Практическая работа:
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
Цель работы: доказать, что приспособленность – общее свойство организмов.
Оборудование: коллекция плодов и семян (клёна, ели, череды); коллекции конечностей насекомых (жука-плавунца, жука-навозника, пчелы, бабочки, кузнечика); фотографии или рисунки птиц (орла, синицы, цапли, щегла); живые комнатные растения (цереус, монстера, сансевьера, пеларгония); ручная лупа.
Ход работы
Задание 1.
1.Рассмотрите плоды и семена разных растений. Определите способы распространения семян этих растений.
2.Определите, какие приспособительные признаки обеспечивают распространение семян с помощью ветра (анемохорию) и распространение семян с помощью животных (зоохорию).
3.Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу по образцу:
Изучаемый объект | Приспособительные признаки | Проявление относительного характера приспособленности |
Клён | | |
Ель | | |
Череда | | |
Задание 2.
1.Рассмотрите строение конечностей насекомых. Найдите у них черты сходства и различия.
2.Определите приспособительные особенности конечностей насекомых в связи с выполняемыми ими функциями.
3.Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу (по образцу в задании 1).
Конечность жука-плавунца | Конечность жука-навозника | Конечность пчелы | Конечность бабочки | Конечность кузнечика |
| | | | |
Задание 3.
Пользуясь фотографиями или рисунками животных (орла, цапли, синицы, щегла), определите черты приспособленности к способу добывания пищи в строении клюва птиц.
Орел Цапля Синица Щегол
Запишите свои наблюдения и выводы