Практическая работа.
Перечислите технологии, которые применяются для формирования универсальных учебных действий.
Один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Поэтому возникла необходимость перестроить свой урок и использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников.
В своей практике для решения формирования УУД применяю следующие технологии:
информационные компьютерные технологии;
технология проблемно-диалогического обучения;
технология создания ситуаций выбора и успеха;
технология исследовательского обучения;
деятельностный метод;
компетентностный подход к результатам учебной деятельности
Технологию проблемно-диалогического обучения применяю с целью научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Технологию создания ситуаций выбора и успеха использую с целью способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Технологию исследовательского обучения применяю с целью подготовить учеников к самостоятельному поиску информации ее переработке, сформировать социально-активную жизненную позицию.
Деятельностный метод обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. В результате использования этого метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Компетентностный подход к результатам учебной деятельности
требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Он дает понять, чему научился учащийся за определённый период обучения.
Какие три вида личностных действий формируют у учащихся УУД ?
Выделяют три вида личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно – этическая ориентация.
Личностные результаты достигаются посредством формирования личностных универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:
Самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувство гордости за свою родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения обучающихся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению этого разрыва;
Морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к децентрации (координация различных точек зрения на решение моральной дилеммы) – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при ее разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Как Вы считаете, регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности?
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
С помощью каких УУД можно поставить и решить учебную проблему?
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Формирование личностных результатов на уроках русского языка и литературы происходит посредством тех текстов, которые используются на уроках. Учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Регулятивные УУД – это умение школьников организовывать свою учебную деятельность:
1) целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно, усвоено, а что ещё нет;
2) планирование – последовательность действий с учётом конечного результата;
3) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений;
5) коррекция в случае расхождения эталона, реального действия и его результата внесение необходимых изменений в план и способ действия;
6) оценка – осознание качества и уровня усвоения;
7) саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта) и к преодолению препятствий.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий использую проблемно-диалогические технологии, создаю обстановку творческого поиска, умственного напряжения. Ставлю детей в проблемные ситуации, организую наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия это:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Задания по формированию личностных УУД
Учебная дисциплина: литература
Тема урока: «Русские народные сказки, пословицы и поговорки», 5 класс
Учащимся предлагаются русские народные пословицы и поговорки:
Не за бороду – за ум жалуют.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Умный и без денег богат.
В умной беседе – ума набраться, а в глупой – свой потерять.
Глупый ищет большого места, а умного и в углу видать.
Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.
Умное повторять не грех.
Книга – книгой, а своим умом двигай.
- Прочитайте пословицы и поговорки о мудрости и глупости, а теперь подумайте и скажите: какие пословицы и поговорки вы хотели бы запомнить, чтобы следовать им в жизни?
- Придумайте историю, заглавием которой могла бы послужить одна из пословиц и поговорок о мудрости. Далее идёт обсуждение, сравнение мнений каждого учащегося с мнением одноклассников.
Задание 2. Учащиеся на уроках литературы познакомились с произведением Антуана де Сент–Экзюпери «Маленький принц» (отрывки).
После работы над содержанием произведения и анализа ребятам предлагается подумать над вопросом: как вы думаете, почему взрослые отличаются от детей?
Экзюпери писал: «… все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Ему грустно оттого, что взрослые часто не могут понять детей. А вот уже знакомый вам Александр Курляндский думает по – другому: «Ведь взрослые - те же дети, только они чуть дольше прожили на свете, ходят на работу и воспитывают вас». С кем из писателей вы согласны?
- Как вы понимаете слова Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»?
- А вот ещё очень важные слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Как вы понимаете, что это значит?
Перечислите, что относится к коммуникативным УУД.
В федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Определим критерии сформированности у учащихся коммуникативных учебных действий:
1. Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
2. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
3. Умение адекватно воспринимать устную речь и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
4. Умение выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации, владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста.
5. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текст.
6. Владение монологической и диалогической речью.
7. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
8. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы; приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности.
9. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения
10. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.