СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по биологии на тему: "Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие

Тема: Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Цель: На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды.

Оборудование: аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица».

Краткие теоретические сведения.

Аквариум - это искусственная экосистема, функционирование и раз­витие которой регулируется человеком. Различают 3 разновидности ак­вариумов: а) хищный (цихлидариум); б) смешанного питания (рыбы ма­лых и средних размеров); в) видовой.

 

При создании аквариума смешанного питания используют растения трех групп: плавающие на поверхности воды (водяная капуста, ряска малая); плавающие в толще воды (элодея канадская, элодея зубчатая) и те, которые укореняются в грунт (валиснерия спиральная, криптоко- рина).

 

Аквариум заселяют видами рыб с разными типами питания:

  • фито­фаги (лабео, кольчужный сом);
  • зоофаги (неон, минор, конго);
  • смешан­ного питания (барбусы, гуппии, меченосцы).

 

Кроме рыб, в аквариуме есть

  • моллюски (физа пузырчатая, котушка роговая, котушка белая),
  • кольчатые черви (трубочник),
  • ракообразные (дафнии, креветки пресноводные),
  • одноклеточные (инфузория-туфелька).

 

Цепи питания в аквариумах короткие по такой причине: для функцио­нирования аквариума необходимо постоянное внесение кормов человеком. Так как известно, что с одного трофического уровня на другой передается только 1% энергии, то количество трофических уровней, которые могут обеспечиваться энергией, аккумулированной в кормах, ограниченное. И потому цепи в аквариумах характеризуются наличием 2-4-х звеньев.

Примеры цепей питания:

• зеленые водоросли - кольчужный сом;

• инфузория-туфелька - физа пузырчатая (моллюск);

• хламидомонада - инфузория-туфелька - дафния;

• зеленые водоросли - лабео;

• бактерии - дафния - неон и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по биологии на тему: "Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)".»

Практическое занятие

Тема: Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Цель: На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды.

Оборудование: аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица».

Краткие теоретические сведения.

Аквариум - это искусственная экосистема, функционирование и раз­витие которой регулируется человеком. Различают 3 разновидности ак­вариумов: а) хищный (цихлидариум); б) смешанного питания (рыбы ма­лых и средних размеров); в) видовой.


При создании аквариума смешанного питания используют растения трех групп: плавающие на поверхности воды (водяная капуста, ряска малая); плавающие в толще воды (элодея канадская, элодея зубчатая) и те, которые укореняются в грунт (валиснерия спиральная, криптоко- рина).


Аквариум заселяют видами рыб с разными типами питания:

  • фито­фаги (лабео, кольчужный сом);

  • зоофаги (неон, минор, конго);

  • смешан­ного питания (барбусы, гуппии, меченосцы).


Кроме рыб, в аквариуме есть

  • моллюски (физа пузырчатая, котушка роговая, котушка белая),

  • кольчатые черви (трубочник),

  • ракообразные (дафнии, креветки пресноводные),

  • одноклеточные (инфузория-туфелька).


Цепи питания в аквариумах короткие по такой причине: для функцио­нирования аквариума необходимо постоянное внесение кормов человеком. Так как известно, что с одного трофического уровня на другой передается только 1% энергии, то количество трофических уровней, которые могут обеспечиваться энергией, аккумулированной в кормах, ограниченное. И потому цепи в аквариумах характеризуются наличием 2-4-х звеньев.

Примеры цепей питания:

• зеленые водоросли - кольчужный сом;

• инфузория-туфелька - физа пузырчатая (моллюск);

• хламидомонада - инфузория-туфелька - дафния;

• зеленые водоросли - лабео;

• бактерии - дафния - неон и т.д.



Ход работы:

1 . Рассмотрите картинку аквариума и его обитателей.


Дафния














Циклоп Улитка




2. Опишите аквариум как экосистемы по параметрам.


  1. Укажите факторы среды.


Биотические

Абиотические










  1. Укажите компоненты экосистемы.


Продуценты

Консументы

Редуценты














Контрольные вопросы:


  1. Дайте определение понятиям: продуценты, консументы, редуценты.

  2. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

  3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.

  4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

  • падают прямые солнечные лучи;

  • в аквариуме обитает большое количество рыб.

  • в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;


Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!