  1. 9110

  1. 9210

  1. 9310

  1. 9410

  1. 9510


2) Выполнить перевод правильных дробей из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:

  1. 0,2510

  1. 0,12510

  1. 0,3410

  1. 0,3710

  1. 0,3910

  1. 0,4110

  1. 0,4410

  1. 0,4910

  1. 0,5210

  1. 0,5610

  1. 0,5910

  1. 0,6110

  1. 0,6210

  1. 0,6310

  1. 0,6810

  1. 0,6910

  1. 0,7310

  1. 0,7610

  1. 0,7910

  1. 0,8210

  1. 0,8410

  1. 0,8510

  1. 0,8610

  1. 0,8910

  1. 0,9110

  1. 0,9310

  1. 0,9410

  1. 0,9510

  1. 0,9610

  1. 0,9910




3) Выполнить перевод вещественных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:

    1. 106, 12510

    1. 107,45610

    1. 108,37510

    1. 109,37710

    1. 110,37810

    1. 111,37910

    1. 122,38110

    1. 123,38210

    1. 124,38310

    1. 125,38410

    1. 126,38510

    1. 127,38610

    1. 138,38710

    1. 139,38810

    1. 140,38910

    1. 141,39110

    1. 142,39310

    1. 143,39410

    1. 154,39510

    1. 155,39610

    1. 156,39110

    1. 157,39210

    1. 158,39310

    1. 159,39410

    1. 170,39510

    1. 171,39610

    1. 172,39710

    1. 173,39810

    1. 174,39910

    1. 175,40110

4) Выполнить перевод чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления

а) Выполнить перевод числа из двоичной системы счисления в десятичную:

  1. 1001010,12

  1. 1100111,012

  1. 1111000,12

  1. 1001101,012

  1. 1100011,12

  1. 1011111,012

  1. 1100010,12

  1. 1011010,012

  1. 1010101,012

  1. 1011001,12

  1. 10110101,012

  1. 1010100010,12

  1. 10100011,012

  1. 110001001,012

  1. 110101011,12

  1. 11011001,012

  1. 10101001,012

  1. 100011101,12

  1. 1101000,012

  1. 100111,012

  1. 1110101,12

  1. 1010111,012

  1. 1001101,12

  1. 10101111,012

  1. 1111101,12

  1. 10000011,012

  1. 10101011,12

  1. 11001101,012

  1. 1001100111,12

  1. 101011010,012



б) Выполнить перевод числа из восьмеричной системы счисления в десятичную:

  1. 21,78

  1. 63,18

  1. 36,28

  1. 23,48

  1. 40,38

  1. 14,28

  1. 44,78

  1. 15,48

  1. 24,78

  1. 20,48

  1. 25,18

  1. 52,68

  1. 23,58

  1. 54,18

  1. 15,68

  1. 16,38

  1. 61,58

  1. 16,48

  1. 26,38

  1. 36,748

  1. 35,18

  1. 31,78

  1. 37,28

  1. 32,58

  1. 47,28

  1. 46,18

  1. 41,58

  1. 72,18

  1. 71,28

  1. 27,38



в) Выполнить перевод числа из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную:

  1. 3A,816

  1. F1,A16

  1. 33,A16

  1. D4,716

  1. FE,116

  1. 9B,416

  1. D5,616

  1. F0,916

  1. B5,C16

  1. B4,216

  1. A3,216

  1. A1,116

  1. 1D,416

  1. E9,216

  1. C1,416

  1. 2D,A16

  1. 7E,416

  1. 7D,616

  1. 6C,516

  1. 3B,45D16

  1. 7A,216

  1. F6,916

  1. 6E,416

  1. CF,516

  1. 2B,616

  1. 2A,416

  1. CF,916

  1. 5B,616

  1. 6E,116

  1. 28,D16


5) Выполнить перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и наоборот.

а) Выполнить перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную:

  1. 11001101,10112

  1. 1001101,01112

  1. 1001110000,0012

  1. 101001010,01012

  1. 1100010010,01112

  1. 1110111100,0112

  1. 1100000011,01112

  1. 111010101,1012

  1. 110100101011,12

  1. 1011101001,110112

  1. 101101001,012

  1. 1000101110,10012

  1. 1100110101,12

  1. 1011100011,012

  1. 10000001001,01012

  1. 1010000110,012

  1. 11010000000,012

  1. 1001011010,0112

  1. 111101110,10112

  1. 1111011110,12

  1. 11111111010,012

  1. 1000110010,01012

  1. 1010001010,10112

  1. 1101010100,0112

  1. 1111011010,0112

  1. 1011100111,012

  1. 1010011110,1012

  1. 1101001010,0112

  1. 1111110100,012

  1. 111000011,1012



б) Выполнить перевод чисел из восьмеричной системы счисления в двоичную:

  1. 221,78

  1. 630,618

  1. 736,18

  1. 237,28

  1. 140,318

  1. 14,028

  1. 144,78

  1. 145,48

  1. 24,078

  1. 250,48

  1. 25,318

  1. 252,068

  1. 25,1538

  1. 254,78

  1. 15,068

  1. 160,378

  1. 161,548

  1. 162,048

  1. 263,028

  1. 36,748

  1. 305,618

  1. 31,3078

  1. 370,278

  1. 321,58

  1. 47,3028

  1. 47,6138

  1. 414,578

  1. 72,0158

  1. 716,258

  1. 271,038

в) Выполнить перевод чисел из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную:

  1. 3C9A,816

  1. 3BF1,A16

  1. 3F13,A16

  1. 9D4,7A16

  1. 2FE3,6116

  1. 39B1,4A16

  1. 24D5,67B16

  1. 2F0,51916

  1. 2B45,0C16

  1. BB4,22C16

  1. 4A3F,2916

  1. 8A21,10D16

  1. 180D,48F16

  1. E029,7216

  1. C10,4A716

  1. 22D,A1716

  1. 1EE3,69416

  1. C7D1,6A16

  1. 6C23,0A16

  1. 3B06,45D16

  1. 7A58,0B16

  1. 1F16,0916

  1. 16E,0D416

  1. 2CF,A3516

  1. 3F2B,61A16

  1. 24A,14B16

  1. 3CF,D5916

  1. 3FB,6416

  1. 6ED0,19C16

  1. 283,D5F16


Контрольные вопросы

Обязательная часть

  1. Чем отличаются позиционные система счисления от непозиционных?

  2. Почему в компьютере используется двоичная система счисления?

  3. Какие формы записи применяются в компьютерной технике для кодирования целых чисел со знаком?

  4. В чем заключается преимущество экспоненциальной формы числа?


Дополнительная часть


  1. Запишите числа в прямом коде (формат 1 байт): 31; 65;-63;-128

  2. Запишите числа в обратном коде (формат 1 байт): -9; -127; -15; -128

  3. Запишите числа в дополнительном коде (формат 1 байт): -9; -127; -15; -128

  4. Переведите пары чисел в двоичную систему счисления и произведите арифметические операции: 36 и 4; 75 и 5; 12 и 4. Ответы проверьте.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!