СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа эволюционная теория

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа для проведения урока в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа эволюционная теория»

Практическая работа «Эволюционная теория»

Цель. Сформировать представления об эволюционном процессе, движущих силах эволюции; об этапах формирования эволюционной теории.

Ход работы.

  1. Принципы систематики и классификации живых организмов

1.1.Изучите материалы учебника, дополнительные информационные ресурсы. Заполните таблицу:

Автор системы растений и животных

Особенности системы, систематические категории

Какие признаки положены в основу системы

Значение системы для дальнейшего развития науки

  1. К.Линней




  1. Ж.Б. Ламарк




  • Карл Линней

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bc2bf-0a01-022a-01f9-603bb1e13b68/%5BBIO6_05-37%5D_%5BTI_02%5D.htm


1.2.Сравнительная характеристика понятия «вид» в додарвиновский период:

Ученые додарвиновского периода

Определение понятия «вид»

Взгляды на происхождение вида

К.Линней (1707 – 1778)



Ж.-Б. Ламарк (1744 – 1829)



  • История введения термина «вид»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57cd7adb-a83d-4473-af50-12328c3efb35/%5BBIO9_07-39%5D_%5BTI_04%5D.html

  • Биография Д.Рея

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75221cbd-4d7f-4b3f-8716-7025e189d062/%5BBIO9_07-36%5D_%5BTI_02%5D.html

  • Жорж Кювье

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae20faf9-e9ae-4243-8a16-73fc79226130/%5BBIO9_07-36%5D_%5BTI_06%5D.html


    1. Искусственная и естественная классификации органического мира. Сформулируйте ответы на вопросы:

  1. Почему сам К.Линней называл свою классификацию искусственной? Определите, сколько признаков положено в основу классификации. Насколько правомерно такое деление организмов?

  2. Какая классификация может быть названа «естественной»? Ответ обоснуйте.

  • Систематические группы животных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/577a0c69-d7a8-4d0d-9790-64c74639053e/%5BBIO9_07-41%5D_%5BIM_01%5D.swf

  • Систематические группы растений

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0bf75472-73f8-4c97-8d40-4de7fc21bbd4/%5BBIO9_07-41%5D_%5BIM_02%5D.swf

  • Естественная классификация живых организмов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000333-1000-4ddd-22f9-590046bb2fd0/0017.jpg

  • Классификация живых организмов. Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4718d124-ad7c-af5c-9865-ba97b7a5455d/00120075647654486.htm


  1. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

  • Взгляды Ламарка на эволюцию

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8decdfa1-2736-4b47-ae1c-a891ec41e893/%5BBIO9_07-36%5D_%5BIM_01%5D.swf

  • Ж.Б. Ламарк

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3d495fc-2cb0-787e-c703-5c4d865907ce/1003725A.htm

  • Принцип градации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000457-1000-4ddd-206c-390046bc4315/023.jpg


1)Рассмотрите схему классификации животных, предложенную Ж.Б. Ламарком. Почему свою классификацию он назвал «градацией»?























  1. Охарактеризуйте три «закона эволюции», выдвинутые Ж.Б. Ламарком:

  • Закон прямого приспособления

  • Закон упражнения и неупражнения органов

  • Закон наследования благоприобретенных признаков.


  • Значение работ Ламарка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1931c8f8-a868-b859-ec1e-9176cc836355/00120075619591215.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aeb74bd9-8981-8328-bb33-936a44c41ca1/00120075623481262.htm


  1. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

  • Ч.Дарвин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d6e8fcd-3130-6646-efa8-d6f48def6277/1003691A.htm

  • Биография Ч.Дарвина

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43a327d1-6d44-4117-a14d-9b8a8e7c884d/%5BBIO10_04-30%5D_%5BTI_02%5D.htm

  • А.Уоллес

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59ef00b0-cd18-02cf-7b49-d7abf4ada871/1003756A.htm

  • Сравнение взглядов Ж.Б. Ламарка и Ч.Дарвина

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f03bf16a-0bce-4aa7-b542-9463ad55b434/%5BBIO10_04-30%5D_%5BIM_03%5D.swf

3.1.Познакомьтесь с описанием жизни и трудов Ч. Дарвина. Какие субъективные предпосылки создания Ч. Дарвином эволюционной теории Вы можете назвать?

3.2.Познакомьтесь с биографией ученого Альфреда Уоллеса. Какой вклад внес А.Уоллес в создание эволюционной теории?

3.4. Изучите схему «Механизмы эволюционного процесса по Ч. Дарвину». Дайте определения основным факторам (движущим механизмам) эволюционного процесса:

- наследственная изменчивость;

- борьба за существование;

-естественный отбор.

  • Основные положения теории Ч. Дарвина

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/294b2778-e5c1-4a3c-983f-a5f025cff784/%5BBIO9_07-37%5D_%5BIM_03%5D.swf


  1. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Лабораторная работа

«Изучение результатов искусственного отбора»

Цель: закрепить понятие искусственного отбора, умение анализировать и сопоставлять факты.

Оборудование: изображения или натуральные объекты (фотографии различных пород собак, кошек и т.п.)

1.Заполните таблицу:

Сорта или породы

Причины многообразия

Судьба обладателей

Значение результатов отбора



Неблагоприятных признаков

Благоприятных признаков

Для практики

Для теории








2.На примере какого – либо домашнего животного или культурного растения заполните и поясните схему:

а) общий предок

б) результаты отбора

в) возможные этапы получения сорта или породы









  1. Приведите генетические, цитологические и этологические доказательства единства происхождения пород или сортов одного вида организмов.


5. Изменчивость как фактор эволюции

Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов»

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: листья растений 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов и др.)


Ход работы:

  1. Сравните 2-3 растения одного вида, найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

  2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обуславливают различия между особями одного вида?

  3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие , на Ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие ненаследственной изменчивостью?

  4. Заполните таблицу:

Сравниваемые признаки

Вегетативные части растения (лист)

Форма

Длина

Ширина

Наследственные признаки

Ненаследственные признаки



Какие формы изменчивости служат материалом для эволюции?

  1. Сравните три формы наследственной изменчивости

Форма

Причины появления

Значение

  1. Мутационная



  1. Комбинативная



  1. Соотносительная





6. Борьба за существование

1)Изучите материалы по теме «Борьба за существование»

Результаты изложите в виде таблицы:

Формы борьбы за существование

Определения

Примеры

Причины возникновения

Значение для эволюции






  1. Обоснуйте вывод о том, что такие взаимоотношения организмов как симбиоз рассматриваются как примеры одной из форм борьбы за существование.

  2. Каковы результаты борьбы за существование: для особи; для вида; для эволюции?

  • Формы борьбы за существование

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000462-1000-4ddd-e26d-3a0046bc4319/042.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000330-1000-4ddd-3a5f-4b0046bb2fd0/0014.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000460-1000-4ddd-5937-3c0046bc4318/040.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000461-1000-4ddd-b8a8-320046bc4319/041.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db2a719e-7e02-4f82-95b6-701763f0d1a6/%5BBIO9_07-37%5D_%5BMA_02%5D.swf


7. Естественный отбор

1) Зная основные положения Ч.Дарвина об эволюции органического мира, объясните, почему естественный и искусственный отбор органически связаны между собой. Ответ проиллюстрируйте примерами.

2) Проведите сравнение искусственного и естественного отбора:


Виды отбора

На каких биологических свойствах организмов основан отбор

Какие формы изменчивости служат исходным материалом

Отбирающий фактор

Длительность отбора

Результат отбора








  • Давление естественного отбора

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c4392d8-e7c4-49aa-95ad-143819f05d1f/%5BBIO10_04-26%5D_%5BIM_03%5D.swf

  • Результаты естественного отбора

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ceffe68d-bae2-4f50-bd1e-255dd3d753fc/%5BBIO9_07-37%5D_%5BIM_01%5D.swf


  1. Используя информационные ресурсы. Составьте характеристики форм естественного отбора в свете современных научных представлений, представьте их графическое отображение.

Форма отбора

Характеристика

Когда действует

Результат

Примеры




















Схема действия стабилизирующей (слева), движущей (центр) и разрывающей (справа) форм естественного отбора

  • Формы естественного отбора

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a011139f-4765-467e-8661-7d3d7e2cdd15/%5BBIO10_04-30%5D_%5BIM_05%5D.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000466-1000-4ddd-e86e-580046bc4319/038.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9822849a-82d4-4f17-9bab-8ab8ee67a583/%5BBI9ZD_10-04%5D_%5BIL_03%5D.html

  • Интерактив Различные направления отбора

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79aff318-32da-894c-b5ea-e676b89aa1be/00124995136612595.htm

  • Движущий отбор

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000463-1000-4ddd-b6aa-400046bc4319/046.jpg

  • Половой отбор

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000465-1000-4ddd-301c-520046bc4319/049.jpg

  • Стабилизирующий отбор

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000464-1000-4ddd-6c76-4c0046bc4319/047.jpg



  1. Приспособленность организмов и ее относительность

Изучите материалы учебника, дополнительные информационные ресурсы.

Выполните лабораторную работу «Изучение приспособленности организм к среде обитания»

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование: образцы растений или комнатные растения, фотографии, видеофильмы о животных из разных мест обитания.

Ход работы:

1.Определите среду обитания растения или животного, выбранного Вами для исследования.

2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.

3. Выявите относительный характер приспособленности.

4. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.


АДАПТАЦИЯ

http://www.avifarm.ru/page.php?al=adaptacijaeo


  • Примеры приспособлений растений

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/699e3b37-b8ba-1e02-3aab-e05caf9fb83d/00124995153925864.htm

  • Приспособленность животных к определенному способу питания

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/591f1b27-86db-4f69-aa15-9f285a2da689/%5BBI7GI_1-02%5D_%5BIL_04%5D.html

  • Виды адаптация у животных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/149af8e9-2e70-4c24-937b-687dec2bba19/%5BBIO9_09-52%5D_%5BTI_04_0%5D.htm

  • Покровительственная окраска

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/11a75a5b-488a-4349-917f-9aa2de2f106b/%5BBIO9_08-52%5D_%5BPF_02%5D.jpg

  • Предостерегающая окраска

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a12e4b4-2d00-4f06-828d-5680f025612e/%5BBIO10_03-19%5D_%5BIM_02%5D.swf

  • Приспособление к водной среде

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f167ab57-0805-4740-8eb0-b743d2ff5d90/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_01%5D.swf





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!