Практическая работа № 1
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
Цель работы: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, статистические данные
Опорные понятия:
Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая необходимые физические и психические способности, общеобразовательные и профессиональные знания, необходимые для работы в общественном хозяйстве.
Экономически активное население (ЭАН) – это население в возрасте от 15 – 70 лет, которое предлагает свою рабочую силу для производства товаров и предоставления услуг.
Безработные – это лица возраста 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались ее поисками и были готовы приступить к ней.
Уровень безработицы – это отношение количества безработных к численности ЭАН.
Возрастной состав населения – распределение населения по возрастным группам: младшего возраста – дети от 0 до 14 лет; среднего возраста – от 15 до 59 лет; пожилого возраста – от 60 лет и старше.
Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости и смертности, соотношение которых определяет величину естественного прирост.
Ход работы
Рассчитайте долю населения среднего возраста стран, представленных в таблице 1. Заполните таблицу по образцу.
Пример расчета для США
а) доля населения среднего возраста: 100 % - (население младшего возраста + население старшего возраста)%; 100% (20+17)% = 63 %
б) разница между долей населения среднего возраста и долей ЭАН: 63-51 = 12 %
Страна | Население,млн чел. | Население младшего возраста,% | Население среднего возраста,% | Население старшего возраста,% | Тип воспроизводства | К какому типу стран относятся | Доля ЭАН в общей численности населения , % | Разница между долей населения среднего возраста и ЭАН,% | Часть света(регион) |
США | 321 | 20 | | 17 | | | 51 | | |
Германия | 81 | 13 | | 25 | | | 48 | | |
Россия | 139 | 15 | | 19 | | | 50 | | |
Бразилия | 205 | 26 | | 9 | | | 48 | | |
Китай | 1343 | 18 | | 13 | | | 59 | | |
Индия | 1206 | 30 | | 9 | | | 39 | | |
Сделайте выводы:Какие страны имеют максимальную и минимальную долю населения младшей возрастной группы?
Какие страны имеют максимальную и минимальную долю населения старшей возрастной группы?
Задание 2.Дайте качественную оценку трудовых ресурсов сравниваемых стран, проанализировав таблицу 2.
страна | ВВП на душу населения (дол.США) | Государственные расходы на образование и охрану здоровья (% к ВВП) | Среднее число студентов на одного преподавателя (учеников на одного учителя) | Доля грамотных от общей численности населения (% в возрасте 15 лет и старше) | Доля населения, окончившего высшее учебное заведение разного уровня (%) | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (года) |
США | 43017 | 4,9 | 6,9 | 13,9 | 98,2 | 36 | 78,5 |
Германия | 34854 | 4,4 | 8,2 | 13,0 | 100 | 24 | 80,4 |
Россия | 14561 | 4,1 | 4,2 | 17,4 | 99,6 | 28 | 68,8 |
Бразилия | 10162 | 5,0 | 4,8 | 23,0 | 90 | 9 | 73,5 |
Китай | 7476 | 1,9 | 1,8 | 26,0 | 94 | 11 | 73,5 |
Индия | 3468 | 3,2 | 0,9 | 29,3 | 62,8 | 7 | 65,4 |
Рассчитайте государственные расходы на образование и здравоохранение сравниваемых стран в долларах США на душу населения.
Пример расчета для США (ВВП на душу населения – 43017 долл США, государственные расходы на образование – 4,9% от ВВП, на здравоохранение – 6,9% от ВВП):
а) государственные расходы на образование на душу населения:
(43017 долл.США х 4,9): 100 = 2107,8 долл.США;
б) государственные расходы на охрану здоровья на душу населения:
(43017 долл.США х 6,9): 100 = 2968,2 долл.США.
Сделайте вывод: Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловившие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Учитывая, что рассматриваемые вами страны относятся к разным регионам мира, укажите, какой (какие) из них лучше обеспечены трудовыми ресурсами как с количественной, так и с качественной точки зрения.
Задание 3.
В зависимости от доли ЭАН, занятого в основных сферах хозяйства (прежде всего в сельском хозяйстве), различают аграрные, индустриально-аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Заполните таблицу, используя данные картодиаграммы(Рис.1)
Классификация стран по занятости ЭАН в основных сферах производства | страна | Доля ЭАН, занятого в непроизводственной сфере,% | Тип страны | Регион |
Постиндустриальные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет 10 % и менее) | | | | |
индустриальные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет от 11 до 35 % ) | | | | |
Индустриально-аграрные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет от 36 до 59 %) | | | | |
Аграрные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет 60 % и более) | | | | |
Сделайте вывод: Охарактеризуйте связь, существующую между долей населения, занятого в основных сферах хозяйства, и уровнем экономического развития страны (типом). Учитывая, что рассмотренные вами страны относятся к разным регионам мира, укажите, какой (какие) из них характеризуется самой высокой долей ЭАН, занятого: а) в сельском хозяйстве; б) в непроизводственной сфере.
Рис.1.Структура занятости населения в отдельных регионах мира