Практическая работа №4. «Проектирование учебного занятия на
основании примерной рабочей программы, УМК по математике».
Тема: Натуральный ряд чисел. 5 класс, УМК А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский и др.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели:
- обобщить и углубить знания учащихся о натуральных числах, полученные в начальной
школе;
- сформировать знания у учащихся о свойствах натурального ряда чисел.
Задачи:
- повторить понятие – цифры;
- научить отличать цифры от натуральных чисел;
- научить описывать свойства натурального ряда;
- вызвать заинтересованность в изучении математики;
- развивать умение анализировать, сравнивать. создавать обобщения;
- применять изученный материал в нестандартной ситуации;
- развивать у обучающихся умение работать индивидуально и в группе;
- создать условия для развития речевых навыков у школьников;
- использовать преимущества групповой и индивидуальной работы;
- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
- содействовать развитию критического мышления.
Планируемые результаты обучения: Учащийся научится распознавать натуральные
числа, находить результаты число, которое в натуральном ряду следует за данным числом,
и число, которое в натуральном ряду является предыдущим данному числу.
Этапы урока:
1. Проблематизация, актуализация, мотивация
(фронтальная работа, ответы на вопросы)
№1.
Прочитайте числа: 3191, 565, 81 851, 936 951.
- Что можете сказать про эти числа? (многозначные, нечетные)
- Какие цифры не были использованы при записи данных чисел? (0, 2, 4, 7)
- Запишите самое большое и самое маленькое четырёхзначное число, записанное этими
цифрами.
- Запишите на следующей строке все записанные числа в порядке возрастания.
- Какое из чисел может быть лишним? Почему?
№2.
- С помощью чего можно записать любое натуральное число? (с помощью цифр)
- Сколько цифр в знаете? (десять)
- Назовите все цифры. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9).
2. Изучение нового материала. (Работа с текстом параграфа)
Откройте учебник на странице 5-6.
Найдите ответы на следующие вопросы.
- Какие числа называются натуральными? (Числа, используемые для счёта, называют
натуральными)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, … - натуральный ряд чисел.
- Какое число не является натуральным? (Нуль не относится к натуральным числам)
- Какое самое маленькое натуральное число? (1)
- Можно ли указать самое большое натуральное число? (Нет. Натуральный ряд чисел
бесконечен. Самое большое натуральное число указать нельзя)
- Рассмотрите любое натуральное число. Как получить натуральное число, следующее за
ним? (Надо прибавить к числу один)
Итак: Свойства ряда натуральных чисел.
1. Самое маленькое натуральное число - 1.
2. Каждое натуральное число можно увеличить на единицу и получить натуральное число,
следующее за ним.
3. Последнего натурального числа нет, то есть натуральный ряд чисел бесконечен.
3. Отработка и закрепление.
№3. Что обозначает знак «…»? Определите, на какой строке записан натуральный ряд
чисел. Определите, на какой строке записаны все цифры?
а) 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
б) 1,2,3,4,5,6, …
в) 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 …
г) 9,8,7,6,5,4,3,2,1,0.
Индивидуальная работа (5-7 мин).
1. Из чисел 5, 1/6, 8, 129, 0, 3/7,4128,1/5 выберите натуральные.
2.Запишите число, которое в натуральном ряду следует за числом: 1)34;2)246;3)8297.
3.Запишите число, которое в натуральном ряду является предыдущим числу: 1)58; 2)631;3)4500.
Парная проверка (дети проверяют работу своего соседа).
4. Работа в парах.
Сколько чисел стоит в натуральном ряду между числами: 1)6 и 24; 2) 18 и 81.
- обратить внимание учащихся на то, что между числами n и n + k в натуральном ряде
стоит ровно k − 1 натуральное число.
5. Применение знаний не в стандартной ситуации.
1. Некоторое натуральное число, большее 3, обозначили буквой а. Запишите для числа а два предыдущих и три последующих натуральных числа.
6. Индивидуальная работа с сильными учениками.
Дополнительное задание.
Некоторое натуральное число, больше 3, обозначили (а - 2). Запишите для числа (а – 2)
два предыдущих и три последующих натуральных числа.
7. Обобщение, систематизация.
1. Как называют числа, используемые при счете предметов?
2. Есть ли среди натуральных чисел наименьшее число? Наибольшее число? В случае утвердительного ответа назовите это число.
3. Опишите ряд натуральных чисел.
4. Каждое ли число в ряду натуральных чисел имеет: 1) последующее число; 2) предыдущее число?
8. Рефлексия.
Урок прошел удачно: я участвовал в работе класса, с заданиями справился
Успешно. Я очень доволен собой.
Сегодня на уроке не все задания оказались легкими. Мне было трудно, но я
справился. Я доволен собой.
Задания на уроке оказались трудными. Мне нужна помощь!
9. Информация о домашнем задании.
-Уметь отвечать на вопросы
1.Как называют числа, используемые при счете предметов?
2. Есть ли среди натуральных чисел наименьшее число? Наибольшее число? В случае утвердительного ответа назовите это число.
3. Опишите ряд натуральных чисел.
4. Каждое ли число в ряду натуральных чисел имеет: 1) последующее число; 2) предыдущее число?
5. Запишите число, которое в натуральном ряду является предыдущим числу 1) 42; 2) 215; 3) 3240
6. Запишите число, которое в натуральном ряду следует за числом: 1) 72; 2)121; 3) 6459.
7. Сколько чисел стоит в натуральном ряду между числами: 1) 13 и 28; 2) 29 и 111?
10. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
1.Запишите число, которое в натуральном ряду следует за числом: 1) 26; 2) 573; 3) 999.
2. Запишите число, которое в натуральном ряду является предыдущим числу: 1) 38; 2) 6250; 3) 10000.
3. Сколько чисел стоит в натуральном ряду между числами 9 и 32?