СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа «Анкетирование»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

Обучающие

  • закрепить знания об опросных методах исследования;
  • познакомиться с классификацией вопросов и со структурой анкеты;
  • научиться формулировать вопросы в соответствии с целью исследования.

Развивающие

  • формирование навыка организовывать собственную деятельность, оценивать её; навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления.

Воспитательные

  • формирование чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Анкетирование»»

Практическая работа «Анкетирование»


Продолжительность занятия: 90 минут

Тип занятия: практическое

Цели занятия:

Обучающие

  • закрепить знания об опросных методах исследования;

  • познакомиться с классификацией вопросов и со структурой анкеты;

  • научиться формулировать вопросы в соответствии с целью исследования.

Развивающие

  • формирование навыка организовывать собственную деятельность, оценивать её; навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления.

Воспитательные

  • формирование чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности.

Место проведения: учебная аудитория

Дидактическая база занятия: тесты; алгоритмы; методическая разработка занятия.

Междисциплинарные связи: русский язык, литература.

Методы и формы деятельности: словесный, частично-поисковый, репродуктивный.


Хронокарта занятия


  1. Организационный момент – 3 мин.

  2. Мотивация – 2 мин.

  3. Изучение нового материала – 20 мин.

  4. Самостоятельная работа – 60 мин.

  5. Подведение итогов – 3 мин.

  6. Задание на дом – 2 мин.




Приложение 1

Мотивация


Анкетирование является самым распространенным средством сбора материала среди опросных методов. Цель анкетирования – в кратчайшие сроки получить нужную информацию у большого количества людей.

Важным этапом подготовки исследования и сбора информации является разработка анкет. Анкета - это бланк с вопросами, направленными на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования, а не просто перечень вопросов.

Задачей практического занятия является знакомство с классификацией вопросов и структурой анкеты.

На практическом занятии необходимо не только сформировать навык разработки анкеты, но и запомнить виды и типы вопросов.


Приложение 2


Материал для изучения


Логика построения вопросов в анкете должна соответствовать целям исследования. Для четкого определения целей анкетирования, необходимо продумать, какое место в структуре учебного проекта (исследования) предназначено результатам анкетирования. В таблице 1 приведены примеры формулирования «цели анкетирования» и предназначение результатов анкетирования.

Таблица 1


Примеры формулирования цели анкетирования

Тема проекта (исследование)

Структура проекта (исследования)

Цель анкетирования

Александро-Невский Новоярмарочный Собор – православная святыня Нижнего Новгорода

Обоснование актуальности

Определение степени осведомленности обучающихся о православных святынях Нижнего Новгорода и их истории

Влияние цвета в интерьере на эмоциональное состояние человека

Репродуктивное здоровье молодежи

Собственно исследование

Изучение влияния цветового решения учебных кабинетов на эмоциональное состояние обучающихся.



Выявление поведенческих факторов риска у обучающихся.

Война двадцатого столетья

Заключение

Выяснить, что обучающаяся молодежь знает о военных событиях в Афганистане, участниках и героях этого локального конфликта


Анкетирование может проводиться тремя способами:

- по телефону, на сайте, по почте (заочное анкетирование);

- заполнение анкет группой респондентов в присутствии сборщика (групповое анкетирование);

- опрашиваемый заполняет анкету самостоятельно при личном контакте (персональное анкетирование).


Классификация вопросов


Виды вопросов

Вопросы подразделяют на объективные и субъективные:

- объективные вопросы – это вопросы о возрасте респондента, образовании и т.п.

- субъективные вопросы – это вопросы, выявляющие отношение опрашиваемого к чему-то. Например, «Хотели бы вы участвовать в исследовательской работе?»

Применяют анкеты с вопросами, которые могут различаться по форме:

- закрытые (дается перечень вариантов ответов),

- открытые (вписать самостоятельно сформулированный ответ),

- полузакрытые, например, «О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале?

Организованный

Любительский

Автотуризм

Спортивный 

Экстремальный

Другие (назовите).

Вопросы могут быть прямыми и косвенными:

Прямые вопросы требуют однозначного ответа, который, как предполагается, позволит судить о том, как относится респондент к чему-либо, например, «Нужны ли специалисту знания и умения, приобретаемые при изучении предмета «Основы исследовательской и проектной деятельности?» С помощью подобных вопросов трудно выяснить истинное положение дел, поскольку в этом случае человек обычно дает, по его мнению, правильные ответы, которых, как он думает, от него ждут.

С большей достоверностью истинное отношение можно выявить с помощью косвенных вопросов. Например, «Как вы думаете, где пригодятся знания и умения, приобретаемые при изучении предмета «Основы исследовательской и проектной деятельности?».

Во многих случаях ответ на прямой вопрос не находит подтверждения в ответе на вопрос косвенный.

Типы вопросов

Вопросы в анкетах могут различаться по содержанию:

- о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов);

- о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения);

- о личности респондента («паспортичка», дающая характеристику личности респондента).

Вопросы различаются также по функциям:

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.

Неосновные вопросы нацелены на поиск адресата основных вопросов.

К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторые из них. Их назначение состоит в том, чтобы отделить часть респондентов от общего массива опрашиваемых по тому или иному признаку. Поэтому они используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. Например, пятый вопрос анкеты может быть сформулирован так: «Делаете ли Вы ежедневно зарядку?» (Кто не делает, тот сразу переходит к ответу на вопрос № 10.)

  • да;

  • нет.

На четыре последующих вопроса (например, о времени, затрачиваемом на зарядку, о комплексе упражнений, их последовательности и т.н.) отвечают только те респонденты, кто занимается зарядкой. Лица, не делающие зарядку, отсеиваются и автоматически переходят к следующему блоку вопросов. Это облегчает респонденту заполнение анкеты, а исследователь освобождается от рассмотрения ненужной информации

Контрольные вопросы применяются для проверки соответствия ответов действительности, например,

А – Нарушаете ли Вы закон?

Б – Если горит красный свет светофора, но дорога пуста, будете ли Вы ждать зелёного света, или перейдёте проезжую часть?

Вопрос типа «да-нет» (дихотомические вопросы) является самым простым и известным. Он используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Его специфика состоит в том, что респонденту предоставлена возможность выбрать только один из возможных вариантов ответов.

Дихотомические вопросы не рекомендуется использовать при изучении знаний, мнений и установок респондентов. Например, если задается вопрос: «Знаете ли Вы...?», «Любите ли Вы...?», «Нравится ли Вам...?», «Хотели бы Вы...?» и т.п., то ответы в основном бывают смещены в положительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, чего на самом деле не знает, чем сознаться кому-то в своем незнании.

Поэтому этот вид закрытого вопроса следует употреблять как можно реже, а вместо него ставить альтернативный вопрос, формулировка которого более уравновешена, и смещение ответов на который гораздо меньше. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например, «Когда вы впервые закурили?»

  • 1) мне еще не было 10 лет;

  • 2) в 10-13 лет;

  • 3) в 14-16 лет;

  • 4) после 16 лет;

  • 5) никогда не курил;

  • 6) затрудняюсь ответить.

Отвечая на подобного рода вопросы, респонденту остается только выбрать свой ответ (ответы на них представляют собой взаимоисключающие варианты - нельзя одновременно впервые закурить в 10 и 16 лет).

Разновидностью альтернативных вопросов считаются шкальные вопросы. Они содержат шкалу измерения признака ответа на вопрос. При ответе на них респонденту необходимо отметить интенсивность какого - либо явления или мнения.

Например, вопросы самооценочной шкалы.

Довольны ли Вы своей работой?

  • работой очень доволен;

  • скорее доволен, чем недоволен;

  • работа для меня безразлична;

  • скорее недоволен, чем доволен;

  • работой очень недоволен.

Шкальный вопрос может предполагать оценки по пятибалльным или иным шкалам. Например,

«Какие способы борьбы со стрессом Вы считаете наиболее эффективными?» (Обведите кружком свою оценку, используя пятибалльную шкалу: 5 баллов - очень эффективно, 1 балл - совсем неэффективно):

1. Аутогенные тренировки 5 4 3 2 1

2. Продолжительный сон 5 4 3 2 1

3. Прогулки на воздухе 5 4 3 2 1

4. Перемена вида деятельности 5 4 3 2 1

5. Просмотр телепередач 5 4 3 2 1

6. Чтение книг, журналов, газет 5 4 3 2 1

7. Общение в социальных сетях 5 4 3 2 1

8. Специальные лекарства 5 4 3 2 1

9. Курение сигарет 5 4 3 2 1

10. Спиртные напитки 5 4 3 2 1

11. Развлечения с друзьями 5 4 3 2 1

12. Общение с животными 5 4 3 2 1

13. Другие способы (укажите) 5 4 3 2 1

В отличие от альтернативных вопросов, в поливариантном вопросе - дается набор вариантов ответов, из которых респондент может выбрать несколько). Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений. Например, «В чем, на Ваш взгляд, наибольший вред от курения?» (Возможно несколько ответов):

1) это одна из причин рака;

2) более вероятен инфаркт;

3) табачный дым вреден при беременности;

4) дети, родившиеся у курящих, могут отставать в развитии;

5) курение ведет к неврозам, плохому сну;

6) возможно нарушение половых функций;

7) ухудшается память;

8) снижается интеллект;

9) трудно заниматься спортом;

10) вредно для окружающих;

11) значительные расходы;

12) что еще? (укажите).

Иногда респонденту предлагается упорядочить выбранные ответы по степени привлекательности и значимости для него. Например, «Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии» (отметьте, пожалуйста, не более трех).

Летчик

Врач

Переводчик

Бухгалтер

Менеджер и т.д.

Теоретически респондент может указать все перечисленные профессии одновременно. Поэтому замечание «не более трех» позволяет выделить из всего перечня наиболее значимые и существенные для самого респондента профессии.

Вопросы, цель которых – получить знание о каких-то фактах, часто воспринимаются респондентами как оценивающие их, поэтому, чтобы ослабить их оценочный характер, лучше задавать такие вопросы с преамбулой (преамбула - вводная часть документа, статьи или речи, в которой содержится краткое разъяснение темы).

Например, «Одни люди считают, что необходимо каждый день делать влажную уборку в квартире и ежедневно это проделывают, а другие не считают это строго обязательным и делают от случая к случаю. А как Вы поступаете чаще всего?».

Таким образом сформулированная преамбула дает респонденту понять, что не все люди поступают всегда так, как принято, и позволяет ему более откровенно ответить на поставленный вопрос, не боясь осуждения.

Разновидностью функционально психологических вопросов являются вопросы-диалоги. Они составляются из высказываний воображаемых участников. Одному из участников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника и завершить начатое предложение (или ответить на заданный вопрос). Например, «Одни считают, что курить нельзя, это вредно, другие, что это не опасно, третьи относятся безразлично. А каково Ваше мнение? (напишите):».

Структура анкеты и правила оформления

1. Вступление:

- приветствие и объяснение цели и задач исследования (в доступной и понятной аудитории форме);

- подчеркивание значимости мнения респондента, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен;

- объяснение порядка заполнения анкеты (инструкция по заполнению анкеты);

- обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости);

- время, необходимое для заполнения анкеты.

Если анкетирование анонимное, об этом сообщают респонденту, гарантируя анонимность ответов.

2. Основная часть

В соответствии с программой исследования, необходимо:

- следить за порядком вопросов. Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся более простые вопросы;

- формулировать вопросы доступно и кратко, логично. Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает;

- следить за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов;

- не употреблять обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ («Не правда ли, газета «ХХХ» объективное издание?»). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе ответы приведут к искажению результатов исследования. Допускается только пояснение сложного вопроса;

- не формулировать сложноподчиненные предложения, которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту «отметая» остальные;

- проверять объективность ответов с помощью контрольных вопросов. Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют;

- проверять на наличие орфографических ошибок;

- выбирать количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования. Если анкета слишком большая, то не забывайте благодарить респондентов за уделенное время;

- апробировать анкету. Прочитать ее вслух и вычеркнуть все лишние слова, которые не несут информации, а лишь засоряют текст. Раздать несколько анкет знакомым. Если им ответить на вопросы анкеты легко и просто, значит, анкета составлена правильно.

3. Паспорт анкеты (паспортичка для неанонимных анкет) - социально-демографические данные опрошенных

Это очень важная часть вопросника, потому что включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.

Паспортичка обычно включает в себя вопросы, направленные на выяснение пола, возраста, типа и уровня образования, места жительства, профессии и должности, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т.п.

4.Заключение

В конце анкеты принято также выражать благодарность респонденту за труд по заполнению анкеты.

Можно поинтересоваться у респондентов, насколько своевременным, интересным и полезным был опрос. Например, «Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса».

В конце некоторых анкет предлагается участвовать в последующих опросах. Например, «Если проведенный опрос заинтересовал Вас и у Вас есть желание принимать участие в последующих опросах, напишите, пожалуйста, свой адрес».


Обработка анкет

Любой опрос респондентов будет пустой тратой времени, если не использовать его результаты в работе. Проведение опросов и анкетирования всегда основывается на расчете выборки. Можно использовать специальные программы статистики для обработки данных, которые есть в Интернете. Они существенно облегчат проведение исследований, помогая рассчитать необходимое количество анкет.

Довольно простым способом подсчета показателей является использование программы Excel. Есть два основных показателя: «% от опрошенных респондентов» и «% от ответивших на определенный вопрос». Полученные ответы можно наглядно оформить в виде диаграммы или таблицы.



Приложение 3


Методические указания к самостоятельной работе студентов на практическом занятии по теме: «Анкетирование»


Цели самостоятельной работы:

- закрепить знания о методах исследования;

- познакомиться с классификацией вопросов и со структурой анкеты;

- научиться формулировать вопросы в соответствии с целью исследования.


Основы ориентировочных действий на занятии:

- изучите цели самостоятельной работы;

- внимательно изучите представленный материал;

- выполните задание;

- доложите преподавателю о проделанной работе.



Задание 1. Используя алгоритм в таблице 1, составьте анкету для проведения исследования по выбранной теме проекта.

Таблица 1

Алгоритм составления анкеты

п/п

Структурные элементы анкеты

Эталон оформления

1.

Название

Анкета обучающегося

2.

Приветствие

Уважаемые студенты нашего колледжа!

3.

Описание: кто и зачем проводит анкетирование

ГБПОУ «ШКАИ». Анкетирование проводится с целью…

4.

Правила заполнения анкеты

Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению.

5.

Подчеркивание значимости мнения респондента

Ваше мнение очень важно для нас

6.

Время, необходимое для заполнения анкеты

Заполнение анкеты займет у вас 5-10 минут

7.

Основная часть анкеты

Шрифт анкеты должен быть достаточно крупным (не менее 12 кегля).

Вопросы должны быть отделены друг от друга пробелами.

Сами вопросы лучше выделить жирным шрифтом, а варианты ответов не выделять. Это позволяет респондентам лучше вникнуть в вопрос и не пропускать вопросы, просто из-за того, что они незаметны.

  • Если вопрос открытый, необходимо оставлять достаточно места, для того, чтобы можно было вписать ответ от руки.

  • Если вопрос сложный, то имеет смысл после него дать дополнительную инструкцию. Эту инструкцию лучше отделить от текста самого вопроса (например, с помощью курсива).

  • Не стоит печать анкету с двух сторон листа. Это может привести к большому количеству не до конца заполненных анкет. Исключение составляет случай, если анкета оформлена как книжечка (например, сложенный пополам лист А4).

8.

Благодарность

Спасибо за участие в опросе



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!