СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Храм". Курсы КлеверЛаб

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Храм". Курсы КлеверЛаб»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

для слушателей курса Методика преподавания модуля «Основы православной культуры» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) на уровне начального общего образования (ОРКСЭ)




Практическая работа оценивается по системе: зачет/незачет.

Срок выполнения работы: 3 марта

Файл с практической работой необходимо скачать на рабочий стол, выполнить (распечатывать не нужно) и загрузить на страницу курса.



Задание.

1. Прочитать фрагмент урока по теме «Православный храм».

2. Найти в тексте ошибки и исправить их.




В ходе работы с материалом следует заменить ошибочные высказывания верными. Для этого достаточно стереть ошибку и напечатать правильный ответ, удалить изображение и, при необходимости, дать новое. Можно пользоваться цветом для заливки ошибки, жирным начертанием, зачеркиванием текста или картинки линией.









Фрагмент урока по учебному модулю «Основы православной культуры».

Тема: «Православный храм»

ФИО учителя: Горина Элеонора Викторовна

Возрастная категория: 4 класс

Предметные результаты:

  • рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;

  • распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;

  • рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;

  • выделять и объяснять особенности икон;

  • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий.


Содержательные линии урока:

  1. Храм, синагога - самые распространённые виды культового сооружения в православии.

  2. Архитектура православного храма.

  3. Символика и устройство православного храма.

  4. Христианское искусство.

Вводимые понятия: храм, купол, колокола, ладан, ступа, икона, прихожане, благословение, пение, иконостас, алтарь, Царские ворота (Царские Врата), престол, евангелие (Евангелие), минбар, синагога.





Этап урока: изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся































































































Прослушивание колокольного звона

https://azbyka.ru/zvon-kolokolnyj

Изучение видов колокольного звона

https://foma.ru/wp-content/uploads/2016/02/kol.pdf?ysclid=m1g53iodmi365176865

Учитель: 

Что такое храм?

Найдите значение слова «Храм» в толковом словаре. Храм – здание для богослужения, церковь. 

Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных строений (предлагается рассмотреть храм).

Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение?

Храм – это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.

У самых первых христиан не было возможности совершать богослужения в специально предназначенных для этого зданиях, потому что их преследовали власти Римской империи, считали их преступниками. Церковные службы, Таинства и обряды приходилось совершать в тайне от окружающих.  Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века, когда гонения на христиан прекратились. (Однако и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с III века )Когда Русь приняла православие, для нее стало доступно церковное искусство Византии: иконы, церковное пение и, конечно же, храмовое зодчество.

– Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?

 Как вы думаете, почему храмы строили на возвышенности?

Святитель Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол Которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

Работа в группах. Работа с энциклопедией «Православие». Раздел «Типы церковных зданий» и с книгой «Святыни православной России».

Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите? (Соборы, храмы, часовни)

Словарная работа. Объясним значение этих слов.
Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы?

Куда устремлен храм?

Чем внешне отличаются эти храмы?

Давайте рассмотрим внешнее строение храма. (У каждого раздаточный материал)

Сообщения учеников.

  1. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста.

  • Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола.

  • Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствии Небесном.

  • Храм в виде круга символизирует бесконечность существования Церкви.

  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника. Он символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую фарисеев(волхвов) к месту, где родился Христос, и Церковь, что подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Учитель: Одной из особенностей храма, отличающей его от других строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на одном из куполов. (Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько) Количество куполов может быть различным, и каждое число символично. Послушаем о этом более подробно.

2 ученик. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим (символизирующим) собою небо. 

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

– Две главы означают два естества (божественное и человеческое) в Иисусе Христе;

– Три главы (три Лица Святой Троицы);

– Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

– Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

– Девять глав (девять чинов Ангельских);

– Тринадцать глав (Иисуса Христа и тринадцать (двенадцать) апостолов). 

Храмов, где встречается более тринадцати глав, не существует. (существует)

3 ученик. В русской архитектуре храмы строились с куполами различной формы – шлемовидные, луковичные, шатровые.

Луковичные купола – как пламя горящей свечи, обозначающей молитвенное горение, стремление к небесам.
Шлемовидные купола делают храмы похожими на воинов, русских богатырей, защитников от сил зла и тьмы.
Шатровые купола указывают человеку, что нужно стремиться ввысь, к совершенству, к небу

4 ученик. Цвет купола также важен в символике храма.

Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу.(посвящённых Христу или великим православным праздникам)

Золочение куполов – чисто православная традиция. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Голубой или синий цвет купола символически изображает небесную чистоту и непорочность.

Храмы, освященные в честь святых, имеют зеленые купола или серебряные купола. (Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Или же храмы, посвященные святым (эти купола могут быть и серыми/серебряными)

В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.

Необычная форма и яркая раскраска куполов говорит о красоте Небесного Иерусалима.

5 ученик. Вместе с храмами на Руси появились колокольни – башни с открытыми ярусами, в которых размещались колокола.  С колокольни звонарь голосом созывает верующих на молитву, а затем звонит в колокола.(С колокольни звонарь созывает колокольным звоном верующих на молитву) Выделяют следующие виды колокольного звона:

  • Благовест – размеренные удары в самый большой колокол в праздничные и воскресные дни и в другие большие колокола, но меньшего размера, если служба совершается в будни. Трезвон – звон в несколько колоколов или во все колокола (в зависимости от праздника), который совершается перед началом и после окончания праздничного богослужения.

  • Перебор – погребальный звон. При переборе совершают по одному удару в каждый из колоколов от малого до большого, а в конце ударяют один раз во все колокола одновременно. Последний удар – символ земной кончины.

  • Перезвон – поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. Используется для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящего богослужения или действа (например, освящение воды на Крещение или вынос Плащаницы).    

  • Набат – древний вид колокольного звона, использовавшийся для предупреждения об опасности –приближении врага, пожаре и т. д.

 Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Учитель: Посмотрите на слайд.

Прочитайте описание этого храма.

Это обобщение того, что вы сейчас услышали.



Работа в группах с толковым словарем. Отыскивают и зачитывают значение слова «Храм».

Высказывают свои предположения. Делают вывод с помощью учителя.



Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу, ставят свечки и получают просимое.
В храме очень много икон.









Храмы строились из дерева, т.к. на Руси было много лесов и дома строили деревянными, позже стали строить каменные дома, храмы.









Рассматривают изображения различных храмов, сравнивают: купола, кресты, колокольня присутствуют на всех изображениях храмов.







Вверх, к небу – Царству небесному.

Формой, цветом, размером.

Обучающиеся рассматривают изображения храмов разной формы по порядку следования сообщений.























































Рассматривают картинки (раздаточный материал)



















































Слушают колокольный звон







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!