оборудование
Практическая работа №8 «Изучение автоматической системы отпуска нефтепродуктов на АЗС»
Отпуск или выдача нефтепродуктов потребителям мелкими партиями производится наливом в автоцистерны, контейнеры, бочки, бидоны и другую мелкую тару через специальные раздаточные или отпускные устройства, к которым относятся: автоэстакады, автоколонки, разливочные, расфасовочные, автозаправочные станции и раздаточные колодцы.
Автоэстакады и автоколонки служат для отпуска нефтепродуктов в автоцистерны, причем на крупных нефтебазах сооружаются преимущественно автоэстакады и автоматизированные колонки для группового налива автоцистерн, а на мелких - автоколонки для налива одиночных цистерн.
Налив нефтепродуктов в тару осуществляется через разливочные.
Назначение расфасовочных - производить заблаговременно затаривание нефтепродуктов в мелкую тару, для последующего отпуска их через тарное хранилище.
Автозаправочные станции используются для снабжения нефтепродуктами (горючим и маслом) автотранспорта и поэтому устраиваются, как правило, вне территории нефтебаз.
Раздаточные колодцы применяются для отпуска нефтепродуктов в особых случаях, например, на складах аэродромов, на речных и морских причалах и т. д.
Отпуск нефтепродуктов через раздаточные устройства производится двумя способами: весовым и объемным.
Весовой отпуск нефтепродуктов основывается на взвешивании тары до и после налива; вес нефтепродукта (нетто) определяется как разность между двумя взвешиваниями. Являясь самым старым и наиболее распространенным способом, весовой отпуск имеет ряд недостатков, к которым относятся:
непроизводительная затрата времени на двойную установку автоцистерн и тары на весах при взвешивании порожней тары п заполненной;
значительная потеря времени, а также нефтепродуктов при доливании в случаях несоответствия веса отпускаемому количеству;
необходимость установки в закрытых помещениях весов, особенно автомобильных, имеющих большие габариты;
увеличение полезной площади и строительной кубатуры разливочных для проведения операций по взвешиванию всех налитых и порожних бочек;
взвешивание бочек внутри разливочной вызывает встречные потоки, что делает эти операции неудобными;
неблагоприятные условия труда для рабочих из-за постоянно открытых дверей в разливочных и неизбежных проливов нефтепродуктов (особенно этилированных);
сложность оформления учетно-отпускных документов, связанная с арифметическими подсчетами по определению веса тары и отпущенных нефтепродуктов.
Объемный отпуск нефтепродуктов свободен от указанных недостатков.
При объемном отпуске замер объема производится в специальных калиброванных сосудах-мерниках и посредством объемных счетчиков-расходомеров. Перевод отпущенных объемов нефтепродуктов на весовые количества, там где это требуется, даже с учетом изменения удельного веса нефтепродукта в зависимости от температуры, не вызывает затруднений, так как он производится по специальным таблицам.
Налив темных нефтепродуктов и масел в тару и через автоколонки производится весовым способом, а светлых - объемным, с установкой счетчиков на отпускных кранах и на автоколонках.
При отпуске нефтепродуктов количество раздаточных автоколонок и наливных кранов на автоэстакадах и в разливочных определяется максимальной суточной реализацией, количеством сортов нефтепродукта, длительностью работы, производительностью кранов и колонок и коэффициентом их использования.
Потребное количество кранов или колонок определяют по формуле
n = Q/qkτγ,
где Q - максимальная суточная реализация, т;
q - расчетная производительность автоколонки или крана, м3/ч;
k - коэффициент использования автоколонок или кранов;
τ - часы работы раздаточных устройств в сутки.
Расчетные производительности кранов и автоколонок, а также коэффициенты их использования приведены в таблице
Расчетные производительности и коэффициент использования раздаточных кранов и автоколонок
Способ налива и группы нефтепродуктов | Краны | | Автоколонки | |
Производи-тельность, м3/ч | Коэффициент использования | Производи-тельность, м3/ч | Коэффициент использования |
Самотечный налив: | | | | |
светлые нефтепродукты | 4 | 0,5 | 12 | 0,7 |
темные нефтепродукты и масла | 3 | 0,5 | 9 | 0,7 |
Насосный налив: | | | | |
светлые нефтепродукты | 4 | 0,5 | 20 | 0,7 |
темные нефтепродукты и масла | 3 | 0,5 | 20 | 0,7 |
Подача нефтепродуктов к раздаточным устройствам осуществляется самотеком или при помощи насосов. Во избежание излишней работы насосов при сокращении отпуска, или в случае перерывов, применяют автоматизацию включения и выключения насосов при помощи приборов-автостопов, принцип действия которых основан на применении регулятора давления.
Наиболее важное значение в снабжении народного хозяйства нефтепродуктами имеют автозаправочные станции (АЗС). Коренное улучшение нефтеснабжения возможно путем широкого развития сети автозаправочных станций. Автозаправочные станции сооружаются с учетом размеров и характера потребления, расположения потребителей, снабжающих нефтебаз, сети автодорог и пр. Некоторые автозаправочные станции, располагаемые на автодорожных магистралях, могут обслуживать и сельскохозяйственных потребителей. Через АЗС осуществляется нефтеснабжение автотранспорта в городах и поселках.
Автозаправочные станции существуют трех типов: на 500, 750 и 1000 заправок автомашин в сутки. В состав автозаправочной станции входят: помещение заправщика, заправочные колонки, торговый зал для продажи расфасованных масел и смазок, склад нефтепродуктов. АЗС оборудуются дистанционным управлением и автоматическим отпуском от жетонных устройств.
Наряду со стационарными автозаправочными станциями в нефтеснабжении, особенно в сельском хозяйстве и на аэродромах, участвуют и передвижные - на автомобиле и на автоприцепе. Имеются также и водные передвижные автозаправочные станции.
Практическая часть. При заправке автомобиля сжиженным газом происходит отсечка подачи топлива. Определите характер неисправности, укажите тип неисправного оборудования ТРК и способ устранения неисправности.