СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа №9 по теме Технология кирпичной кладки по профессии 12680 "Каменщик"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию методические рекомендации для проведения практической работы №9 "Производство бутовой и бутобетонной кладки"

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №9 по теме Технология кирпичной кладки по профессии 12680 "Каменщик"»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ



ПРИНЯТО

методической комиссией филиала № 3

ФКП образовательного учреждения № 46

Протокол от «___»______20__г №___


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46

О.В. Музыка

«___»___________20___г.








МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для проведения практических занятий

по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ»

основной программы профессионального обучения

(профессиональной подготовки)

по профессии 12680 «Каменщик»





















20____

Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических работ по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ» в ФКП образовательном учреждении № 46. Содержат рекомендации и задания согласно рабочей программе, разработанной в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» профессионального стандарта "Каменщик", утвержденного приказом Минтруда России от 25.12.2014 N 1150н "Об утверждении профессионального стандарта «Каменщик».



Разработчик:

Музыка Ирина Владимировна, преподаватель ФКП образовательного учреждения № 46.





































Содержание



1.

Пояснительная записка

3

2.

Инструкции к практическим занятиям

3

2.1.

Практическое занятие №9


3. Критерии оценки

Критерии оценки


4.

Заключение


5.

Список литературы и электронных ресурсов




















































Пояснительная записка


Данные методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ», предназначены для обучающихся ФКП образовательном учреждении № 46 по программе подготовки квалифицированных рабочих по профессии 12680 «Каменщик».

Знания физических, механических, технологических, экологических и эстетических характеристик различных видов конструкционных материалов имеет очень важное значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Цель практических занятий по учебной дисциплине МДК:

обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

формирование умений применять полученные знания на практике,

реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

развитие общих и профессиональных компетенций;

развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;

выработка при решении поставленных задач таких профессионально-значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, инструкции, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.

По учебному плану на дисциплину выделено 138 часов из них на практические занятия - 28 часов.




Наименование темы согласно плану

Тема практического занятия

Количество часов.

1

Тема 2.2

Бутовая и бутобетонная кладка.

Практическая работа № 8.

Ручной инструмент и контрольно-измерительный инструмент для выполнения бутобетонной кладки.

2

Практическая работа № 9.

Производство бутовой и бутобетонной кладки.

2



В результате выполнения практических занятий обучающийся должен уметь:

- выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;

- подбирать требуемые материалы для каменной кладки;

- приготавливать растворную смесь для производства каменной кладки;

- организовывать рабочее место;

-устанавливать леса и подмости;

- создавать безопасные условия труда при выполнении каменных работ;

- читать чертежи и схемы каменных конструкций;

- выполнять разметку каменных конструкций;

- производить каменную кладку стен и столбов из кирпича, камней и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов;

- выполнять армированную кирпичную кладку;

- производить кладку стен облегченных конструкций; выполнять бутовую и бутобетонную кладки;

- выполнять смешанные кладки; выкладывать перегородки из различных каменных материалов;

- выполнять лицевую кладку и облицовку стен;

- соблюдать безопасные условия труда при выполнении общих каменных работ;

- производить заделку стыков и заливку швов сборных конструкций;

- соблюдать безопасные условия труда при монтаже;

- подготавливать материалы для устройства гидроизоляции;

- устраивать горизонтальную гидроизоляцию из различных материалов;

- устраивать вертикальную гидроизоляцию из различных материалов;

- проверять качество материалов для каменной кладки;

- контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и заполнение швов;

- контролировать вертикальность и горизонтальность кладки;

- проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта;

- выполнять геодезический контроль кладки и монтажа;

- выполнять разборку кладки; заменять разрушенные участки кладки;

- пробивать и заделывать отверстия, борозды, гнезда и проемы;

- выполнять заделку концов балок и трещин;

Практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Выполнению практического занятия предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.

Оценка за выполнение практического занятия выставляется по пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.

В случае пропуска практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить его самостоятельно внеаудиторно, либо в аудитории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально по каждому обучающемуся.

Выполнение всех практических занятий необходимо для допуска обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине.

Практическое занятие №9.

ТЕМА: Производство бутовой и бутобетонной кладки.

Цель: изучить технологию выполнения кладки из природного и искусственного камня.


Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы узнаете процесс бутовой и бутобетонной кладки.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

  • тетрадь, линейка, карандаш.

  • плакаты.

Справочная литература:

1. Лукин А.А. Технология каменных работ: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. Образования/ А.А. Лукин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304с.

2. Матвиенко Н.Н. Технология печных работ: учебник для нач. проф. Образования/ Н.Н. Матвиенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336с.

3. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.


Порядок выполнения работы

  1. Изучите информационный блок.

Бутовая кладка — это кладка из природных камней неправильной формы, имеющих две примерно параллельные поверхности (постели). Для кладки применяют известняк, песчаник, ракушечник, туф, гранит, а также булыжный камень (для возведения фундаментов зданий высотой до двух этажей).

В строительстве используют обычно камни массой до 30 кг, большие камни предварительно раскалывают на более мелкие. Этот процесс называется плинтовкой. Одновременно с плинтовкой скалывают острые углы камней, подгоняя их форму под параллелепипед.

Для плинтовки камней применяют прямоугольную кувалду массой 4,8 кг, а для обработки камней - молоток-кулачок массой 2,3 кг., которым скалывают острые углы. Этим же инструментом осаживают и расщебенивают бутовый камень при кладке. Кроме этих инструментов, при бутовой кладке используют те же инструменты, что и при кирпичной кладке.

При бутовой кладке трудно достигнуть такой тщательной перевязки, как при кладке из кирпича, так как камни имеют неправильную форму. Поэтому в верстовых рядах и в забутке камни подбирают и располагают так для обеспечения перевязки, чтобы при возведении стен камни можно было укладывать попеременно: то длинной стороной — ложками, то короткой — тычком. Следовательно, в каждом ряду кладки последовательно чередуются тычковые и ложковые камни, как в верстах, так и в забутке. В смежных рядах над тычковыми укладывают ложковые камни, а над ложковыми — тычковые. Таким способом обеспечивают перевязку швов бутовой кладки, которая аналогична цепной перевязке при кладке из кирпича. Так же раскладывают камни в рядах при пересечении и в углах стен.

Камни подбирают и подгоняют так, чтобы по возможности создать одинаковую высоту ряда кладки в пределах 20...25 см и горизонтальность швов. При этом можно укладывать по два-три тонких камня в одном ряду кладки, а некоторые крупные камни могут входить в два смежных ряда. Бутовую кладку выполняют «под лопатку», «под залив», а также с применением виброуплотнения.

Рис. 1. Кладка «под лопатку»


Кладку «под лопатку» (рис. 1.) выполняют горизонтальными рядами толщиной по 25 см с подбором и приколкой камней, расщебенкой пустот и перевязкой швов.

Первый, нижний, ряд укладывают по подготовленному основанию   насухо   из   крупных  постелистых   камней,   обращенных постелью вниз. Чтобы камни плотно прилегали к основанию, их осаживают трамбовкой. Затем заполняют пустоты между ними мелкими камнями или щебнем и заливают пластичным раствором (при осадке эталонного конуса 13... 15 см) до заполнения всех пустот между камнями. Расщебенку уплотняют трамбованием. Далее кладку ведут на растворе порядно, соблюдая перевязку. Подвижность раствора для кладки должна соответствовать погружению эталонного конуса на 4...6 см.

Рис. 2. Кладка «под скобу»


Кладка «под скобу» (Рис. 2) — разновидность кладки «под лопатку», и ее выполняют из камней одинаковой высоты, подбираемых с помощью шаблона (скобы). Такую кладку применяют для возведения простенков и столбов.

Рис.3 С приколкой лицевой поверхности (или версты)


Кладка с приколкой лицевой поверхности (или версты) (Рис. 3) — также разновидность кладки «под лопатку» или «под скобу». При выполнении этой кладки неровности на лицевой поверхности камней, укладываемых в наружную или внутреннюю версту, предварительно скалывают. С приколкой лицевой поверхности обычно выкладывают столбы и стены подвалов.

Рис.4 Кладка в опалубке.


Кладку в опалубке способом «под лопатку» (Рис.4) выполняют, когда надо получить гладкую поверхность обеих сторон стены при малопостелистом и неровном бутовом камне.   В этом случае можно не подбирать постелистые камни для верстовых рядов и углов.

Рис.5 Кладка под залив.


Кладку «под залив» (Рис. 5) – выполняют из рваного бута или булыжного камня, не подбирая камней и не выкладывая верстовых рядов. Кладку возводят в опалубке (7), которую устанавливают в открытых в земле траншеях.

Если грунт плотный, то при глубине траншей до 1,25 м можно вести кладку и без опалубки враспор со стенками траншеи. Первый слой бутового камня (1) высотой 25...20 см укладывают на сухое основание без раствора враспор со стенками и уплотняют трамбованием. Затем заполняют все промежутки между камнями мелким камнем и щебнем. Уложенный слой заливают (2) жидким раствором, так чтобы все пустоты были заполнены. Последующую кладку (3,4) ведут таким же образом горизонтальными рядами высотой 25...20 см, заливая раствором каждый ряд кладки. Для контроля горизонтальности рядов используют уровень (5) и правило (6). Этот способ кладки допускается только для возведения фундаментов зданий высотой не более 10 м и только на непросадочных грунтах.

Рис. 6 Кладка с применением виброуплотнения


Кладка с применением виброуплотнения (рис. 6) – имеет прочность на 25...40 % больше прочности кладки, выполненной способом «под лопатку». Кладку выполняют в опалубке или враспор со стенками траншей в плотных грунтах. Первый ряд укладывают насухо, пустоты между камнями заполняют щебенкой, а затем расстилают раствор слоем 4...6 см, устанавливают площадочный вибратор и уплотняют кладку до тех пор, пока раствор не перестанет проникать в кладку. Затем укладывают на растворе следующий ряд камня способом «под лопатку», покрывают его раствором и вновь вибрируют. Чтобы создать декоративную поверхность бутовых стен, применяют циклопическую кладку: для лицевой поверхности кладки подбирают околотые камни, располагая их в верстовых рядах так, чтобы из швов между ними получился рисунок. Эти швы делают также выпуклыми (шириной 2...4 см) и расшивают. Иногда для кладки углов при этом используют грубо отесанные прямоугольные камни, перевязывая их с кладкой стены. Применяют также циклопическую облицовку бутовой кладки плитными камнями после ее возведения.


Бутобетонная кладка (рис. 7) состоит из бетонной смеси, в которую горизонтальными рядами втапливают бутовые камни "изюм", объем которых составляет почти половину общего объема кладки. Для бутобетонной кладки используют камни таких же размеров, как и для бутовой. Вместе с тем поперечный размер камней не должен превышать 1/3 ширины возводимой конструкции. Булыжный камень разрешается применять нерасколотым.

Бетонную смесь и камни укладывают последовательно горизонтальными слоями. Сначала расстилают слой бетонной смеси толщиной не более 25 см, затем в него втапливают ряд камней на глубину не менее половины высоты камней. Между втапливаемыми камнями, а также между камнями и опалубкой оставляют промежутки 4...6 см. После втапливания камней вновь укладывают слой бетонной смеси и уплотняют ее вибрированием. Далее процесс кладки повторяется.

Бетонная смесь для кладки должна иметь подвижность, соответствующую осадке конуса на 5...7 см, применяемый щебень или гравий в ней должен быть не крупнее 3 см, а при использовании крупных камней до 30 см – 3 … 5 см.

Рис. 7.

1 – камни, втопленные в бетонную смесь; 2 – возобновление кладки после укладки бетона; 3 – бутовый камень; 4 – слой бетона. 40-50 мм – это зазоры между втапливаемых камней, чтобы они не касались стенок опалубки.


  1. Зарисуйте схемы бетонной и бутобетонной кладки.

  2. Заполните таблицу

Основание для укладывают первого ряда камней бутовой кладки способом «под лопатку»


Материал для устройства бутовой кладки


Материал для устройства бутобетонной кладки


Подвижность раствора бутовой кладки


Подвижность бетонной смеси при бутобетонной кладке


Инструмент плинтовки бутового камня


Инструмент для скалывания острых краев камня


Толщина слоев раствора в бутобетонной кладке


Поперечный размер камней для бутобетонной кладки


Шаблон для подбора камней


Для увеличения прочности кладки применяют



  1. Ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. Какую кладку называют бутовой?

2. Какие виды бутовой кладки применяют в строительстве?

3. Как выполняют бутовую кладку под лопатку?

4. Что представляет собой бутобетонная кладка?

5.Сколько сантиметров составляет бетонная смесь, уложенная на дно основания?

6.Сколько сантиметров составляют зазоры у втапливаемых камней?

7.Допускается ли втапливать камни в бетонную смесь, начавшую схватываться?

Эталоны для заполнения таблицы.

Основание для укладывают первого ряда камней бутовой кладки способом «под лопатку»

основание сухое уплотненное

Материал для устройства бутовой кладки

бутовый природный камень

Материал для устройства бутобетонной кладки

бутовый камень

Подвижность раствора бутовой кладки

4...6 см

Подвижность бетонной смеси при бутобетонной кладке

5…7 см при камне 3 см,

3…5 см при камне до 30 см.

Инструмент плинтовки бутового камня

прямоугольная кувалда массой 4,8 кг

Инструмент для скалывания острых краев камня

молоток-кулачок массой 2,3 кг.

Толщина слоев раствора в бутобетонной кладке

до 25 см

Поперечный размер камней для бутобетонной кладки

до 1/3 ширины кладки

Шаблон для подбора камней

Скоба

Для увеличения прочности кладки применяют

Площадный вибратор
























Заключение


Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС СПО по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» профессионального стандарта "Каменщик".

Тематика и содержание практических работ направлены на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии.

Данная методическая разработка рекомендуется к использованию для проведения практических занятий по МДК.03.01. «Технология каменных работ», для профессии 12680 «Каменщик».

Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям общепрофессионального учебного цикла при подготовке к практическим занятиям.

Практические занятия проводятся в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного взаимообучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата.

При формулировке выводов в ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и научно- технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, устанавливать причинно- следственные связи, делать необходимые выводы.

Воспитание творческого отношения к избранной профессии является необходимым фактором в подготовке квалифицированного специалиста.

3. Критерии оценки

Оценка

Критерии

Полнота выполненного задания

Самостоятельность при выполнении задания

Контрольные вопросы

Оформление

5

Обучающийся полностью справился с заданием. Заполнил таблицы. Правильно выстроил алгоритм выполнения задания.

Задание выполнено обучающимся полностью самостоятельно

Правильно даны ответы на контрольные вопросы. Грамотно использована определённая терминология.

Оформление схем, таблиц и записей в тетради соответствует требованиям. Использована профессиональная терминология.

4

Обучающийся справился с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности в определении. Алгоритм выполнения задания имеет небольшие недостатки.

Задание выполнено обучающимся самостоятельно. В затруднительных моментах воспользовался устной консультацией с преподавателем для уточнения правильности своих действий.

Имеются ошибки в ответах на вопросы. Слабое знание терминологии.

Оформление схем, таблиц и записей в тетради в основном соответствует требованиям. Наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии.

3

Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в алгоритме выполнения.

Задание выполнено обучающимся с помощью дополнительного источника информации.

Допущены грубые ошибки при ответах.

Допущено множество ошибок в оформлении схем, таблиц и записей в тетради. Наблюдаются затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии.

2

Задание не выполнено

Задание с помощью дополнительного источника информации не выполнено.

Отсутствуют ответы на контрольные вопросы

Ошибки в оформлении схем и таблиц, отсутствие записей в тетради. Профессиональная терминология отсутствует


Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Лукин А.А. Технология каменных работ: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. Образования/ А.А. Лукин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304с.

  2. Матвиенко Н.Н. Технология печных работ: учебник для нач. проф. Образования/ Н.Н. Матвиенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336с.

  3. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.

Дополнительные источники:

  1. Журнал «Сам себе мастер» Главный редактор Юрий Столяров ООО «Гефест-Пресс» 2014г.

  2. Общестроительные работы: Наглядное пособие / Сост. И.И. Чичерин, Н.И. Чичерин/. - М.: ИЦ "Академия", 2004.

  3. Чичерин Н.И. Альбом: Общестроительные работы Уч.пос. НПО – М.: ИЦ "Академия" 2004.

  4. Сугробов Н.П. Общестроительные работы Уч. пос., НПО - М.: ИЦ Академия"2008.9. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело (учебник для НПО) - М.: ИЦ "Академия", 2007.




15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!