СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Водоросли». Лабораторная работа №8 «Особенности строения и многообразие водорослей».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта урока в 5 классе

 «Водоросли». Лабораторная работа №8 «Особенности строения и многообразие водорослей».

Учитель биологии Кагирова Х.Р.

Цели: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.

Предметные результаты:

– формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

     Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

     2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Выяснить особенности внешнего строения водорослей;
  2. Показать особенности клеточного строения водорослей;
  3. Формировать умение вести научный диалог;
  4. Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Оборудование: таблицы, фотографии, гербарии «Водоросли», учебник В.В.Пасечник “Биология. Бактерии. Грибы. Растения» (Дрофа, 2009), технологическая карта урока, микропрепараты «Спирогира», микроскопы

Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, планктон, бентос.

Тип урока: комбинированный

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

 

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

 

 

 

 

11. Проверка пройденного материала.

    Добрый день, ребята.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь,  пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

     Присаживайтесь.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, вдумчиво и открыть для себя новые знания.

     У вас на столах: микроскоп, объекты,  гербарии и тексты с заданиями.

    Сегодня на уроке Вам придется быть в роли исследователей и учителей, то есть вы сами будете оценивать свои ответы и ответы товарищей. А в конце урока вы подсчитаете баллы и поставите себе оценку.

    Каждый этап урока я вам предлагаю начинать с дружных хлопков. Давайте потренируемся.

        1. Фронтальный опрос
  1. Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы? 

 

Учитель на доске начинает составлять графическую схему.

 

                   
     
       
 
 
   

 

 

 

 
  1. Г.

    Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?

 

Б.

 

 
 

 

 
  1. С каким царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?

 

Б.

 

 
 

 

 

 

 

      4)  Чем отличаются растения от других царств.

 

.     5) Назовите два подцарства растений.

 

Р.

 

 
 

 

 

         

 

 

 

Р.

Г.

          6) Чем отличаются низшие растения от высших, кто  является представителем  этих групп?

 

 

2. Работа с разноуровневыми тестами.

Ребята возьмите инструктивную карточку, найдите 1 задание -  тест. Вы видите три задания разного уровня сложности (АВС). Часть А (низкого уровня сложности) - 3 б,  Часть В (среднего уровня сложности) - 6 б, Часть С (высокого уровня сложности) - 10 б.

Подумайте и решите тот уровень, который вам по силам.

Поработайте в роли учителя. Взаимопроверка теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

четыре

 

 

 бактерии и грибы.

 

 

  Растения.

имеют хлоропласты, идет процесс фотосинтеза.

 

 

 

Низшие и Высшие

 

 

2 ученика у доски (10 б.) проверка.

По разрезным карточкам

 

 

 

Проверка теста. Ставят баллы на поля.

 

2,,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 хлопок

 

3,,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-5,,

хлопок

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Сейчас вы в роли исследователей.

В самом начале лета отправившись к пруду мы обнаруживаем, что вода в нем стала совсем зеленой. Мы говорим: «Пруд зацвел».

Что это значит? Ведь если он зацвел, то должны быть цветы. Где же они? Придется проводить расследование в нашей лаборатории.

Давайте зачерпнем немного воды и попробуем рассмотреть ее. Вода прозрачная, но зеленая.

Прибегнем к помощи нашего чудесного микроскопа. Посмотрите, в капле воды под объективом микроскопа хорошо видны мелкие зеленые шарики. Как их много! Именно они придают воде зеленую окраску. Давайте познакомимся с ними.

Может кто-то знает, как их зовут.

Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока.

«Водоросли. Многообразие водорослей»

Говорят, что из всех растений водоросли первыми появились на Земле? Верно ли это?

Что мы должны сегодня изучить, чтобы дать обоснованный ответ на этот вопрос? Познакомиться с многообразием водорослей, их строением, выделить отличительные черты, значение в природе и в жизни человека.

          Это и есть задачи нашего  урока.           

 

 

 

 

 

 

 Цифровой микроскоп

 

 

 

 Варианты ответов.

Формулирование темы урока. запись  на доске

 

Варианты ответов.

запись  на доске

 

 

 

 Хлопок

      5,,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Проблемное объяснение нового материала

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления     и первичного закрепления учащимися учебного материала.

         Продолжаем работу в нашей лаборатории.

1. Посмотрите видеоролик. («Фавурок» Одноклеточные водоросли. От 3-40 мин до 5-20 мин).

         После просмотра выполните задание № 2 в инструктивной карте: «Строение одноклеточных водорослей».

         Не забывайте помогать и контролировать друг друга.

         Проверьте друг у друга задание и выставьте баллы за проделанную работу.

На схеме прибавить картинку одноклеточной водоросли и Вольвокс.

2.Некоторые одноклеточные водоросли собираются в группы. Это колониальные водоросли. Например Вольвокс. Рассмотрите его на готовом микропрепарате.

 

Физкультминутка.    Все учащиеся встают

« Я люблю, тебя, Солнце! »  (поднимают руки и тянутся вверх)

«Я люблю, тебя, небо!»   ( руки в стороны,  потягиваются)

«Я люблю, тебя, земля!»   (присели, руки вниз)

«Я люблю, тебя, море!»   (встали, двумя руками поворачиваются из стороны в сторону)

 

3.Какое строение имеет тело многоклеточной водоросли? («Фавурок» Многоклеточные водоросли. От 0-55 мин до 1-35 мин).

Посмотрим готовый микропрепарат «Спирогира». Выполним задание  задание № 3 (спирогира).

           На схеме прибавить картинку зеленой многоклеточной водоросли.

        

Какие еще есть многоклеточные водоросли ?  

(«Фавурок» Многоклеточные водоросли. От 1-35 мин до 4-15 мин).

           На схеме прибавить картинки  бурой и красной  многоклеточной водоросли.

 

4. Значение водорослей в природе и в жизни человека. (сообщения)

Презентация «Многоклеточные водоросли», слайды от 12до 17.

Просмотр видиофрагмента.

Обсуждения, формулирование вывода.

 

Выполняют задание из инструктивной карточки, заполняют бланки ответов.

Выставляют баллы за выполненную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 хлопок

     5,,

    

 

 

 

 

 Хлопок

 

 

 

Хлопок

 

 

 

 

 

 

 хлопок

 

 

 

 

 хлопок

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Для закрепления материала предлагаю выполнить задание № 4. Сформулируйте выводы урока, для этого вставьте пропущенные слова, чтобы у вас появился текст содержащий выводы урока.

Оцените свою работу.

Задание: Выбрать верные утверждения, неверные исправьте:

  1. Хламидомонада - одноклеточная зеленая водоросль. Да
  2. Хламидомонада передвигается с помощью одного жгутика. Нет, с помощью двух жгутиков.
  3. Красящие вещества у хлореллы находятся в цитоплазме. Нет, в хроматофоре.
  4. Ульва и нителла- зеленые нитчатые водоросли. Да
  5. Улотрикс и спирогира распространены в стоячих или медленно текущих    пресных водоемах. Да
  6. Водоросли - высшие растения. Нет, они низшие растения.

Вопросы:

  1. Каков тип питания у хламидомонады?
  2. Каков способ питания?
  3. Если есть светочувствительный глазок, предположите, как пользуется им хламидомонада?
  4. А если водоем затенен? (поглощает готовые органические вещества)
  5. Каков тип питания при этом?

Обучающиеся выполняют работу и заполняют бланк ответов.

 

 хлопок

 

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 - Какую  цель мы ставили перед уроком?

-Достигли мы этой цели? Смогли мы приоткрыть тайну одной природной загадки?

 -Какое практическое значение имеет для  вас полученные знания и умения?

- Какие термины новые мы узнали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Оцените свою работу на уроке. У вас есть лист самооценки своей работы на уроке, заполните их. В них проставьте баллы, которые вы заработали на уроке за свою деятельность.

Высказывают свои предположения, обобщив материал урока. Заполняют лист самооценки.

 

Домашнее задание

Изучить параграф 18.

Творческие задания на выбор:

  1. Сочинить сказку о жизни в подводном царстве, где главными действующими лицами будут изученные водоросли.
  2. Вылепить из цветного пластилина (соленого теста) объемную модель одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады или хлореллы.
  3. Подготовить сообщения: «Интересные факты и многообразие

водорослей», «Практическое значение водорослей»

  1. Составить кроссворд и тд.

 

 

         

                                                            

Просмотр содержимого документа
««Водоросли». Лабораторная работа №8 «Особенности строения и многообразие водорослей».»

Технологическая карта урока в 5 классе

«Водоросли». Лабораторная работа №8 «Особенности строения и многообразие водорослей».

Учитель биологии Кагирова Х.Р.

Цели: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.

Предметные результаты:

– формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

  2. Показать особенности клеточного строения водорослей;

  3. Формировать умение вести научный диалог;

  4. Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Оборудование: таблицы, фотографии, гербарии «Водоросли», учебник В.В.Пасечник “Биология. Бактерии. Грибы. Растения» (Дрофа, 2009), технологическая карта урока, микропрепараты «Спирогира», микроскопы

Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, планктон, бентос.

Тип урока: комбинированный






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.






11. Проверка пройденного материала.

Добрый день, ребята.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

Присаживайтесь.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, вдумчиво и открыть для себя новые знания.

У вас на столах: микроскоп, объекты, гербарии и тексты с заданиями.

Сегодня на уроке Вам придется быть в роли исследователей и учителей, то есть вы сами будете оценивать свои ответы и ответы товарищей. А в конце урока вы подсчитаете баллы и поставите себе оценку.

Каждый этап урока я вам предлагаю начинать с дружных хлопков. Давайте потренируемся.

        1. Фронтальный опрос

  1. Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?


Учитель на доске начинает составлять графическую схему.





  1. Г.

    Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?

Б.



  1. С каким царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Б.





4) Чем отличаются растения от других царств.


. 5) Назовите два подцарства растений.

Р.





Р.

Г.

6) Чем отличаются низшие растения от высших, кто является представителем этих групп?


2. Работа с разноуровневыми тестами.

Ребята возьмите инструктивную карточку, найдите 1 задание - тест. Вы видите три задания разного уровня сложности (АВС). Часть А (низкого уровня сложности) - 3 б, Часть В (среднего уровня сложности) - 6 б, Часть С (высокого уровня сложности) - 10 б.

Подумайте и решите тот уровень, который вам по силам.

Поработайте в роли учителя. Взаимопроверка теста.














четыре



бактерии и грибы.



Растения.

имеют хлоропласты, идет процесс фотосинтеза.




Низшие и Высшие



2 ученика у доски (10 б.) проверка.

По разрезным карточкам




Проверка теста. Ставят баллы на поля.


2,,














хлопок


3,,






























3-5,,

хлопок

II.
Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Сейчас вы в роли исследователей.

В самом начале лета отправившись к пруду мы обнаруживаем, что вода в нем стала совсем зеленой. Мы говорим: «Пруд зацвел».

Что это значит? Ведь если он зацвел, то должны быть цветы. Где же они? Придется проводить расследование в нашей лаборатории.

Давайте зачерпнем немного воды и попробуем рассмотреть ее. Вода прозрачная, но зеленая.

Прибегнем к помощи нашего чудесного микроскопа. Посмотрите, в капле воды под объективом микроскопа хорошо видны мелкие зеленые шарики. Как их много! Именно они придают воде зеленую окраску. Давайте познакомимся с ними.

Может кто-то знает, как их зовут.

Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока.

«Водоросли. Многообразие водорослей»

Говорят, что из всех растений водоросли первыми появились на Земле? Верно ли это?

Что мы должны сегодня изучить, чтобы дать обоснованный ответ на этот вопрос? Познакомиться с многообразием водорослей, их строением, выделить отличительные черты, значение в природе и в жизни человека.

Это и есть задачи нашего урока.








Цифровой микроскоп




Варианты ответов.

Формулирование темы урока. запись на доске


Варианты ответов.

запись на доске




Хлопок

5,,




















III. Проблемное объяснение нового материала

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала.

Продолжаем работу в нашей лаборатории.

1. Посмотрите видеоролик. («Инфоурок» Одноклеточные водоросли. От 3-40 мин до 5-20 мин).

После просмотра выполните задание № 2 в инструктивной карте: «Строение одноклеточных водорослей».

Не забывайте помогать и контролировать друг друга.

Проверьте друг у друга задание и выставьте баллы за проделанную работу.

На схеме прибавить картинку одноклеточной водоросли и Вольвокс.

2.Некоторые одноклеточные водоросли собираются в группы. Это колониальные водоросли. Например Вольвокс. Рассмотрите его на готовом микропрепарате.


Физкультминутка. Все учащиеся встают

« Я люблю, тебя, Солнце! » (поднимают руки и тянутся вверх)

«Я люблю, тебя, небо!» ( руки в стороны, потягиваются)

«Я люблю, тебя, земля!» (присели, руки вниз)

«Я люблю, тебя, море!» (встали, двумя руками поворачиваются из стороны в сторону)


3.Какое строение имеет тело многоклеточной водоросли? («Инфоурок» Многоклеточные водоросли. От 0-55 мин до 1-35 мин).

Посмотрим готовый микропрепарат «Спирогира». Выполним задание задание № 3 (спирогира).

На схеме прибавить картинку зеленой многоклеточной водоросли.

Какие еще есть многоклеточные водоросли ?

(«Инфоурок» Многоклеточные водоросли. От 1-35 мин до 4-15 мин).

На схеме прибавить картинки бурой и красной многоклеточной водоросли.


4. Значение водорослей в природе и в жизни человека. (сообщения)

Презентация «Многоклеточные водоросли», слайды от 12до 17.

Просмотр видиофрагмента.

Обсуждения, формулирование вывода.


Выполняют задание из инструктивной карточки, заполняют бланки ответов.

Выставляют баллы за выполненную работу.








хлопок

5,,





Хлопок




Хлопок







хлопок





хлопок

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Для закрепления материала предлагаю выполнить задание № 4. Сформулируйте выводы урока, для этого вставьте пропущенные слова, чтобы у вас появился текст содержащий выводы урока.

Оцените свою работу.

Задание: Выбрать верные утверждения, неверные исправьте:

  1. Хламидомонада - одноклеточная зеленая водоросль. Да

  2. Хламидомонада передвигается с помощью одного жгутика. Нет, с помощью двух жгутиков.

  3. Красящие вещества у хлореллы находятся в цитоплазме. Нет, в хроматофоре.

  4. Ульва и нителла- зеленые нитчатые водоросли. Да

  5. Улотрикс и спирогира распространены в стоячих или медленно текущих пресных водоемах. Да

  6. Водоросли - высшие растения. Нет, они низшие растения.

Вопросы:

  1. Каков тип питания у хламидомонады?

  2. Каков способ питания?

  3. Если есть светочувствительный глазок, предположите, как пользуется им хламидомонада?

  4. А если водоем затенен? (поглощает готовые органические вещества)

  5. Каков тип питания при этом?

Обучающиеся выполняют работу и заполняют бланк ответов.


хлопок


V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Какую цель мы ставили перед уроком?

-Достигли мы этой цели? Смогли мы приоткрыть тайну одной природной загадки?

-Какое практическое значение имеет для вас полученные знания и умения?

- Какие термины новые мы узнали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Оцените свою работу на уроке. У вас есть лист самооценки своей работы на уроке, заполните их. В них проставьте баллы, которые вы заработали на уроке за свою деятельность.

Высказывают свои предположения, обобщив материал урока. Заполняют лист самооценки.


Домашнее задание

Изучить параграф 18.

Творческие задания на выбор:

  1. Сочинить сказку о жизни в подводном царстве, где главными действующими лицами будут изученные водоросли.

  2. Вылепить из цветного пластилина (соленого теста) объемную модель одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады или хлореллы.

  3. Подготовить сообщения: «Интересные факты и многообразие

водорослей», «Практическое значение водорослей»

  1. Составить кроссворд и тд.



Инструктивная карточка к уроку по теме:

«Водоросли»

Ученика 5 класса_____________________________________. Дата____________

Задание №1. Тест.

Задания Части А (низкого уровня сложности) - 3 б, Части В (среднего уровня сложности) - 6 б, Части С (высокого уровня сложности) - 10 б. Подумайте и решите тот уровень, который вам по силам.

Максимальное количество баллов ___ баллов. Мои баллы___________

Задание №2. «Строение одноклеточных водорослей».

    1. Просмотрите видеоролик.

    2. Рассмотрите рисунок и запишите органоиды

    3. Для проверки используйте рис. 59 на стр.95.


Название водоросли

______________________ ____________________________

Максимальное количество баллов 8 баллов. Мои баллы___________

Задание№ 3 «Строение спирогиры».

  1. Посмотри видеоролик.

  2. Рассмотри под микроскопом микропрепарат спирогиры.

  3. Отметь на рисунке органоиды, слоевище, ризоиды.

  4. Для проверки используйте рис. 61 на стр.97.


Максимальное количество баллов 6 баллов. Мои баллы___________









Задание №4. Вывод:

Водоросли относятся к царству _____________, так как у них есть пигмент ____________ цвета, _________. Водоросли – это низшие растения, так как у них нет ______ , _______, ______. Среди водорослей есть одноклеточные и ________________ растения. В основном живут в ____________.

Максимальное количество баллов 8 баллов. Мои баллы___________

Всего баллов за урок______________



За всю работу на уроке максимальное количество баллов, которые можно заработать - 32балла .

Подсчитай свои баллы и сравни со шкалой, предложенной ниже.

«отлично» - 32-26 баллов;

«хорошо» -25-20 баллов,

если ты набрал меньше баллов, переделай работу дома.



Оценочный лист

Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания


Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________

Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________

Сегодня на уроке я научился (лась) лучше делать (что?) ______________

Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________

Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

Осталось непонятным (что?) _______________________________________





Домашнее задание

Изучить параграф 18.

Творческие задания на выбор:

  1. Сочинить сказку о жизни в подводном царстве, где главными действующими лицами будут изученные водоросли.

  2. Вылепить из цветного пластилина (соленого теста) объемную модель одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады или хлореллы.

  3. Подготовить сообщения: «Интересные факты и многообразие

водорослей», «Практическое значение водорослей»

  1. Составить кроссворд и тд.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей