Практическая работа №6
Инкассация денежных средств в розничных магазинах: правила, порядок проведения, бухгалтерский учет
Цель работы: изучить порядок инкассации денежных средств
Материалы для работы:
Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 19.06.2017) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
Порядок и задания для выполнения работы:
Дать определение понятию «инкассация», изучить порядок установления лимита наличных остатков;
Изучить функции службы инкассации, организацию и правила проведения инкассации;
Изучить бухгалтерские проводки при инкассации;
Сделать выводы по работе.
Ход работы
1 Изучение понятия «инкассация» и порядка установления лимита наличных остатков
Термин подразумевает перевозку наличных денежных средств в банк. Обычно это та кредитная организация, где у предприятия открыт расчетный счет. Деньги доставляются в финансовое учреждение, после чего зачисляются на счет. После этого ими можно пользоваться для расчетов с контрагентами, выдачи заработной платы сотрудникам, оплаты налогов, сборов и штрафов.
Хранить сколько угодно денег прямо на торговой точке разрешено не всем. Юридические лица обязаны устанавливать лимиты наличных остатков, превышать которые нельзя (Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
Никаких ограничений по лимиту наличности для организации нет: каждая организация определяет эту цифру самостоятельно.
К расчету лимита нужно подойти ответственно и в будущем неукоснительно его соблюдать. За превышение могут выписать серьезные штрафы согласно КоАП РФ:
- от 4 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- от 40 до 50 тысяч рублей для юридических лиц.
Есть периоды, когда размер лимита по остаткам может быть превышен. Это дни выдачи заработной платы, социальных платежей и так далее. То есть ситуации, когда нужны наличные деньги. В эти периоды за превышение суммы наличных штрафовать не будут. Они могут длиться не более 5 рабочих дней.
Таким образом, юридические лица обязаны устанавливать лимит наличных денег, которые можно хранить в кассе. Он зависит от особенностей бизнеса и может быть любым. Все, что превышает лимит наличных средств, нужно отвозить в банк, то есть делать инкассацию. ИП и субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимиты. Но если порог установлен, хранить избытки наличных на торговой точке запрещено действующим законодательством. Можно заниматься перевозкой денег самостоятельно или обратиться в специализированную организацию
2 Функции службы инкассации, организация и правила проведения инкассации;
Кроме доставки наличных в банк договором на оказание услуг могут быть предусмотрены следующие операции:
- доставка денег из банка обратно в магазин или офис. Это может понадобиться в дни выдачи заработной платы, расчетов с контрагентами и других платежей и в тех случаях, когда на торговой точке нужна наличность;
- перевозка денег между структурными подразделениями компании.
- изъятие денег из торговых и вендинговых автоматов и другого оборудования (платежные терминалы, банкоматы);
- транспортировка ценностей и документов.
При проведении инкассации нужно соблюдать следующий порядок:
Подготовиться к визиту инкассатора: провести изъятие наличных денег из кассы, их пересчет и упаковку.
Ответственное лицо (продавец, кассир или бухгалтер) проверяет документы у инкассатора. В стандартном случае это паспорт, доверенность, служебное удостоверение, карта-заявка и другие бумаги.
Стороны заполняют все необходимые документы: сопроводительная ведомость (в трех экземплярах), регистр выполнения транзакций, накладная и квитанция. Бумаги заверяются печатями и подписями сторон.
Деньги помещаются в сумку сейф и пломбируются. Перед этим инкассатор обязан показать кассиру образец пломбы.
Средства перевозятся на спецтранспорте в отделение банка, где пересчитываются и вносятся на расчетный счет.
Сотрудник службы инкассации не проверяет соответствие переданной суммы тому, что указано в сопроводительных документах. Эта обязанность лежит на сотруднике магазина, ответственного за проведение инкассации. Если при пересчете в банке обнаружится недостача или избыток денег, служба инкассации за это не отвечает. Поэтому необходимо тщательно пересчитывать деньги перед тем, как заказать их перевозку
3 Учет и бухгалтерские проводки при инкассации
После того, как деньги поступили на расчетный счет, нужно правильно оформить процедуру. Для тех, кто ведет полную бухгалтерию, нужно сделать соответствующие проводки в учете:
дебет 57 - кредит 50 - «Переданы наличные денежные средства из кассы инкассаторам». Запись делается на основании квитанции от сотрудника службы инкассации и приходного кассового ордера;
дебет 51 - кредит 57 - «Зачислены денежные средства на расчетный счет в банке». Основание для записи - выписка из банка о движении средств на расчетном счете;
дебет 91.2 - кредит 51 - «Списана комиссия банка за прием и пересчет наличных денежных средств». Основание записи - выписка из банка.
Для тех, кто ведет бухгалтерию по упрощенной форме, достаточно записи в учетных документах. Также нужно зафиксировать изъятие денег при помощи контрольно-кассовой техники. Для этого есть специальный раздел меню. Отметку о движении денег надо сделать и в товароучетной системе, если она это позволяет.
4 Анализ работы. Формулировка выводов
Подпись
Лист
УП-03. ПЗ
Дата
№ докум.
Лист
Изм
Подпись