СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа: " Изучение взаимосвязи в искусственной экосистеме - аквариуме и составление цепей питания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена практическая работа по естествознанию ( учебник Габриелян, 10 класс)

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа: " Изучение взаимосвязи в искусственной экосистеме - аквариуме и составление цепей питания"»

Предмет экология Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос – наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель. В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук: аутэкология изучает взаимосвязи в сообществах; популяционная экология изучает взаимосвязи особей одного вида в популяциях, влияние среды на популяции, взаимосвязи между популяциями; глобальная экология изучает биосферу и вопросы ее охраны. Другой подход в подразделении экологии : экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, космическая экология .

Предмет экология

  • Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос – наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель.
  • В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук:

аутэкология изучает взаимосвязи в сообществах;

популяционная экология изучает взаимосвязи особей одного вида в популяциях, влияние среды на популяции, взаимосвязи между популяциями;

глобальная экология изучает биосферу и вопросы ее охраны.

  • Другой подход в подразделении экологии : экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, космическая экология .
Задачи экологии - изучить взаимосвязи организмов; - изучить взаимосвязи между организмами и окружающей средой; - изучить действие среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов; - проследить влияние факторов среды на расселение видов и смену сообществ; - разработать систему мероприятий по охране природы.

Задачи экологии

- изучить взаимосвязи организмов;

- изучить взаимосвязи между организмами и окружающей средой;

- изучить действие среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;

- проследить влияние факторов среды на расселение видов и смену сообществ;

- разработать систему мероприятий по охране природы.

Методы экологии наблюдение сравнение эксперимент математическое моделирование прогнозирование

Методы экологии

  • наблюдение
  • сравнение
  • эксперимент
  • математическое моделирование
  • прогнозирование
Классификация организмов  по характеру питания 1.Автотрофы:     2. Гетеротрфы: А). Фототрофы     а) сапрофиты Б). Хемотрофы     б) голозои:       - сапрофаги       - фитофаги       - зоофаги       - некрофаги

Классификация организмов по характеру питания

1.Автотрофы: 2. Гетеротрфы:

А). Фототрофы а) сапрофиты

Б). Хемотрофы б) голозои:

- сапрофаги

- фитофаги

- зоофаги

- некрофаги

Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Фототрофы – автотрофные организмы, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света. Хемотрофы – автотрофные организмы, которые использует для синтеза органических веществ энергию химических; связей. Гетеротрофы – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. Сапрофиты - гетеротрофы, которые используют растворы простых органических соединений. Голозои – гетеротрофы, которые обладают комплексом ферментов и могут употреблять в пищу сложные органические соединения, разлагая их на простые:  Сапрофаги питаются мертвыми растительными остатками; Фитофаги потребители живых растений; Зоофаги поедают живых животных; Некрофаги поедают мертвых животных.
  • Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
  • Фототрофы – автотрофные организмы, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света.
  • Хемотрофы – автотрофные организмы, которые использует для синтеза органических веществ энергию химических; связей.
  • Гетеротрофы – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.
  • Сапрофиты - гетеротрофы, которые используют растворы простых органических соединений.
  • Голозои – гетеротрофы, которые обладают комплексом ферментов и могут употреблять в пищу сложные органические соединения, разлагая их на простые:
  • Сапрофаги питаются мертвыми растительными остатками;
  • Фитофаги потребители живых растений;
  • Зоофаги поедают живых животных;
  • Некрофаги поедают мертвых животных.
Среда обитания Среда обитания  – это все, что окружает особь и воздействует на нее.  Факторы среды: абиотические – факторы неживой природы; биотические  – факторы живой природы; антропогенные – связанные с деятельностью человека. Можно выделить следующие основные среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная,организменная.

Среда обитания

  • Среда обитания – это все, что окружает особь и воздействует на нее.
  • Факторы среды:

абиотические – факторы неживой природы; биотические – факторы живой природы; антропогенные – связанные с деятельностью человека.

  • Можно выделить следующие основные среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная,организменная.
Водная среда В водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта. Обитателей водоемов называют гидробионтами , среди них различают: нейстон  – организмы, обитающие у поверхностной пленки воды;  планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные,

Водная среда

  • В водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта. Обитателей водоемов называют гидробионтами , среди них различают:

нейстон – организмы, обитающие у поверхностной пленки воды;

планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные, "парящие" в воде организму;

нектон – хорошо плавающие обитатели толщи воды ;

бентос - донные организмы.

Почвенная среда Обитателей почв называют эдафобионтами , или геобионтами, для них большое значение имеют структура, химический состав и влажность почвы.

Почвенная среда

  • Обитателей почв называют эдафобионтами , или геобионтами, для них большое значение имеют структура, химический состав и влажность почвы.
Наземно-воздушная среда Для обитателей наземно-воздушной среды особенно важны: температура, влажность, содержание кислорода, освещенность.

Наземно-воздушная среда

  • Для обитателей наземно-воздушной среды особенно важны: температура, влажность, содержание кислорода, освещенность.
Живой организм Для жизнедеятельности паразитов важно обилие пищи и пребывание в организме определенного вида-хозяина.

Живой организм

  • Для жизнедеятельности паразитов важно обилие пищи и пребывание в организме определенного вида-хозяина.
Каждый организм постоянно обменивается веществами с окружающей средой и сам изменяет среду. Многие организмы обитают в нескольких средах обитания. Способность организмов приспосабливаться к некоторым изменениям окружающей среды называют адаптацией.  Но разные организмы обладают различной способностью выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, света и др.), т.е. обладают разной толерантностью – диапазоном устойчивости. Например, существуют: эврибионты – организмы с широким диапазоном толерантности, т.е. способные жить при различных условиях среды (например, карп); стенобионты – организмы с узким диапазоном толерантности, требующие строго определенных условий среды (например, форель).
  • Каждый организм постоянно обменивается веществами с окружающей средой и сам изменяет среду.
  • Многие организмы обитают в нескольких средах обитания.
  • Способность организмов приспосабливаться к некоторым изменениям окружающей среды называют адаптацией.
  • Но разные организмы обладают различной способностью выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, света и др.), т.е. обладают разной толерантностью – диапазоном устойчивости.
  • Например, существуют: эврибионты – организмы с широким диапазоном толерантности, т.е. способные жить при различных условиях среды (например, карп); стенобионты – организмы с узким диапазоном толерантности, требующие строго определенных условий среды (например, форель).
Практическая работа №13 «Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме – аквариуме и составление цепей питания»

Практическая работа №13 «Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме – аквариуме и составление цепей питания»

Цель работы: изучить взаимосвязи в искусственных экосистемах, научиться составлять цепи питания в искусственных экосистемах, объяснять роль каждого звена.
  • Цель работы: изучить взаимосвязи в искусственных экосистемах, научиться составлять цепи питания в искусственных экосистемах, объяснять роль каждого звена.

Теоретическое обоснование: Аквариум — это прибор, представляющий действующую модель водоема, управляемую человеком. Аквариум — модель экосистемы. В аквариуме сосредоточены четыре характерных для водной экосистемы компонента: неживые, так называемые абиотические вещества (грунт, вода, свет и воздух) и три группы живых существ — продуценты (водоросли и высшие водные растения), консументы (животные всех видов, от инфузорий до рыб, растительноядные и хищные), наконец, редуценты (бактерии и грибы, существующие за счет мертвых тканей растений и животных. Они перерабатывают ткани до простых веществ, пригодных для усвоения растениями. Кроме того, в аквариуме происходит круговорот веществ, подобный круговороту веществ в природе. Система аквариума, до известных пределов, обладает определенной устойчивостью, способностью восстанавливать нарушенное равновесие. Цепи питания в аквариумах короткие по такой причине: для функционирования аквариума необходимо постоянное внесение кормов человеком. Так как известно, что с одного трофического уровня на другой передается только 10% энергии, то количество трофических уровней, которые могут обеспечиваться энергией, аккумулированной в кормах, ограниченное. И потому цепи в аквариумах характеризуются наличием 2-4-х звеньев.

Ход работы: Из предложенных живых объектов составьте свой аквариум: водоросли и высшие водные растения (вольфия, ряски, гигрофила, кабомба каролинская, спирогира, ксенококкус, кладофора); простейшие (инфузории, жгутиковые, корненожки); рачки (дафнии, циклопы); моллюски (катушка красная, красная физелла , серая физа, ампулярии, тропические мелании, беззубки, перловицы); рыбы (к группе тепловодных относятся меченосцы, гамбузия, каллихт, гурами, гуппи, данио рерио, макропод, моллиенизия, цихлиды, к холодноводным аквариумным видам относят группу рыб, приспособленных к жизни и условиям комнатного не подогреваемого аквариума золотая рыбка, вуалехвост, вьюн, телескоп); бактерии. Составьте схему пищевых цепей аквариума, который вы смоделировали. Изобразите схемы цепей питания в данной экосистеме. Объясните, почему исключение из этой экосистемы моллюсков и простейших приводит к резкому нарушению ее равновесия.
  • Ход работы:
  • Из предложенных живых объектов составьте свой аквариум:
  • водоросли и высшие водные растения (вольфия, ряски, гигрофила, кабомба каролинская, спирогира, ксенококкус, кладофора);
  • простейшие (инфузории, жгутиковые, корненожки);
  • рачки (дафнии, циклопы);
  • моллюски (катушка красная, красная физелла , серая физа, ампулярии, тропические мелании, беззубки, перловицы);
  • рыбы (к группе тепловодных относятся меченосцы, гамбузия, каллихт, гурами, гуппи, данио рерио, макропод, моллиенизия, цихлиды, к холодноводным аквариумным видам относят группу рыб, приспособленных к жизни и условиям комнатного не подогреваемого аквариума золотая рыбка, вуалехвост, вьюн, телескоп);
  • бактерии.
  • Составьте схему пищевых цепей аквариума, который вы смоделировали. Изобразите схемы цепей питания в данной экосистеме. Объясните, почему исключение из этой экосистемы моллюсков и простейших приводит к резкому нарушению ее равновесия.
Дополнительный вопрос:   Из перечисленных названий организмов выберите  продуцентов, консументов и редуцентов. Медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.

Дополнительный вопрос:

  •   Из перечисленных названий организмов выберите  продуцентов, консументов и редуцентов.
  • Медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя