Практическая работа 6 по теме «Трудовые ресурсы предприятия».
Цель: Получение практических навыков расчёта численности работников организации (предприятия), оформления первичных документов по учету рабочего времени, трудоемкости работ, нормам обслуживания, расчётов показателей производительности труда. Овладение методикой начисления заработной платы при различных системах оплаты труда, формирования фонда оплаты труда.
Порядок выполнения работы: Выполнить предложенные задания по рекомендации преподавателя, проанализировать полученные результаты, сделать выводы, оформить отчет, представив его на проверку преподавателю.
Задание 1. Вопросы на понимание:
1. Какое значение для уровня образования имеют следующие факторы:
а) грамотность населения;
б) количество времени, затраченное на учебу;
в) внимание родителей и общества к образованию;
г) качество профориентации и профессиональной подготовки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какое влияние на уровень производительности труда оказывает инновационная деятельность? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое значение для эффективности экономики имеет состояние здоровья нации? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Многие компании сегодня вкладывают огромные деньги в обучение, повышение квалификации и социальную поддержку своего персонала. Некоторые открывают детские сады и продленные смены для детей работников. Другие вводят свободный график, при котором сотрудники вырабатывают положенное количество рабочих часов в удобное для себя время. Третьи компании неодобрительно относятся к таким введениям, считая, что это может повредить бизнесу. Кто прав и почему? Поясните свое мнение. Приведите аргументы и доводы своей точки зрения. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Некоторые эксперты считают, что производительность труда начинается не на заводском участке и не в научной лаборатории. Она начинается в роддоме, продолжается в детском саду, школе, колледже, университете. Определите своё отношении к этой позиции. Дайте обоснованный ответ. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Дайте определение понятий указанных в колонке 1 (таблица 14), укажите источник информации.
Табл. 14 - Раскрытие понятий на основе информации.
Понятие | Определение | Источник информации |
1. Персонал предприятия | | |
2. Руководители | | |
3. Специалисты | | |
4. Служащие | | |
5. Промышленно-производственный персонал | | |
6. Непромышленный персонал | | |
7. Основные рабочие | | |
8. Вспомогательные рабочие. | | |
Задание 3. Определите показатели использования трудовых ресурсов на основе формул расчета, укажите источник информации. Ответ оформите в таблице 15
Табл. 15 - Основные формулы для расчета показателей использования трудовых ресурсов
Показатели | Формулы расчета | Источник информации |
|  | |
|  | |
|  | |
|  | |
Задание 4. Среднесписочное число работающих на предприятии за отчетный год 6 тыс. человек, в том числе рабочих — 5400, служащих — 600 человек. За истекший год было принято на работу 1000 человек, в том числе рабочих — 920, служащих — 80 человек. За тот же год уволено 700 человек, в том числе рабочих – 650, служащих — 50 человек.
Определите:
1) оборот кадров по приему;
2) оборот кадров по выбытию;
3) общий оборот кадров;
4) коэффициент постоянства кадров.
Задание 5. Определите коэффициент сменности рабочих (ксм. раб.) на основе данных таблицы 16.
Табл. 16 - Исходные данные для расчета.
Цех | Всего рабочих, работавших в последний день отчетного периода | В том числе по сменам |
Первая | Вторая | Третья |
А | 200 | 140 | 40 | 20 |
Б | 140 | 40 | 80 | 20 |
В | 150 | 120 | 30 | - |
Задание 6. Определите выработку продукции на одного работающего в натуральном и денежном вариантах, на основе следующих данных:
1) годовой объем выпуска продукции предприятия — 400 тыс. шт.;
2) годовой объем валовой продукции — 4 млн руб.;
3) среднесписочное число работающих на предприятии — 1000 человек.
Задание 7. Дайте определения понятий указанных в колонке1 (таблица 17), укажите источник информации.
Табл. 17 - Раскрытие понятий на основе информации.
Понятие | Определение | Источник информации |
1. Заработная плата | | |
2. Номинальная заработная плата | | |
3. Реальная заработная плата | | |
4. Сдельная оплата труда | | |
5. Сдельно-премиальная оплата труда | | |
6. Повременная оплата труда | | |
7. Повременно-премиальная оплата труда | | |
8.. Аккордная оплата труда | | |
Задание 8. Определите заработок рабочего за месяц по следующим данным:
1) продолжительность смены 8 часов;
2) система оплаты труда сдельно-премиальная;
3) часовая тарифная ставка 12,8 рублей;
4) отработано фактически в течении месяца 22 смены, в том числе 2 смены в выходные и праздничные дни;
5) норма выработки 70 изделий за смену, фактически изготовлено за месяц 1850 изделий;
6) премия по положению 25 % к тарифу.
Задание 9. Определите численность рабочих сдельщиков, на основе следующих данных:
1) технологическая трудоемкость производственной программы-по плану составляет- 3560 тыс. норма-часов;
2) реальный фонд рабочего времени в плановом периоде-225дней;
3) реальная продолжительность рабочего дня-7,78часов;
4) планируемый коэффициент выполнения норм- 1,2.
Задание 10. Рабочий на предприятии сделал за день 42 изделия. Расценка за изделие - 80 руб. Вычислите заработок рабочего за день при простой сдельной оплате труда.
Задание 11. Рабочий сдельщик заготовил 2000 кг вторичного сырья (расценка за 1 т — 500 руб.). Кроме того, им было реализовано товара на сумму 5250 руб. (премия от суммы продаж составляет 4%). Определите полный заработок рабочего.
Задание 12. Рассчитайте месячный заработок рабочего по простой сдельной оплате труда на основе данных:
1. Объем произведенной продукции: изделие А -200шт., Б-1000 шт.
2. Нормы времени на обработку: изделие А-55,48 минут по 4 разряду и Б -5,22 минут по 5 разряду.
3. Тарифные ставки 4-го разряда -9, 132 у. ед., 5-го-разряда – 10,457 у. ед.
Задание 13. Часовая ставка инженера — 90 руб. 20 коп. и по условиям договора 30% премии ежемесячно. Он отработал в течение месяца 140 часов. Рассчитайте заработок инженера.
Задание 14. Численность персонала предприятия 3000 чел. , в т.ч. 960 основных рабочих и 640 вспомогательных., специалистов 770 человек, остальные руководители. Проведите анализ структуры персонала по категориям работников, определив:
1) удельный вес рабочих в общей численности персонала предприятия, %;
2) удельный вес служащих и руководителей в общей численности персонала предприятия, %;
3) выработку продукции на одного рабочего и одного работающего, если валовая продукция составила 26688 тыс. руб.
Задание 15. На предприятии в 2016 году работало 292 человек, а в 2017 - 283 человека.
В 2016 году было принято на работу 60 человек, а уволено 65, из них по собственному желанию 58, остальные были уволены из-за нарушения трудовой дисциплины. В 2017 году было принято 64 человека, а уволено 71, из них по собственному желанию 61 человек.
Определите:
1) коэффициент оборота по приему за 2016 и 2017 гг.;
2) коэффициент оборота по увольнению и коэффициент оборота по приему за 2016 и 2017 гг.;
3) коэффициент текучести кадров за 2016г. и 2017 г.
Задание 16. Объем произведенной продукции в 2016 году составил 16053 тыс. руб., в
2017 году – 17138 тыс. руб. Среднесписочная численность работников в 2016 году составляла 864 человека, а в 2017 году составила 868 человека. Среднесписочная численность рабочих составила в 2016 и 2017 гг. составила соответственно 753 и 760 человек.
Определите:
1) удельный вес рабочих в численности работников, %;
2) среднегодовую выработку продукции на одного работника, руб./чел..
3) среднегодовую выработку продукции на одного рабочего, руб./раб.
Задание 17. Ответьте на вопросы теста (выберите один или несколько вариантов ответов).
1. Назовите основные элементы тарифной системы оплаты труда.
а) тарифные сетки;
б) тарифные ставки;
в) должностные инструкции;
г) тарифно-квалификационные справочники;
д) доплаты к тарифным ставкам.
2. В каких случаях целесообразно применять сдельную форму оплаты труда?
а) при наличии количественных показателей работы;
б) при возможности точного учета качества работы;
в) при необходимости стимулирования увеличения выработки.
3. В каких случаях целесообразно применять повременную форму оплаты труда?
а) если отсутствуют количественные показатели выработки;
б) при условии обеспечения высокого качества работ;
в) при наличии нормативов трудоемкости;
г) при выполнении работ по обслуживанию.
д) когда труд работников не поддается точному нормированию
4. Что такое сдельно-премиальная оплата труда?
а) заработок плюс премия;
б) заработок плюс повышенная премия;
в) заработок плюс пониженная премия.
5. Как определяется расценка?
а) умножением тарифной ставки на норму времени;
б) умножением тарифной ставки на норму выработки;
в) делением нормы выработки на тарифную ставку;
д) делением тарифной ставки на норму времени.
6. Как определяется плановая величина фонда заработной платы?
а) произведением численности работающих на заработную плату одного работающего;
б) делением численности работающих на тарифную ставку одного работающего.
в) нет верного ответа.
7. Какой орган управления устанавливает состав фонда заработной платы?
а) Госкомстат Российской Федерации;
б) Правительство Российской Федерации;
в) руководитель предприятия.
8. Что такое «трудовые ресурсы»?
а) часть населения страны, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуги;
б) совокупность людей, способных к труду по возрасту и состоянию здоровья, составляющая по численности разность между численностью населения в трудоспособном возрасте и численностью инвалидов 1 и 2 групп и неработающих пенсионеров, получающих пенсию ранее наступления пенсионного возраста;
в) население в трудоспособном возрасте;
г) дети (до 16 лет), учащиеся, домохозяйки;
д) всё население страны.
9. Влияет ли количество принятых на предприятие работников на коэффициент текучести
кадров ?
а) да;
б) нет.
10. Не входит в рынок труда следующий элемент:
а) спрос;
в) предложение;
с) цена труда;
д) цена заработной платы.
11. Заработная плата - это:
а) цена труда;
в) цена товара;
с) цена дохода;
д) цена спроса.
12. Сумма денег, полученная работником за выполненную работу – это:
а) доход работника;
в) реальная заработная плата;
с) номинальная заработная плата;
д) доплата.
13. Форма оплаты труда:
а) повременная;
в) прогрессивная;
с) поминутная;
д) премиальная.
14. Средства на оплату труда возросли, а численность работников уменьшилась. Средняя заработная плата тогда:
а) не изменилась;
в) увеличилась;
с) уменьшилась;
д) резко уменьшилась.
15. Часовая тарифная ставка работника производства:
а) сумма фонда оплаты / численность работников производства;
в) сумма фонда оплаты / сумма норм времени бригады;
с) сумма норм времени бригады / сумма расходов на оплату труда;
д) сумма расходов на оплату труда / количество дней в месяце.
Вопросы для закрепления знаний.
1. Какова кадровая политика на предприятии?
2. Что понимается под структурой кадров и каковы факторы, ее определяющие?
3. Чем отличается номинальная заработная плата от реальной?
4. Каким образом проводится учет рабочего времени работника?
5. Какие документы оформляются на предприятии по участию работника в производственном процессе?
6. Что такое производительность труда?
7. Каковы показатели производительности труда рассчитывают на предприятии?
8. Как рассчитывается выработка и трудоёмкость?
9. Каковы методы измерения производительности труда?
10. Почему на предприятии производительность труда должна опережать среднюю заработную плату?
11. Какие вы знаете формы и системы оплаты труда?
12. В каких случаях наиболее целесообразно применять повременную и сдельную формы оплаты труда?
Список литературы для подготовки к практической работе.
1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Учебник / А.И. Гомола. – М.: Академия, 2014.
2. Грязнова А.Г. Экономика: Учебник. 10-11 класс / А.Г. Грязнова. – Изд-во: Интеллект-Центр, 2014.
3. Е.Ф. Борисов Экономика: учебник и практикум, 6-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 2013. -399с.
4. Иванов С. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных. Профильный уровень образования. Практикум по экономике. образования / Под ред. С.И. Иванова. – М.: ВИТА-Пресс, 2012. – 272 с.
5. М.С. Мокий, О.В., Азоева, В.С. Ивановский Экономика организации: учебники практикум для СПО под ред. Проф. М.С. Мокия - 2-е изд. перераб. и доп.- М.-Юрайт, 2015.