СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по дисциплине ОДБ12 География для студентов первого курса специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) на тему: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по дисциплине ОДБ12 География для студентов первого курса специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)    на тему: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира

Дает возможность провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивает  умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по дисциплине ОДБ12 География для студентов первого курса специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) на тему: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»

Практическая работа № 1

Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира


Цель работы: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.


Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, статистические данные


Опорные понятия:


Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая необходимые физические и психические способности, общеобразовательные и профессиональные знания, необходимые для работы в общественном хозяйстве.

Экономически активное население (ЭАН) – это население в возрасте от 15 – 70 лет, которое предлагает свою рабочую силу для производства товаров и предоставления услуг.

Безработные – это лица возраста 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались ее поисками и были готовы приступить к ней.

Уровень безработицы – это отношение количества безработных к численности ЭАН.

Возрастной состав населения – распределение населения по возрастным группам: младшего возраста – дети от 0 до 14 лет; среднего возраста – от 15 до 59 лет; пожилого возраста – от 60 лет и старше.

Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости и смертности, соотношение которых определяет величину естественного прирост.


Ход работы

  1. Рассчитайте долю населения среднего возраста стран, представленных в таблице 1. Заполните таблицу по образцу.

Пример расчета для США

а) доля населения среднего возраста: 100 % - (население младшего возраста + население старшего возраста)%; 100% (20+17)% = 63 %

б) разница между долей населения среднего возраста и долей ЭАН: 63-51 = 12 %

Страна

Население,млн чел.

Население младшего возраста,%

Население среднего возраста,%

Население старшего возраста,%

Тип воспроизводства

К какому типу стран относятся

Доля ЭАН в общей численности населения , %

Разница между долей населения среднего возраста и ЭАН,%

Часть света(регион)

США

321

20


17



51



Германия

81

13


25



48



Россия

139

15


19



50



Бразилия

205

26


9



48



Китай

1343

18


13



59



Индия

1206

30


9



39




Сделайте выводы:Какие страны имеют максимальную и минимальную долю населения младшей возрастной группы?

Какие страны имеют максимальную и минимальную долю населения старшей возрастной группы?









Задание 2.Дайте качественную оценку трудовых ресурсов сравниваемых стран, проанализировав таблицу 2.

страна

ВВП на душу населения (дол.США)

Государственные расходы на образование и охрану здоровья (% к ВВП)

Среднее число студентов на одного преподавателя (учеников на одного учителя)

Доля грамотных от общей численности населения (% в возрасте 15 лет и старше)

Доля населения, окончившего высшее учебное заведение разного уровня (%)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (года)

США

43017

4,9

6,9

13,9

98,2

36

78,5

Германия

34854

4,4

8,2

13,0

100

24

80,4

Россия

14561

4,1

4,2

17,4

99,6

28

68,8

Бразилия

10162

5,0

4,8

23,0

90

9

73,5

Китай

7476

1,9

1,8

26,0

94

11

73,5

Индия

3468

3,2

0,9

29,3

62,8

7

65,4



Рассчитайте государственные расходы на образование и здравоохранение сравниваемых стран в долларах США на душу населения.

Пример расчета для США (ВВП на душу населения – 43017 долл США, государственные расходы на образование – 4,9% от ВВП, на здравоохранение – 6,9% от ВВП):

а) государственные расходы на образование на душу населения:

(43017 долл.США х 4,9): 100 = 2107,8 долл.США;

б) государственные расходы на охрану здоровья на душу населения:

(43017 долл.США х 6,9): 100 = 2968,2 долл.США.

Сделайте вывод: Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловившие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Учитывая, что рассматриваемые вами страны относятся к разным регионам мира, укажите, какой (какие) из них лучше обеспечены трудовыми ресурсами как с количественной, так и с качественной точки зрения.



Задание 3.

В зависимости от доли ЭАН, занятого в основных сферах хозяйства (прежде всего в сельском хозяйстве), различают аграрные, индустриально-аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Заполните таблицу, используя данные картодиаграммы(Рис.1)

Классификация стран по занятости ЭАН в основных сферах производства

страна

Доля ЭАН, занятого в непроизводственной сфере,%

Тип страны

Регион

Постиндустриальные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет 10 % и менее)





индустриальные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет от 11 до 35 % )





Индустриально-аграрные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет от 36 до 59 %)





Аграрные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет 60 % и более)







Сделайте вывод: Охарактеризуйте связь, существующую между долей населения, занятого в основных сферах хозяйства, и уровнем экономического развития страны (типом). Учитывая, что рассмотренные вами страны относятся к разным регионам мира, укажите, какой (какие) из них характеризуется самой высокой долей ЭАН, занятого: а) в сельском хозяйстве; б) в непроизводственной сфере.



Рис.1.Структура занятости населения в отдельных регионах мира