Практическая работа «Эволюционная теория»
Цель. Сформировать представления об эволюционном процессе, движущих силах эволюции; об этапах формирования эволюционной теории.
Ход работы.
Принципы систематики и классификации живых организмов
1.1.Изучите материалы учебника, дополнительные информационные ресурсы. Заполните таблицу:
Автор системы растений и животных | Особенности системы, систематические категории | Какие признаки положены в основу системы | Значение системы для дальнейшего развития науки |
К.Линней | | | |
Ж.Б. Ламарк | | | |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bc2bf-0a01-022a-01f9-603bb1e13b68/%5BBIO6_05-37%5D_%5BTI_02%5D.htm
1.2.Сравнительная характеристика понятия «вид» в додарвиновский период:
Ученые додарвиновского периода | Определение понятия «вид» | Взгляды на происхождение вида |
К.Линней (1707 – 1778) | | |
Ж.-Б. Ламарк (1744 – 1829) | | |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57cd7adb-a83d-4473-af50-12328c3efb35/%5BBIO9_07-39%5D_%5BTI_04%5D.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75221cbd-4d7f-4b3f-8716-7025e189d062/%5BBIO9_07-36%5D_%5BTI_02%5D.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae20faf9-e9ae-4243-8a16-73fc79226130/%5BBIO9_07-36%5D_%5BTI_06%5D.html
Искусственная и естественная классификации органического мира. Сформулируйте ответы на вопросы:
Почему сам К.Линней называл свою классификацию искусственной? Определите, сколько признаков положено в основу классификации. Насколько правомерно такое деление организмов?
Какая классификация может быть названа «естественной»? Ответ обоснуйте.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/577a0c69-d7a8-4d0d-9790-64c74639053e/%5BBIO9_07-41%5D_%5BIM_01%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0bf75472-73f8-4c97-8d40-4de7fc21bbd4/%5BBIO9_07-41%5D_%5BIM_02%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000333-1000-4ddd-22f9-590046bb2fd0/0017.jpg
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4718d124-ad7c-af5c-9865-ba97b7a5455d/00120075647654486.htm
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8decdfa1-2736-4b47-ae1c-a891ec41e893/%5BBIO9_07-36%5D_%5BIM_01%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3d495fc-2cb0-787e-c703-5c4d865907ce/1003725A.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000457-1000-4ddd-206c-390046bc4315/023.jpg
1)Рассмотрите схему классификации животных, предложенную Ж.Б. Ламарком. Почему свою классификацию он назвал «градацией»?
Охарактеризуйте три «закона эволюции», выдвинутые Ж.Б. Ламарком:
Закон прямого приспособления
Закон упражнения и неупражнения органов
Закон наследования благоприобретенных признаков.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1931c8f8-a868-b859-ec1e-9176cc836355/00120075619591215.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aeb74bd9-8981-8328-bb33-936a44c41ca1/00120075623481262.htm
Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d6e8fcd-3130-6646-efa8-d6f48def6277/1003691A.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43a327d1-6d44-4117-a14d-9b8a8e7c884d/%5BBIO10_04-30%5D_%5BTI_02%5D.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59ef00b0-cd18-02cf-7b49-d7abf4ada871/1003756A.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f03bf16a-0bce-4aa7-b542-9463ad55b434/%5BBIO10_04-30%5D_%5BIM_03%5D.swf
3.1.Познакомьтесь с описанием жизни и трудов Ч. Дарвина. Какие субъективные предпосылки создания Ч. Дарвином эволюционной теории Вы можете назвать?
3.2.Познакомьтесь с биографией ученого Альфреда Уоллеса. Какой вклад внес А.Уоллес в создание эволюционной теории?
3.4. Изучите схему «Механизмы эволюционного процесса по Ч. Дарвину». Дайте определения основным факторам (движущим механизмам) эволюционного процесса:
- наследственная изменчивость;
- борьба за существование;
-естественный отбор.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/294b2778-e5c1-4a3c-983f-a5f025cff784/%5BBIO9_07-37%5D_%5BIM_03%5D.swf
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
Лабораторная работа
«Изучение результатов искусственного отбора»
Цель: закрепить понятие искусственного отбора, умение анализировать и сопоставлять факты.
Оборудование: изображения или натуральные объекты (фотографии различных пород собак, кошек и т.п.)
1.Заполните таблицу:
Сорта или породы | Причины многообразия | Судьба обладателей | Значение результатов отбора |
| | Неблагоприятных признаков | Благоприятных признаков | Для практики | Для теории |
| | | | | |
2.На примере какого – либо домашнего животного или культурного растения заполните и поясните схему:
а) общий предок
б) результаты отбора
в) возможные этапы получения сорта или породы
Приведите генетические, цитологические и этологические доказательства единства происхождения пород или сортов одного вида организмов.
5. Изменчивость как фактор эволюции
Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов»
Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.
Оборудование: листья растений 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов и др.)
Ход работы:
Сравните 2-3 растения одного вида, найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.
Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обуславливают различия между особями одного вида?
Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие , на Ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие ненаследственной изменчивостью?
Заполните таблицу:
Сравниваемые признаки | Вегетативные части растения (лист) |
Форма Длина Ширина Наследственные признаки Ненаследственные признаки | |
Какие формы изменчивости служат материалом для эволюции?
Сравните три формы наследственной изменчивости
Форма | Причины появления | Значение |
Мутационная | | |
Комбинативная | | |
Соотносительная | | |
6. Борьба за существование
1)Изучите материалы по теме «Борьба за существование»
Результаты изложите в виде таблицы:
Формы борьбы за существование | Определения | Примеры | Причины возникновения | Значение для эволюции |
| | | | |
Обоснуйте вывод о том, что такие взаимоотношения организмов как симбиоз рассматриваются как примеры одной из форм борьбы за существование.
Каковы результаты борьбы за существование: для особи; для вида; для эволюции?
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000462-1000-4ddd-e26d-3a0046bc4319/042.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000330-1000-4ddd-3a5f-4b0046bb2fd0/0014.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000460-1000-4ddd-5937-3c0046bc4318/040.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000461-1000-4ddd-b8a8-320046bc4319/041.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db2a719e-7e02-4f82-95b6-701763f0d1a6/%5BBIO9_07-37%5D_%5BMA_02%5D.swf
7. Естественный отбор
1) Зная основные положения Ч.Дарвина об эволюции органического мира, объясните, почему естественный и искусственный отбор органически связаны между собой. Ответ проиллюстрируйте примерами.
2) Проведите сравнение искусственного и естественного отбора:
Виды отбора | На каких биологических свойствах организмов основан отбор | Какие формы изменчивости служат исходным материалом | Отбирающий фактор | Длительность отбора | Результат отбора |
| | | | | |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c4392d8-e7c4-49aa-95ad-143819f05d1f/%5BBIO10_04-26%5D_%5BIM_03%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ceffe68d-bae2-4f50-bd1e-255dd3d753fc/%5BBIO9_07-37%5D_%5BIM_01%5D.swf
Используя информационные ресурсы. Составьте характеристики форм естественного отбора в свете современных научных представлений, представьте их графическое отображение.
Форма отбора | Характеристика | Когда действует | Результат | Примеры |
| | | | |
Схема действия стабилизирующей (слева), движущей (центр) и разрывающей (справа) форм естественного отбора
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a011139f-4765-467e-8661-7d3d7e2cdd15/%5BBIO10_04-30%5D_%5BIM_05%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000466-1000-4ddd-e86e-580046bc4319/038.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9822849a-82d4-4f17-9bab-8ab8ee67a583/%5BBI9ZD_10-04%5D_%5BIL_03%5D.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79aff318-32da-894c-b5ea-e676b89aa1be/00124995136612595.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000463-1000-4ddd-b6aa-400046bc4319/046.jpg
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000465-1000-4ddd-301c-520046bc4319/049.jpg
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000464-1000-4ddd-6c76-4c0046bc4319/047.jpg
Приспособленность организмов и ее относительность
Изучите материалы учебника, дополнительные информационные ресурсы.
Выполните лабораторную работу «Изучение приспособленности организм к среде обитания»
Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: образцы растений или комнатные растения, фотографии, видеофильмы о животных из разных мест обитания.
Ход работы:
1.Определите среду обитания растения или животного, выбранного Вами для исследования.
2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
3. Выявите относительный характер приспособленности.
4. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.
АДАПТАЦИЯ
http://www.avifarm.ru/page.php?al=adaptacijaeo
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/699e3b37-b8ba-1e02-3aab-e05caf9fb83d/00124995153925864.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/591f1b27-86db-4f69-aa15-9f285a2da689/%5BBI7GI_1-02%5D_%5BIL_04%5D.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/149af8e9-2e70-4c24-937b-687dec2bba19/%5BBIO9_09-52%5D_%5BTI_04_0%5D.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/11a75a5b-488a-4349-917f-9aa2de2f106b/%5BBIO9_08-52%5D_%5BPF_02%5D.jpg
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a12e4b4-2d00-4f06-828d-5680f025612e/%5BBIO10_03-19%5D_%5BIM_02%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f167ab57-0805-4740-8eb0-b743d2ff5d90/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_01%5D.swf