Инструкционная карта № 2.
на выполнение практического занятия по дисциплине
ОУД.03. Иностранный язык
для обучающихся всех специальностей
ТЕМА: №2. Грамматический практикум (артикль, употребление артикля с географическими названиями).
Цель работы Цель работы: отработка грамматических навыков.
В результате выполнения практической работы формируются и закрепляются следующие знания:
– языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, перечисленные в разделе «Языковой материал» и обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых тем;
– новые значения изученных грамматических явлений в расширенном объеме (глагольных форм (видо-временных, неличных), средства и способы выражения модальности; условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию);
– лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения, понимать тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные документы по профессиям НПО и специальностям СПО;
Обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической и профессиональной деятельности, повседневной жизни.
В результате выполнения практической работы формируются следующие умения:
– понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
– читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные и технические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
– описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;
– заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: англо-русский и русско–английские словари, раздаточный материал (инструкционные карты, словари), комплект инструкционно-технологических карт, посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Компетенции, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся:
ОК4,ОК4,ОК6
Обучающийся должен уметь:
- пользоваться словарями;
- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь;
- пополнять словарный запас, общаться (устно и письменно) на иностранном языке;
- переводить (со словарем) иностранные тексты.
Литература:
VirginiaEvans, JennyDooley, BobObee, OlgaAfanasyeva, IrinaMikheeva Spotlight 10. Student’sbook – M.: ExpressPublishing, 2012.
VirginiaEvans, JennyDooley, BobObee, OlgaAfanasyeva, IrinaMikheeva Spotlight 11. Student’sbook – M.: ExpressPublishing, 2012.
Ю. Голицынский, Грамматика Сборник упражнений , 7 издание
И.П. Карпова «Английский язык для колледжей» стр. 23-24
А.П. Голубев А.П. Коржавый Учебник английского языка для технических специальностей;2016
Теоретические сведения
РАЗДЕЛ 1
Проверка теоретической подготовленности по теме практического задания:
Дайте определение:
- понятие «артикль» в английском языке
- употребление определенного и неопределенного артиклей
- отсутствие артикля
- употребление артикля с географическими названиями
Артикль – это служебное слово a/an или the, которое ставится перед существительным и указывает на степень определенности или неопределенности существительного.
Говоря простыми словами, артикль в английском языке показывает, говорим ли мы о конкретном предмете (the), который известен собеседнику (точно определенный конкретный предмет) или о существительном в общем a/an (неопределенный предмет – некий один из множества подобных).
В русском языке артикля нет. В английском языке правила употребления артикля проще, чем в немецком или французском, так как он не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам.
В английском языке есть три вида артикля – перед существительным может быть:
Неопределенный артикль a/an: a book, a dog, an apple, an end;
Определенный артикль the: the Volga; the Sun;
Нулевой артикль, то есть отсутствие артикля: Europe, Asia, Canada, Moscow;
Неопределенный артикль (Indefinite Article)
Неопределенный артикль a/an произошел от числительного one и имеет обобщающее значение, то есть он указывает что предмет - "один из", "всякий, любой, какой-либо из предметов данного рода", а не конкретно “вот этот” или “тот самый".
Неопределенный артикль a/an может сочетаться только с исчисляемыми существительными и в единственном числе.
Употребление неопределенного артикля a и an перед гласными и согласными
Как говорилось выше, неопределенный артикль ставится перед неисчисляемыми cуществительными (и прилагательными, которые характеризуют их и стоят перед ними). Остается уточнить, когда ставить a, когда an.
Неопределенный артикль a ставится, когда слово начинается на согласную букву: a dog - собака, a cat - кот, a big apple - большое яблоко, a youngster - молодой человек. Неопределенный артикль an ставится когда слово начинается на гласную: an apple - яблоко, an orange - апельсин, an umbrella - зонтик.
Буквы обозначающие гласные звуки: A, E, I, O, U, Y (буква Y так же может обозначать и согласный звук).
Буквы обозначающие согласные звуки: B, C, D, F, G, H, J, K, L, M, N, P, Q, R, S, T, V, W, X, Y (буква Y также может обозначать и гласный звук), Z.
Буква Y обозначает согласный звук если стоит вначале слова. Поэтому перед ней ставится неопределенный артикль a: a year - год, a youngster - молодой человек, a yellow apple - желтое яблоко.
Буква Y в середине или конце слова обозначает гласный звук. Но к выбору артикля a или an это не имеет отношение, так как важна первая буква.
Исключения с a/an перед гласными/согласными
Рассмотрим несколько исключений, когда все происходит наоборот - перед буквами, обозначающими согласные звуки ставится an, а перед гласными - a. Можно выделить три таких исключения:
An ставится перед непроизносимой h
A ставится перед eu-
A ставится перед гласной u, когда она читается как [ju:]
Рассмотрим эти случаи подробнее.
Перед непроизносимой h
Перед словами начинающимися на букву h, когда она не произносится ставим неопределенный артикль an (вместо a):
an hour - час
an honour - честь
an honest - честный
an honourable - почетный
an heir - наследник
an heiress - наследница.
Перед eu-
Перед словами начинающимися на eu- ставится a (вместо an):
a euro - евро
a European - европеец
a eunuch - евнух.
Перед u-
Неопределенный артикль a ставится когда гласная u читается как [ju:], например в словах на uni-:
a universe - вселенная
a university - университет
a useful thing - полезная вещь
a utility - утилита.
Замена a/an на some или any
Поскольку a/an можно употребить только перед существительным в единственном числе, то во множественном числе или перед неисчисляемыми существительными неопределенный артикль a/an заменяется неопределенным местоимением some или any (буквально означает “любой, некоторый, какой-нибудь”, но перевод чаще всего опускается в этих случаях).
There are some books and pens on the table.
На столе книги и ручки (пояснение: дословный перевод some - "какие-то" опускается).
There is some butter in the fridge.
В холодильнике масло (неисчисляемое существительное)
Is there any butter in the fridge?
В холодильнике есть масло?
Сперва a/an, потом the
Перед одним и тем же словом мы можем употребить неопределенный артикль a/an – при первом упоминании предмета в разговоре, или определенный артикль the – при повторном упоминании (потому и называется «определенный» - собеседники знают о каком конкретно предмете из множества аналогичных они говорят). Для примера короткий монолог с пояснениями:
I have a cat and a dog.
У меня есть кот и собака (имеется в виду некий кот и некая собака из множества возможных).
The cat is nice and funny.
Кот милый и смешной (имеется в виду тот самый кот, который у меня есть, о котором только что было сказано, а не какой-то один из множества существующих).
The dog’s name is Rex.
Собаку зовут Рекс (имеется в виду та самая собака, которая у меня есть, о которой только что упоминалось, а не какая-то неизвестная собеседнику)
Неопределенный артикль после устойчивых структур
Также почти всегда неопределенный артикль a/an употребляется после устойчивых структур: it is, this is, there is, there comes, there appears:
It’s a coffee-table.
Это журнальный столик.
It’s a wooden coffee table.
Это деревянный журнальный столик.
This is a good blouse.
Это хорошая блузка.
There is a computer on the table.
На столе компьютер.
There comes a taxi.
Подъезжает такси.
There is some butter in the fridge.
В холодильнике масло.
Indefinite Article перед прямым дополнением
Неопределенный артикль употребляется перед существительными в функции прямого дополнения, то есть когда существительные стоят после глаголов и отвечают на вопрос “кого?”, “что?”, “где?”:
Пример глагола | Пример предложения |
to give - давать (что?) | He was given a book. - Ему дали книгу. |
to show - показывать (что?) | Mom showed me a gift. - Мама показала мне подарок. |
to live - жить (где?) | In summer, my parents live in a country house. - Летом мои родители живут в загородном доме. |
to have - иметь (что?) | Alex has a good job. - У Алекса есть хорошая работа. |
to see - видеть (кого?) | I saw a dog. - Я видел собаку. |
to want - хотеть (что?) | Our kid wants a toy. - Наш ребенок хочет игрушку. |
to use - использовать (что?) | How do you use a magnet? - Как использовать магнит? |
to buy - покупать (что? где?) | I bought this at a store. - Я купил это в магазине. |
to rent - снимать (что? где?) | They rent a room. - Они снимают комнату. |
to wear - носить (что?) | She wears a red dress. - Она носит красное платье. |
to need - нуждаться (в чем?) и др. | Andrei needs a place to live. - Андрей нуждается в жилье. |
Дополнительные примеры предложений с неопределенным артиклем перед дополнением:
I live in an old village.
Я живу (где?) в старой деревне (дополнение: в старой деревне).
Father gave me a new bike.
Мой отец дал мне (что?) новый велосипед.
I saw a fox that morning.
Я видел (кого?) лису этим утром.
Mother works in a bank.
Мама работает (где?) в банке.
He is a student.
Он (кто?) студент.
Great Britain is a monarchy.
Великобритания (что?) - монархия.
I live in Saratov, a large and beautiful city.
Я живу в Саратове (где?) - большом и красивом городе.
I usually use a dictionary at home.
Обычно я пользуюсь (чем?) словарем дома.
In Minsk Peter showed me a new cinema-house.
Петр показал мне (что?) новый кинотеатр в Минске.
My sister wants to be a hairdresser.
Моя сестра хочет быть парикмахером.
Примечание: в данных примерах неопределенный артикль a/an может поменяться на определенный, если объект конкретизируется каким-то способом.
Например:
I use the dictionary that I bought in London.
Я использую словарь, который купил в Лондоне.
Great Britain is the country I have always wanted to visit.
Великобритания - это страна, которую я всегда хотел посетить.
He is the student who gave me a lift yesterday.
Он студент, который подвез меня вчера.
A/an вместо one
Неопределенный артикль a/an может употребляться в числовом значении - “один” с числами:
a hundred - one hundred
одна сотня
a million - one million
один миллион
При обозначении части от целого
Неопределенный артикль употребляется со словами и словосочетаниями обозначающими часть целого:
Half a kilo
половина килограмма (полкило)
A kilo and a half
килограмм с половиной
A third
треть
A quarter
четверть
Раздел 2
Выполнение задания
Задание: Выполните упражнения, данные ниже.
Заполните пропуски правильными артиклями:
I was … pupil of … secondary school, now I am … student of … college.
I go to … college by bus because it is far from … house.
My mother is … slim and slender woman with blue eyes and fair hair.
There is … picture on … table near … wall.
There are two chairs near … table.
Объясните наличие или отсутствие артикля перед существительными:
Last week I met my friend. He was with a young girl. The girl was a student of our college.
This is a pencil. The pencil is red.
She is a teacher. She is our teacher of English.
She has two daughters and one son. Her son is a student.
Употребите определенный артикль (the), где необходимо
1. … London stands on … Thames. (-, the)
2. … British Isles are a group of islands lying in Europe. (the)
3. … Volga is … longest river in … world. (-, the, the)
4. … Browns are going on a picnic … next week. (the, -)
5. … Severn is … largest river in … Great Britain. (the, the, -)
Употребите определенный артикль (the), где необходимо
1. … Moscow stands on … Moskva River. (-, the)
2. … Lake Baikal is … deepest lake in … world. (-, the, the)
3. – What is …. name of the ocean lying between … Africa and …. Australia? (the, -, -)
4. – It, s … Indian Ocean. (the)
5. We went to … Crimea for the summer holidays and swam in … Black Sea. (the, the)
Форма предоставления отчета: Устно и письменно в тетради.
Подведение итогов занятия.
Критерии оценки:
«5» - слова написаны грамотно, допускается одна ошибка
«4» - есть незначительное количество грамматических ошибок (2-3)
«3» - значительное количество грамматических ошибок (5-6)
Анализ проделанной работы
Вопросы для актуализации опорных знаний:
What did you learn today?
What new information have you got?
What are the positive and negative sides of the lesson?
Домашнее задание: повторить теорию.